Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

«Україна Молода» о санации двух северодонецких заводов: «Высокие технологии банкротства»

Михайло Бублик, «Україна Молода» №028 за 15.02.2005

Кто там гибнет за металл?
Высокие технологии банкротства

изображение © umoloda.kiev.ua
Возможно, кто-то вскоре напишет фундаментальный научный труд о том, как уничтожалась когда-то могучая государственная украинская промышленность в период с 1991 по 2005 гг. Возможно, автор(ы) этой монографии даже сумеет(ют) обнаружить главных виновников преступления века поименно. А журналистам пока еще остаётся только описывать частные случаи, высказывая разве что предположение: кто? где? когда? кому выгодно? А также тайком надеяться, что ещё не слишком поздно и что-то ещё можно спасти от окончательного разграбления.

Если хочешь быть здоров — санация!

Здесь ключевое слово — «разграбление». Если хотите мягче — «разворовывание». Ведь главная причина не в плохом менеджменте и тем более не в неблагоприятной рыночной конъюнктуре. Сколько мне не приходилось писать о подобных случаях, практически всегда оказывалось, что каждый «несчастный» завод закрывали целеустремлённо, а цели формулировали достаточно высокопоставленные чиновники, те, кому по должности надлежало работать в противоположном направлении. Предложения же производственных «романтиков», которые оббивали пороги высоких кабинетов в попытках доказать работоспособность и потенциальную прибыльность обречённого предприятия, с того же таки порога и отбрасывали. В лучшем случае — без рассмотрения; в худшем — романтика отправляли на нары. Иногда они прорывались в высшие судебные инстанции страны, однако их вердикты, по крайней мере на территории Луганской области, были недействительными. Такое вот загадочное дело.

Потому, когда мне в руки попали документы о нынешней бедности двух северодонецких заводов, схема их «заприбуткування» не показалась мне слишком уж оригинальной. Разве что время для «операции» было выбрано удачно: выборы! Когда идёт поединок за целую страну, кто будет обращать внимание на пару недобитых заводов? Хотя при сходстве схем эмоции в каждом конкретном случае «дерибан» вызывает разные. Одно дело — убогий литейный заводик, где технологию не изменяли с позапрошлого века, и совсем другое, когда под ацетиленовую горелку попадает оборудование, скажем, приборостроительного завода, где в лучшие времена работало до 8 тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров. Северодонецк вообще всегда был городом высокого интеллекта и высоких технологий. А местный приборостроительный производил продукцию, которую раскупали не только страны СЭВ...

Вряд ли это обстоятельство утешит приборостроителей, но всё же умирать их предприятие (если новая власть своевременно и решительно не вмешается) будет не на одиночестве. Такая же перспектива намечена для ещё одного северодонецкого предприятия — завода сопротивлений (СЗС). Кто не знает: без сопротивлений представить себе современную электротехнику невозможно, начиная от компьютеров и заканчивая сверхмощными портовыми кранами. И если приборы определённых типов и класса точности могут устареть и потерять покупателей, то сопротивления (в электронике их ещё называют резисторами) скоро из обихода не выйдут. Это я к тому, что нужно было приложить незаурядные усилия, чтобы довести СЗС до состояния банкротства.

Впрочем пролистаем эту страницу новейшей истории отечественной промышленности не задерживаясь — чтобы не терять драгоценного времени. Обратимся сразу к моменту, когда кредиторы вдруг обеспокоились судьбой своих вложений в оба завода. Точнее, с ходатайством относительно возбуждения дела о банкротстве ОАО «Северодонецкий приборостроительный завод» в суд Хозяйственного Луганской области обратилась тамошняя Государственная налоговая инспекция (она, понятно, в завод своих средств не вкладывала и своей продукции не поставляла). Произошло это в мае 2003 года, а уже 30 октября был утверждён реестр кредиторов. Общая сумма требований — почти 4,6 миллионов гривень, в том числе требования ГНИ — 1 миллион 24,5 тысяч гривень. В будущем месяце сформировали так называемый комитет кредиторов и постановлением Хозяйственного суда открыли процедуру санации СПС сроком на один год. Управляющим санацией должника назначили Г. О. Балабу.

Имена их неизвестны

В документах из этого дела я не нашел имени и отчества управляющего, только в одном месте, рядом с фамилией, в скобках было примечание: «м. Луганск». Однако это несущественно, поскольку господин Балаба плана санации выполнить не смог. По той причине, что собственно плана так и не появилось. По крайней мере в определенном законом порядке его не утвердили. Первого апреля (очевидно, как розыгрыш) в адрес суда поступил какой-то проект, рассмотрение которого судья назначил на другой знаменательный день, — 22 апреля. Но за ходатайством господина Балабы день рождения вождя мирового пролетариата минул бесплодно. Как отмечается в справке ГНИ в Луганской области, «принимая во внимание то, что план санации не согласован с органом, который уполномочен руководить государственным имуществом (облгосадминистрация в Луганской области. — Авт.), суд удовлетворил ходатайство и назначил судебное заседание на 15.05.2004 года».

И так — шесть раз. План был утверждён аж 14 октября прошлого года. За эти полгода успел освободиться по собственному желанию господин Балаба, а его преемник О. В. Павленко так и не начал работу. По этому поводу Налоговая индифферентно замечает: «Не поступило заявления о согласии на назначение управляющего санацией предприятия-должника». Нынешний план рассчитан до 24 мая 2005-го. Интересно, что в справке ничего нет о назначении нового управляющего, однако в тексте промелькнуло, что на следующем заседании Хозяйственного суда 25 февраля 2005-го М. О. Балаба «должен предоставить суду текущий отчёт о выполнении плана санации должника». Вернулся ли он?

Напомним, санацию назначают для того, чтобы не довести предприятие, которое уже начинает дышать на ладан, к летальному исходу. С этой позиции усердность Налоговой вполне заключается в рамки известного анекдота:

— Доктор, а может, всё же в реанимацию?

— Больной, не занимайтесь самолечением. Сказано: «в морг», значит — в морг!

Если верить записке заместителя главы Луганской облгосадминистрации Юрия Зюкова, которую он направил первому заместителю Владимиру Иванову, «самолечение» приборостроительного выглядит намного успешнее, чем прописанная ему судом «терапия».

«На ОАО «СПС» после назначения 12.06.03 Хозяйственным судом распорядителем имущества Балабы Г. О. (без согласования с отраслевым управлением) и освобождения директора Афанасьевского Е. А. производственная деятельность предприятия резко ухудшилась. Объёмы производства по итогам 2003 года снизились на 21,1 процента, задолженность по заработной плате составила 2 миллиона 232,5 тыс. грн. (по итогам 5 месяцев 2003 года), к назначению отмеченного распорядителя имущества роста объема производства составляло 24,9 процента, на выставке «Восточные Ворота-2003» демонстрировали образцы новой продукции, изготовленной предприятием в 2003 году)».

К процитированному отрывку можно добавить, что итоги 2004-го тоже не утешительны. На протяжении трёх кварталов производство упало на 17,6 процента, долги по зарплате выросли до 2,5 миллионов гривень. Следует думать, налоговая недоимка тоже не уменьшилась. Так для чего вообще понадобилось такое «оздоровление»? Очевидно, подсказку нужно искать в действиях экономических «эскулапов». А они (эскулапы) в декабре прошлого года начали распродажу «лишнего» имущества. Вот только кто должен определять, излишне оно или ещё пригодится?

На аукционе 8 декабря продали 23 единицы оборудования за 120 тысяч гривень. 14 декабря за 826 тысяч гривень были реализованы цеха, в которых те «единицы» установлены. На следующий день итоги аукционов рассматривал Северодонецкий городской совет и целесообразными такое разграбление не признал. Вместо этого депутаты решили забрать государственную часть имущества в ОАО «СПС» в государственную собственность. Кстати, на заседании называли отдельные виды проданного оборудования. Например, с молотка пошли машины литья под давлением. По собственному опыту знаю, что одна такая машина может стоить 120 тысяч гривень, если, конечно, оценивать её не как утиль. Как правило, оборудование, в котором используют высокое давление, стоит недёшево, а, кроме литейных машин, 8 декабря продали ещё и несколько прессов.

Что же касается зданий и сооружений... Здесь можно спорить, но напомню: во время приватизации коммунальной собственности Северодонецк был чемпионом по стоимости объектов, которые продавали с аукциона. За маленькие нежилые помещения городской Фонд коммунального имущества умудрялся получать десятки тысяч гривень. А здесь — целые цеха. В рабочем состоянии, между прочим.

Движение сопротивлений

История с банкротством... простите, с санацией Северодонецкого завода сопротивлений от вышеизложенной отличается деталями. На ОАО «СЗС» процедура была открыта Хозяйственным судом чуть позже, 25 марта 2004 года, но план её утвердили оперативнее. Быстро нашёлся и инвестор, о котором на Донбассе можно было только мечтать: гражданин России Ивашин Игорь Николаевич, директор НПК «Оптрон», г. Пенза. Из другой справки Зюкова, которую он направил тогдашнему главе облгосадминистрации Александру Ефремову и председателю областной ГНИ Александру Антипову: «С момента входа инвестора ... на ОАО «СЗС» возобновлено 87 единиц оборудования, запущена вся технологическая цепочка оборудования, что позволяет производить резисторы по полному циклу производства, выработано совместной деятельностью 3,14 млн. штук резисторов на общую сумму свыше 300 тыс. грн. В июле 2004 года, согласно с инвестиционным договором, на завод поступила первая сумма 354 тыс. грн., погашено больше 30 процентов задолженности по заработной плате. Налажен бухгалтерский учёт, который долгое время отсутствовал, укомплектовывает штат бухгалтерии, сформированы органы управления предприятием».

Есть в справке и факты в подтверждение тезиса о высокой ликвидности северодонецких сопротивлений. Ивашин, говоря чиновническим стилем, «наработал портфель заказов» даже с министерством обороны РФ. Это собственные телевизоры в России делать не научились, а военную электронику там выпускают вполне на уровне мировых стандартов. Наши резисторы стали бы полезны военным, если бы не прихоти отдельных чиновников, которые выдают себя за украинских.

«Однако после замены председателя комитета кредиторов (Ткаченко Д. А. — представитель ГНИ г. Северодонецк. — Авт.) деловое сотрудничество прекратилось». Что это значит на практике, видно из письма, направленного россиянином городскому голове Северодонецка Владимиру Грицишину: «...следующий платёж, согласно с тем же графиком, должен был быть внесён до конца октября 2004 года. О готовности внесения очередного платежа упраляющий санацией Панасенко О. В. мной был поставлен в известность в 20.10.04 г., а затем, повторно, поставлен в известность в письменной форме в 27.10.2004 г., вх.,168».

А Панасенко брать деньги не желает. По инициативе Грицишина 3 ноября прошлого года проводят совещание в облгосадминистрации. Управляющий санацией вроде бы соглашается принять деньги, однако опять не принимает. Ему некогда этим заниматься. Продолжается резвая переписка между ним и инвестором, но даже помощь заместителя главы облгосадминистрации Юрия Зюкова не оказывает на санаторов надлежащего впечатления. Может, предвыборные страсти, которые бурлят в стране, сделали их нечувствительными даже к недвусмысленно выраженным пожеланиям областного руководства?

Ещё задолго до выборов, в начале 2003-го, Александр Ефремов выдал тогдашнему своему первому заместителю Валентину Дзоню поручение «о недопущении разграбления государственного имущества предприятия» — однако «грабили». По инициативе местной ГНИ два года тому назад провели торги по реализации 16 единиц оборудования (Зюков считает — в нарушение норм Закона «Об установлении платежеспособности должника или признания его банкротом»). После чего на заводе появились молодцы исполнительной службы горотдела юстиции, отстранили заводскую охрану, посрывали — под объективами телекамер — замки и пломбы на воротах и вывезли действующее оборудование. А мы думали, любой чиновник в пределах области аж приседает от испуга, услышав фамилию «Ефремов».

Здесь одно из двух: или теперь уже прежнего «губернатора» не так уже и уважали подчиненные, или всё это происходило с его ведома. Складывается впечатление, что упорный производственник Зюков (до того, как перейти в прошлом году в облгосадминистрацию, Юрий Евгеньевич возглавлял одно из самых успешных в Украине угольных объединений — «Ровенькиантрацит») не до конца понял правила игры, установленной в области ефремовскими «комсомольцами».

Народ скажет...

Однако это лишь впечатление, а документально эта история выглядит так, будто разгромом двух заводов руководят отдельные чины налоговой службы. Ведь и в первом, и во втором случае инициаторами возбуждения дел по банкротству была ГНИ в г. Северодонецк; комитеты кредиторов обоих заводов возглавляет один и тот же человек — начальник отдела оперативного обеспечения взыскания налогового долга А. А. Иванов. Правда, такую должность он занимал в ноябре 2003-го. В письме же, написанном от имени трудового коллектива СПС в августе прошлого года, фигурирует другая его ипостась: заместитель начальника налоговой милиции города. В том же письме сообщается, что исполнительным директором ОАО «СПС» на период санации назначенн Дмитрий Хворостян, «бывший работник налоговой милиции г. Северодонецк, освобожденный из-за каких-то махинаций на таможне — уголовное дело по данному факту не закрыто)».

В переписке «ответственных товарищей» таких подробностей нет. По-видимому, трудовой коллектив действительно в отчаянии и режет правду-матку в глаза без лишней дипломатичности. Сведения, которые содержатся в его обращениях, дают определенную информацию на тему «кому выгодно». Например, в уже упомянутом августовском письме, адресованном, кроме Ефремова и Антипова, ещё и тогдашнему Премьеру Януковичу, отмечается:

«Нам стало известно, что за всеми «движениями» вокруг завода стоит луганский бизнесмен Г., который занимается перепродажей металлообрабатывающего оборудования и металлолома... Г. уже принимал участие в распродаже оборудования двух заводов города Северодонецк, что были в процедуре банкротства — «ОКБА» и «Северодонецкий завод сопротивлений», а также был на нашем заводе, когда предприятием руководил Афанасьевский Е. О., предлагая распродать заводское оборудование, но получил отказ». К цитате можно прибавить, что авторы письма связывают деятельность бизнесмена Г. именно с интересами руководителей местной налоговой милиции. Приблизительно такие же мотивы раздаются и в коллективном листе работников завода сопротивлений.

Правду ли говорит народ? Юрий Зюков в телефонном разговоре подтвердил свою позицию: он отметил, что будет драться за предприятия до последнего, и очень неодобрительно отозвался в адрес инициаторов «дерибана», однако поимённо их не назвал. Попытка пообщаться с председателем ГНИ в Луганской области господином Антиповым оказалась менее удачной. Секретарша на мой вопрос (с изложением сферы заинтересованности) попросила подождать. Судя по музыке в трубке, она пообщалась с шефом, после чего посоветовала обратиться к помощнику Александра Николаевича. Тот долго не думал — и отправил корреспондента в пресс-службу. Ситуация, знакомая почти каждому журналисту. Впрочем есть шанс узнать о настоящих героях другим путём. В последний час стало известно, что городской председатель Северодонецка Владимир Грицишин обратился к народным депутатам Юлию Иоффе и Геннадию Удовенко, и все они совместными усилиями убедили Генеральную прокуратуру возбудить за изложенными здесь фактами (и некоторыми другими) сразу пять уголовных дел. Может, отражается-таки на забытой Богом Луганщина приход к власти новых людей?..


 
Другие материалы по теме:

23.12.2004, 15:04 ОАО „Северодонецкий приборостроительный завод” самый большой должник по выплатам зарплат

10.08.2004, 23:09 На «Северодонецкий приборостроительный завод» также не нашлось покупателей

15.06.2004, 12:45 Фонд государственного имущества Украины сообщает о проведении аукциона по продаже ОАО "Северодонецкий приборостроительный завод"