Ольга Бодрухина,
«Комсомольская правда — Луганск»»
Сколько стоят «детские трудодни»
Школьные летние отработки достались нам в наследство от советской системы. Во время каникул ученикам пятых-одиннадцатых классов предлагается две недели увлекательно, а главное с пользой проводить время за мытьем парт, уборкой классов и территорий школ. Такая трудовая повинность слегка отдает феодализмом, но рыночная экономика уже начала пробиваться и в школы.
Заплати — и гуляй
Перспектива работать «за спасибо» не улыбается даже самому прилежному ученику. А тут еще, как в песне, «море зовет, волна поет…» и поездка на отдых уже не за горами. Как решить проблему отработок школьникам и их родителям? Проще всего получить отсрочку.
— Летняя практика в нашей школе проходила с 1 по 13 июня,— говорит директор СОШ №26 Светлана Банатова. — Кроме уборки территорий вокруг школы, она включала в себя посещение городских музеев и практикумы по различным предметам. Те, кто не могли отрабатывать в это время, приносили объяснительные записки от родителей, и мы составили для них график прохождения практики в августе. От отработок были полностью освобождены некоторые ученики спортивных классов — они уехали на сборы.
Как быть другим ученикам — не спортсменам? В большинстве городских школ действует правило pay and go (дословно с англ. «заплати, и можешь быть свободен» — прим. авт.). В качестве компенсации за непосещение летних отработок ученики сдают деньги в фонд школы. Двухнедельный детский труд оценивается в достаточно скромную сумму, от двух до четырех десятков гривен.
Примерно столько же стоит (через знакомых) медицинская справка, где говорится, что ребенок не может посещать отработки из-за проблем со здоровьем: аллергия на моющие средства, пыль и т.п. Справка от врача — надежное и проверенное средство против эксплуатации детей. Настолько проверенное, что ей уже мало кто верит, даже сердобольная школьная медсестра.
По следам пионеров
Есть ли другие способы грамотно «закосить» трудовую повинность? Как оказалось, есть, и немало. Большинство идей подкидывает сама школа. Во многих учебных заведениях практикуется «оброк» орудиями труда — ведрами и вениками, которые столь необходимы в хозяйстве школы. А в некоторых случаях «откупиться» можно и воспетым в советские времена сбором металлолома или макулатуры.
— Чтобы не посещать отработки, нам предложили заплатить 20 гривень или принести столько же килограмм макулатуры, что и сделало большинство, — рассказывает Лиза, ученица 8 класса СОШ №26. — Поэтому из 35 человек класса отрабатывали только семь.
Экономия человеческих ресурсов, как говорится, налицо. Помочь школе, а заодно и своему ребенку, можно строительными материалами, такими как штукатурка, побелка, краска — летом в учебных заведениях обычно проводится ремонт.
Чтобы избежать отработок, не обязательно что-то приносить в школу. Можно поступить с точностью до наоборот, а именно — забрать домой школьные герани и фикусы, взяв на себя обязательство ухаживать за ними в течение всего лета. Учителя сами часто предлагают ученикам позаботиться о растениях на летних каникулах, естественно, не безвозмездно.
Такие сложности. Но есть вопрос: стоит ли прибегать к «альтернативным вариантам» прохождения трудовой практики? Существует ли здесь проблема? Может, пусть себе дети трудятся?
А может, пусть работают?
Как оказалось, проблема существует. Тот же летний ремонт в школах — весомый аргумент не в пользу летних отработок. Школьник может надышаться краской, перемазаться с ног до головы, или, чего доброго, взобраться на стремянку и свалиться оттуда. К тому же в процессе общественно-полезного труда может выясниться, что у ребенка действительно аллергия на чистящий порошок. Возня в холодной воде (горячая в школах бывает редко) также не лучшим образом отразится на здоровье школьника.
Не меньше опасностей таит в себе работа на открытом воздухе. Результатом долгого пребывания на солнце во время уборки пришкольного участка может стать тепловой или солнечный удар. Поднимая с земли всякий мусор вручную, без специальных перчаток (сомнительно, что школа обеспечивает ими учеников), можно подцепить все, что угодно. Или порезаться осколками стекла.
Сказанного достаточно, чтобы запугать любого родителя. Однако есть и иной взгляд на проблему трудовой практики в школах. Некоторые родители высказываются «за» отработки:
— Я своей дочери сразу сказала, что не дам ни рубля на отработки. Дома ничего не делает, так пусть хоть в школе поработает, — считает Елена, мама шестиклассницы.
…Воистину, права была тетя Тома Сойера, утверждавшая, что труд оказывает благоприятное действие на неокрепшие детские души. Главное, чтобы рабочий процесс контролировался учителями, ответственными за трудовую практику, и родителям не приходилось волноваться за ребенка, работающего в опустевшей школе.
Заметим, что на время отработок школа не страхует детей, и в случае чего травмы, конечно же, не будут считаться «производственными». То есть любые порезы и переломы как будто во время игр получены. И лечение ребенка вам никто не оплатит.
Конкретно
Официально задача летней трудовой практики — привлечь школьников к общественно-полезной работе.
1-4 классы отрабатывают 4 дня не больше, чем по 3 часа в день. 5-6 классы отрабатывают 10 дней по 3 часа
7-8 классы отрабатывают 10 дней по 4 часа 10-е классы отрабатывают 10 дней по 5 часов
Выпускники от отработок освобождаются.
НюансПлан практики составляется администрацией школы. В этот план в зависимости от возраста «практикантов» могут входить учебные экскурсии в музеи или библиотеки, работы по благоустройству школы, реставрация книг школьной библиотеки. Для самых младших летней практикой могут быть подвижные игры на открытом воздухе.
Практика оценивается. По итогам отработок в табель выставляется отметка. Освобождение от отработок никакими нормативными актами не предусмотрено, сообщают в областном управлении образования.