Маршрутки перешли в наступление
Месяц прошел после того, как городские власти закрыли для части маршруток центр города. К изменениям многие луганчане не привыкли до сих пор. То и дело пассажиры спрашивают на всякий случай: «Это по Советской?» или «Я до «Динамо» доеду?» В дверях заторы, те, кто сели по ошибке, выбираются из салона… Скоро нас, пассажиров ждут новые перемены.
Поворачивай!
Движение в объезд Советской стало сюрпризом для всех. 3 октября водители вывесили объявления: маршрут изменился. По-хорошему, надо было предупредить горожан заранее. Но пресс-службе горсовета, видно, было не до того — нам рассказывали, как коммунальщики готовятся к отопительному сезону. Об изменении маршрутов сообщили постфактум.
— В «Жизни Луганска» вроде бы была информация, — говорит начальник управления транспорта горсовета Владимир Духник. — И в августе, когда планировалось изменение маршрутов, печатали…
Строго говоря, это было даже не изменение старых маршрутов. Фактически в городе появились новые маршруты — 137-й, который идет через Красную площадь, — это ведь не тот, что идет через Советскую. В итоге с «Таксопарка», к примеру, уехать на «Чапаева» — проблема. Маршрутки №197 ходят более-менее регулярно, но не так часто, как 137-е. По вечерам приходится садиться в тот автобус, который подъехал, а не в тот, которым удобнее добираться. А в объезд через «Красную площадь» — это лишних 20 минут в пути.
Первый опыт с объездом для маршруток был поставлен уже давно. Вначале через низ пустили микроавтобусы 126-го и 187-го маршрутов. После этого время в пути на больших автобусах и на «ГАЗелях» сравнялось — за гривню мы едем не быстрее, чем за 75 копеек. В маршрутном, напоминаю, такси мы едем не быстрее, чем в автобусе.
Несмотря на недовольство горожан эксперимент продолжили — Советскую от маршруток нужно очистить. Тем не менее главная улица города перегружена микроавтобусами по-прежнему, больших автобусов не хватает.
Недавно в редакцию «КП» поступил телефонный звонок, который развернул проблему совсем другой стороной.
— Советскую можно было разгрузить с гораздо меньшими потерями, — говорит Владимир Степанович (к сожалению, фамилию свою он не назвал). — Я имею в виду — с меньшими потерями для людей, пассажиров, в смысле. И ведь выход — проще не придумаешь!
Народное предложение
Интрига. И мы согласились на продолжение разговора, пусть и анонимного. Неужели все можно было сделать «в щадящем режиме»? Мы готовы были выслушать и бредовую идею, но мысль Владимира Степановича, пенсионера с инженерным образованием, бредовой не назовешь.
— С чего началось изменение маршрутной сетки? — пожилой инженер работал когда-то на транспорте. — «Советская перегружена, нужно разгрузить». Чтобы не выгонять внаглую (засудят!) «просто поменяли маршруты, увели из центра». А ведь можно было пустить «ГАЗели» по Коцюбинского!
Суть предложения нашего читателя — пустить маршрутки вниз до кукольного театра, потом поворот на улицу Коцюбинского, а после горисполкома — выезд на Советскую в районе памятника Труженику Луганщины.
— Мы рассматривали этот вариант, — признается Владимир Духник. — Но от него мы отказались. По информации ГАИ, улица перекрывается примерно на 50 дней в году… Кроме этого, улица не приспособлена для движения общественного транспорта. На ней нет остановок, нет карманов для автобусов.
Все это, конечно так, хотя насчет 50 дней есть сомнения. Ну, две недели на Новый год, по паре дней на День города, на День независимости, на День Конституции… И даже если цифра верная, водители маршруток с большей охотой согласились бы менять курс на эти дни, и пассажирам было бы куда удобнее.
Мы рискнем предположить, что чиновники просто не хотят шума под окнами, потому исполком горсовета и не стал рассматривать перевод маршруток на улицу Коцюбинского. В советские времена такое практиковалось: в середине 80-х возле Артемовского райкома партии улицу Чапаева вообще перекрыли, чтобы и легковые машины не ездили. Дорога стала проезжей в обе стороны только после 1991-го.
Свято место пусто?
Зато в ближайшее время количество микроавтобусов в городе увеличится. На ближайший исполком будет подано предложение добавить по нескольку машин (от трех до шести) на двадцать пять маршрутов. Всего — больше сотни.
— Конкурс перевозчиков практически завершен, — рассказывает начальник управления транспорта. — Теперь мы изучаем, как действует схема. Есть предложения по корректировке, они будут вынесены на исполком. После этого будет публикация в прессе, обсуждение, и только потом — окончательное решение исполкома.
У горисполкома есть специальное издание, в котором документы публикуются для проформы — это так называемый журнал «Луганское время». Тоненькая пачка сероватых листков, отпечатанных на ризографе. Тираж — что-то около 400 экземпляров. Ровно столько, чтобы поставить галочку в отчете, но никто из горожан не прочел. В этом же «журнале» был в свое время напечатан список маршрутов для конкурса. Теперь он — раритет, как и любой другой номер «Луганского времени».
Кроме дополнительных машин на 25-ти маршрутах планируются и нововведения. Если исполком даст добро, то в городе откроются еще три новых маршрута для микроавтобусов. Это будут №115, 116 и 136. Последний будет двигаться от улицы Мечникова до ж/д вокзала и приличная часть маршрута будет проходить по Советской, по самой оживленной ее части.
Для кого же освобождали главную улицу?
А в это время
«Комсомолка» не раз писала о «пиратском» маршруте №155. Имеют право работать на нем всего несколько 75-копеечных автобусов, а работают около сорока из тех, что по гривне. Они ездят без разрешения от горисполкома, часто без лицензии на пассажирские перевозки вообще.
Освободив Советскую от маршруток, городские власти дали возможность «косить деньги» именно им. А предполагалось, что прибыль должна окупить затраты людей, которые привели на маршруты большие автобусы — «Богданы», «каросы», «вольво».
— Мы обращались и в автотрансинспекцию, и в городское управление внутренних дел, — говорит начальник управления транспорта горсовета Владимир Духник. — Милиция провела рейд, нам прислали официальный ответ: 25-26 октября выявлены 33 нарушения в работе перевозчиков, в том числе 13 — на 155-м маршруте.
Эти микроавтобусы ходят каждые пять минут и сегодня. Заместитель городского головы Андрей Черкасов обещал лично заняться наведением порядка на этом маршруте, но теперь за транспортом следит другой зам — Геннадий Мельников.
Сказано
— Я не говорю: «маршрутки, вон из города!» Нам надо сбалансировать количество микроавтобусов и автобусов большой вместимости.
Владимир Духник, начальник управления транспорта горсовета.
Александр Белокобыльский, «Комсомольская правда — Луганск»