Дмитрий Серебренников, специально для "МГ"
Луганская фирма “Алмаз” единственная в Украине специализируется на производстве “уличных” часов, ход которых точнее, чем у швейцарских, а стоимость на порядок меньше.
Cо времен монаха Герберта, смастерившего в 996 году первые механические часы для города Магдебурга, в Европе почти не осталось городов, лишенных подобной достопримечательности. Даже в небольших селениях муниципалитет старался украсить наиболее высокое здание большими часами. Чаще всего «куранты» вешали на стены административных строений, ратушей, заведений религиозного культа. Главное, чтобы их бой слышало как можно больше жителей в округе.
Отцы города были заинтересованы в том, чтобы их часы выгодно отличались от соседских моделей. Конструкторам приходилось изощряться не только в качестве, но и в дизайне. Так некоторые образцы исполинских хронометров, пережившие целые столетия, были признаны шедеврами архитектуры: лондонский Биг-Бен, Кремлевские куранты, часы Двенадцати апостолов в Праге.
Во времена Советского Союза культура украшения городских построек часами претерпела существенные изменения. Строительный план зачастую не предусматривал интересных (с точки зрения архитектурной эстетики) проектов, поэтому неброские с виду часы (обычно «комнатного» размера) крепились на остов фонарей, стены железнодорожных и автовокзалов, аэропортов. По форме и оформительским качествам они явно уступали своим историческим предшественникам, преследуя единственную цель – измерение времени.
Луганской фирме «Синтез-метан», промышлявшей посредничеством и торговлей изоляционными материалами, эти свидетели старины достались в результате неудачной бартерной сделки. «Продукция» (то бишь совдеповские часы) находилась в столь плачевном состоянии, что о потенциальных покупателях не приходилось и мечтать. Даже примитивный взаимозачет не помог избавиться от свалившегося на ее голову мусора. Но вместо того, чтобы сдать «товар» на металлолом или попросту выбросить, сотрудники «Синтеза» стали присматриваться к нему, изучая принцип работы. Тогда мало кто мог подумать, что спустя год производство часов станет для них основной деятельностью.
Часовых дел мастера
Освоить технологические особенности и строение часовой начинки инженерам не составило особого труда. В 1999 году (через четыре года после основания) фирма меняет название на «Алмаз» и переходит на выпуск часовой продукции. Внутри формируются основные подразделения: отдел маркетинга (рекламное обеспечение и управление), группа электронщиков (осуществляет разработку дизайна и макетов), а также механический цех, который непосредственно занимается изготовлением продукции. Все технологические операции, начиная от проектирования и заканчивая выпуском готового оригинала, выполняют сотрудники фирмы. Со стороны подвозят лишь комплектующие детали.
Принцип работы большинства часовых механизмов зиждется на традиционных схемах, разработанных еще в средние века. «Алмаз» отдает дань эпохе, используя основополагающие приемы взаимодействия пружин и валов. При этом вся технология работы механизма осовременена и основана на электронных приспособлениях. Зарядное устройство используется в качестве источника питания для механических деталей. Электричество может подаваться как в постоянном, так и в переменном режимах. Дополнительное приспособление обеспечивает защиту механизма от перепадов напряжения и короткого замыкания.
Скелет любого часового комплекса от «Алмаза» скроен преимущественно из мягкого металла. В основном используются бронза и латунь. Это необходимо для того, чтобы детали из более жесткого металла в момент соприкосновения с мягкими испытывали меньшее трение по сравнению с большинством аналогов. Поверх деталей напыляется специальное антикоррозийное покрытие, которое позволяет устройству вынести фактически стопроцентную влажность.
Столь эффективное взаимодействие электроники и механических деталей, их свойства обеспечивают долговечность изделия (срок эксплуатации равен в среднем 25 годам). Кроме того, своеобразная визитная карточка всех швейцарских брэндов – точность хода – в случае с «Алмазом» теряет свою актуальность. Если месячная ошибка курантов от фирмы «Мазербаер» достигает 3 секунд, то луганчане смогли добиться прямо-таки невозможного – отрегулировать ход с запасом в 1 секунду!
Размер готового аппарата колеблется от полуметра и достигает 25 метров. В таком же сравнительном диапазоне находится и цена (от нескольких тысяч и до десятков тысяч гривен), которая на порядок ниже «западной», где дороговизна зачастую объясняется маркой производителя.
В числе дополнительных опций конструкция часового комплекса предусматривает звуковое сопровождение времени (в виде боя или любой мелодии), подсветку самой разнообразной конфигурации. Все зависит от вкуса клиента.
— Заказчику достаточно сделать фотографию того места, где предположительно будут висеть его часы, – говорит заместитель директора по маркетингу предприятия «Алмаз» Александр Базин. – Наши дизайнеры подготовят несколько наиболее подходящих, на их взгляд, решений, подскажут, что в данном случае будет лучше смотреться…
Вне конкуренции
Специализируясь шесть лет на производстве «уличных» часов, «Алмазу» удалось зарекомендовать себя как в Луганске, так и далеко за его пределами, не используя модные рекламные ходы.
По луганскому хронометру сверяют время в Кировограде, Ялте, Донецке и Воронеже. Каждый из этих проектов отличают оригинальность и уникальность исполнения. Например, ялтинские куранты представляют собой целый часовой комплекс с двумя термометрами в придачу. Центральные часы – самые большие – показывают киевское время, а шесть малых – время в крупнейших мировых столицах: Берлине, Лондоне, Москве, Пекине, Токио и Вашингтоне. Термометры в свою очередь измеряют температуру воздуха и воды. Кстати, они тоже смонтированы специалистами «Алмаза» и в случае надобности могут быть привязаны к основному проекту – часам.
С точки зрения габаритов наиболее внушительным выглядит механический часомер, вмонтированный в табло стадиона «Авангард» – центральной арены Луганска. Диаметр циферблата почти 4,5 метра. Вместе с телевизионным табло (размером почти 15 метров), изготовленным в Житомире, данный проект еще раз доказывает класс отечественных производителей высоких технологий. А также демонстрирует пример показательного сотрудничества между западом и востоком Украины.
В планах «Алмаза» еще одна интересная разработка. На этот раз заказчиком выступает черкасская фирма «ВАМ». По замыслу производителя, изменения претерпела традиционная конструкция: теперь название фирмы будет как бы зависать в воздухе перед стрелками (в более привычном варианте логотип всегда ложится поверх циферблата). Данный эффект достигается за счет использования миниатюрных деталей, которые можно рассмотреть лишь вблизи. Особо впечатляюще эти часы будут смотреться в темное время суток.
Сегодня «Алмаз» заказами не обделен, и это радует. Принимая во внимание строительный бум, а также весьма слабую конкуренцию как в Украине, так и за границей, у луганчан есть реальный шанс выйти на международную арену, подвинув гордых швейцарцев с их векового трона.