Проблемы, с которыми столкнулся самый восточный регион страны после прихода "оранжевых" к власти, до масштабной коммунальной аварии в Алчевске попросту игнорировали.
Премьер-министр Тимошенко, по протекции своего давнишнего сопартийца Бродского, назначила руководить областью 44-летнего Алексея Данилова, ставившего перед собой задачу расквитаться с теми, кто устранил его в 1996 году с поста мэра Луганска.
Поэтому решением правительственных задач он занимался без особого усердия, сформировав способную к каким-либо действиям команду только к середине прошлого лета.
Особое рвение тогдашний губернатор проявлял по отношению к депутатам областного совета и его главе Виктору Тихонову, на которого открыли уголовное дело за сепаратизм.
Законодательный орган Луганщины, наблюдая за реальным положением вещей, начал дублировать работу жизненно важных подразделений управления областью.
Уже в начале июля в аппарате областного совета были собраны лучшие кадры, которых устранили с соответствующих управлений в государственной администрации.
Эти люди не только проводили мониторинг ситуации, но и разрабатывали рекомендации для новой губернаторской команды. Доходило до того, что председатель областного совета, в рамках своих полномочий, на личных контактах просил представителей хозяйственного актива края не идти на выполнение заведомо абсурдных решений новой власти.
Тем не менее, к примеру, так и не получилось удержать на территории Луганщины одно из бюджетнообразующих предприятий "Торговый дом "ТНК-Украина", которое перенесло свой головной офис в столицу из Лисичанска, места расположения нефтеперерабатывающего завода.
Это обстоятельство привело к существенному сокращению темпов промышленного роста в регионе: показатель снизился почти в пять раз, достигнув по результатам 2005 года отметки в 1,6 %.
Команда Данилова стремилась к эффектным акциям, возложив разработку перспективной стратегии развития края на выпускников экономических вузов. Они предложили интересную идею – строительство первого в Украине завода по производству синтетического топлива из каменного угля, впоследствии одобренную самим Виктором Ющенко.
Однако уже в конце октября минувшего года была проведена представительская международная научно-практическая конференция, а через две недели президент подписал указ об увольнении Алексея Данилова с поста председателя Луганской ОГА.
Эту отставку большинство аналитиков посчитали устранением соратников экс-премьера, а сам "опальный" её соратник вскоре возглавил областной избирательный штаб БЮТ.
В область, несмотря на просьбы местной элиты назначить на столь значимую должность луганчанина, гарант прислал замминистра МВД, профессионального милиционера Геннадия Москаля.
От предыдущего главы области ему достался ряд серьезных проблем, решением которых команда Данилова не то, что не занималась, но даже и не вникала в них.
Это, прежде всего, подготовка ЖКХ к отопительному сезону, получение субвенций на проведение срочных мероприятий по устранению неполадок на коммунальных объектах.
Предвыборные настроения
Нынешняя зима рикошетом ударила именно по действующей власти, ведь рядовому обывателю несвойственно глубоко разбираться в причинах.
"Партия регионов", за которую отдали 92% голосов жителей Луганщины на прошлых президентских выборах, давно предлагала обществу разграничить отношения центра и областей, делая ставку на европейские нормы – оставлять большую часть собранных на территории налогов на её развитие и решение насущных задач.
Бедственное положение с обеспечением качественной водой шахтерских городов и поселков, дышащее на ладан коммунальное хозяйство, рост цен на товары и услуги, проблемы в обеспечении твердым топливом льготных категорий – всё это олицетворяет в глазах луганчан кризисное состояние нынешней власти.
И справедливое неудовольствие они выскажут на предстоящих парламентских выборах, голосуя за противников антинародного курса – именно так называют действия команды главы государства.
Не спасает власть и рост социальных выплат, многие полагают, что они являются одним из достижений правительства Виктора Януковича. По данным местных социологов, сегодняшние предпочтения луганского электората выглядят следующим образом.
За "Партию регионов" готовы отдать голос больше 60% от достигших права участвовать в выборах. Не менее 10% наберут в области сторонники Натальи Витренко, за БЮТ, Оппозиционный блок "Не Так!", социалистов и коммунистов проголосуют по 5%.
Самый низкий показатель, не превышающий 2%, имеет пропрезидентский НСНУ, пятёрку кандидатов в областной совет от которого возглавил губернатор Москаль.
Стиль нового главы области журналисты окрестили "некабинетным". Но порой демонстрируемые им действия приобретают характерные особенности известного образа свадебного генерала.
Хотя Геннадий Москаль пригласил в свою команду высокопрофессиональных специалистов, которые занимали ответственные посты при прежней власти.
Первым заместителем стал опытный хозяйственник Александр Кобитев, отвечавший при прежнем губернаторе Александре Ефремове за производственную сферу.
Это назначение вызвало бурю возмущений со стороны местной организации проправительственных политических партий "Сила народа", но эффективное руководство Кобитевым ликвидации последствий аварии в Алчевске заставило их поубавить свою "активность".
Действия последнего особенно диссонировали с бездействием заместителя губернатора по вопросам ЖКХ Олега Титамира, возглавляющего Луганскую городскую организацию НСНУ и выдвинувшего свою кандидатуру на пост городского главы областного центра.
Дела и люди
Система кураторства дел в области от НСНУ не принесла Луганщине никаких конкретных результатов. Сначала эту важную функцию выполнял нардеп Михаил Поживанов, хороший друг Данилова.
Но и он, увидев изъяны кадровой политики приятеля, поставил на должность первого зама губернатора львовянина Зиновия Гузара, врача по образованию. Его приезд местной элитой был воспринят в штыки, и пропагандистская машина старой власти запустила против него кампанию антипиара.
Москаль в ходе своего назначения в резких тонах отзывался о Гузаре, требуя его отставки, но в Киеве посчитали иначе. Сегодня край курирует Давид Жвания, главная задача которого – сделать всё возможное, "чтобы Луганщиной больше никогда не руководили представители одного клана".
Для этого столичный политик даже баллотируется от НСНУ в областной совет. К подобному методу прибег и Анатолий Кинах, которого смещенный губернатор называет главным инициатором его ноябрьской отставки, полагая, что тот имеет виды на Северодонецкий "Азот".
Кому улыбнется Фортуна?
За должность мэра полумиллионного города разгорается настоящая битва, количество претендентов уже достигло двух десятков человек, и это еще не предел.
Реальных же кандидатов всего трое – нынешний городской глава Евгений Бурлаченко, который большую часть срока находился на больничном, бизнесмен Владимир Медяник и Сергей Кравченко, баллотирующийся от "Партии регионов".
Мэр в своё время заявил о поддержке оппозиционных сил, за что был удостоен почетной грамоты из рук Ющенко за вклад в дело оранжевой революции.
Депутат горсовета Медяник, еще недавно возглавлявший городскую организацию НСНУ, по совету приглашенных политтехнологов вышел из НСНУ. Бизнесмен скупил не менее десятка печатных СМИ региона и во всю пиарит себя и собственную благотворительную программу "Вернем дворы детям", устанавливая во дворах многоэтажных домов незатейливые по конструкции и прочности детские площадки.
Вряд ли они простоят в рабочем состоянии до лета следующего года, но каждый новый факт открытия такой площадки освещается как важнейшее достижение мецената Владимира Медяника.
Сергей Кравченко, бывший городской военком, успел поруководить самым малочисленным районом областного центра – Каменным Бродом, по сути, ничего грандиозного и не совершил. И есть очень высокая вероятность того, что кандидат от самой влиятельной политической силы края не сумеет одержать победу.
Большинство горожан до сих пор воспринимает его как выскочку и непрофессионала. Чиновники Луганского городского совета сделали ставку именно на Сергея Кравченко, пообещавшего им сохранение насиженных мест, рядовые же горожане готовы голосовать за Владимира Медяника, который способен что-либо изменить в отношениях между избирателем и консервативной городской властью.
Подобное соотношение сил и претендентов наблюдается во всех населенных пунктах Луганщины – люди ждут перемен на местах.
Своих кандидатов в областной и районные советы выдвинули большинство известных партий, уже сейчас понятно, что полнота власти останется за представителями "Партии регионов" и других оппозиционных сил.
Это наверняка приведет к новому витку противостояния между центром и наиболее проблемным регионом, коим является Луганщина.
Комментарии:
Вячеслав Шаталов, независимый политолог: Луганщина действительно требует повышенного внимания со стороны государства. Накопившиеся проблемы решать нужно, ибо не за горами тот день, когда этот регион станет сплошной зоной экономического и политического бедствия.
Закрытие шахт, радиационные излучения на них, подтопление шахтерских городов – это наша реальность, и решать такие щепетильные вопросы необходимо уже сегодня. Завтра может быть поздно, люди просто станут массово покидать этот край в поисках лучшей жизни.
Этим же объясняются и настроения электората, который объективно не воспринимает действия новой власти. Выход один – объединить усилия политиков, власти и жителей с тем, чтобы найти оптимальные варианты пути, каким же образом выйти из создавшейся в регионе ситуации.
Самое главное при этом – закрепить за государством ответственность за реальное состояние дел, несмотря на политическую окраску представителей власти.
Игорь Соколовский, политтехнолог, сотрудник аналитического центра: Для новой власти Луганщина в целом напоминает пресловутое изречение американских врачей-реаниматологов, часто звучащее в телесериалах: "Мы её теряем!".
Край этот всегда требовал пристального внимания со стороны центральной власти, а ныне так и подавно. Что мы наблюдаем на практике? Политики борются за место на властном Олимпе, а регионы обречены на нищенское существование.
Поэтому и выступают определенные силы за федерализацию страны, и это происходит не от хорошей жизни. Луганская область в нынешнем состоянии – это "мина замедленного действия" по абсолютно всем социально-экономическим параметрам, и наблюдаемая сейчас определенная консервация здешних проблем является тупиковым вариантом для всякой власти.
Положение довольно тревожное, но пока регион остаётся наплаву. В ближайшей перспективе негативные процессы могут только накапливаться, поэтому этот архиважный момент надо предусмотреть, заложив механизмы преодоления подобного развития событий. Об этом должна заботиться власть уже сегодня.
Юрий Ноженко, для УП