Новый генеральный план Луганска: как это будет
Наконец разработан новый генеральный план города Луганска. О нём корреспонденту “МГ” рассказал один из разработчиков генплана — Леонтий Иванович Барилюк
Наш город сначала застраивался, а уже потом проектировался
— Леонтий Иванович, институт «Луганскгражданпроект» наконец подготовил генеральный план города Луганска?
— Да. Он разработан в полном объёме и прошёл экспертизу в городе Харькове в институте «Харьковпроект». Генплан получил положительное заключение, отмечено высокое качество работ. Теперь его надо только утвердить на сессии горсовета.
— Зачем вообще нужны генеральные планы городов?
— Генеральный план города — это комплекс документации. В него входят пояснительная записка со всеми экономическими расчётами, целый ряд графических материалов, куда входят: транспортная схема, схема развития и динамика промышленности, пояс и размещение жилья. Первый генеральный план Луганска был сделан только после войны, притом, что год его рождения–1795-й. 150 лет город существовал без всякой документации. Промышленники, где хотели, там и размещали свои объекты.
— Выходит, можно и без генерального плана строить города…
–Можно. Но тогда получается, что у нас всё плохо. В нашем городе поймы рек сплошь заняты промышленными объектами, а там должны быть места отдыха. Из реки воду брали, туда же отходы и сливали, причём без очистки. В итоге Лугань превратилась в сточную канаву.
— А генплан имеет статус закона или его можно нарушать?
— Нет, это градостроительная документация, которая имеет статус закона.
Скелет города
— Чем новый генплан отличается от старого, ещё советского?
— Основа структуры нового генплана — транспортная схема, она как скелет города. По сравнению с прошлыми разработками есть много изменений (генплан разрабатывается уже несколько лет — Авт.), потому что появились новые строительные площадки.
Мы приблизили схему нашего города к радиально-кольцевой. Это самая хорошая схема. Вы знаете, что по такой схеме построена Москва. Задача радиально-кольцевой схемы — пустить грузовой транспорт в обход города. Это предусматривает завершение строительства объездной дороги: она идёт со Старобельского направления и уже дошла до квартала Южного, в будущем она будет доведена до Краснодонского направления.
— Вы назвали дороги скелетом города. Как этот «скелет» будет выглядеть внутри Луганска?
— Основная идея — создание нескольких колец вокруг центра, уходящих на края города. Их задача — постепенно перехватывать движение, чтобы в центр ехало минимальное количество транспорта.
— То есть Советская и Оборонная перестанут быть такими нагруженными?
— Да, перестанут. Донецким институтом выполнен анализ грузопотоков. У нас есть специальные карты, по которым видно, насколько эти две улицы сейчас перегружены. Вы ведь знаете, что как только на подъёме, ниже памятника «Труженик с факелом», случается гололёд, то сразу трагедия.
— А по каким улицам будет объезд?
— Там не объезд, там намечены кольца. Они пролягут по улицам Павловской и Нечуй-Левицкого, здесь будет первое кольцо. Будут и другие кольца к строительным площадкам в Западном жилом районе (так разработчики называют Заречные кварталы — Авт.), к существующим уже микрорайонам Ленинского комсомола и Героев Сталинграда. Будет «посажено» своё кольцо и к Заречному кварталу, и к району бывшего училища штурманов.
Семь новых мостов
— А мосты через речку Ольховку построят?
— С появлением новой трассировки у нас должно появиться семь новых мостов через Ольховку и Лугань. Два моста будут через Лугань, а остальные через Ольховку.
— Но ведь на Ольховке путь перекрывают заводы!
— Да, но между заводами есть всё-таки места, через которые и можно проложить пути. Намечаются и путепроводы, и мосты. Это, конечно, большая задача. Мы, кроме того, что у нас эта работа прошла экспертизу в Харькове, хотим после выборов направить отработанную транспортную схему нашим органам ГАИ. Мы с ними сотрудничаем, пусть и они посмотрят, оценят, а потом наметим первоочередные задачи строительства. Хотим, чтобы схема начала постепенно реализовываться, чтоб это не осталось просто планами и благими намерениями. Понятное дело, что одним махом всего не сделать, но постепенно это возможно.
— Мосты, которые намечено построить, будут пешеходными или автомобильными?
— Автомобильными, но и пешеходы смогут ими воспользоваться.
Нужно построить ещё почти полгорода жилья
— Вы уже упоминали о новых строительных площадках. Это площадки под жильё?
— Да. Суть нового генплана можно выразить фразой: «Всё для человека», а это означает комфортное проживание. Сейчас в Луганске на одного человека приходится 19 квадратных метров жилья. По европейским стандартам должно быть 60 метров общей площади на человека, ведь мы идём в Европу, и должны приближаться к этим нормативам! Достичь этого быстро мы не сможем, поэтому сейчас в генеральном плане делаем расчёты на 27 квадратных метров на человека. Но чтобы выйти на эту норму, нужно построить 35% жилья от того, что мы сейчас имеем, а это 4,2 миллиона квадратных метров. У нас сейчас порядка 9 миллионов. То есть нужно построить почти полгорода. Знаете, в советское время мы в год строили около 200 тысяч квадратных метров жилья плюс 2-3 садика, как минимум одну школу. В то время руководство города очень беспокоилось, чтобы строительство не уменьшалось, иначе уменьшится и финансирование. Поэтому площадки заранее готовились, причём вместе с коммуникациями. В последние годы мы строим по одной секции в год, вот как, например, на городке Щорса. Первое заметное строительство — это «Оксфорд». Там всего 40 тысяч «квадратов», и дай Бог, чтобы они в следующем году были освоены. А я вам сказал, что нам следовало бы построить 4 миллиона метров. Если в год строить по одному «Оксфорду», то жилищную проблему, по 27 метров на одного луганчанина, решим через 100 лет.
— Вы планируете большое жилищное строительство?
— Да, планируем. У нас есть основные площадки для массового жилья. Первую площадку мы называем «район старого аэропорта». Это выезд на Счастье, на Старобельск. Там слева есть большое поле, возле поста ГАИ. Там будет жильё разное: и плотное, типа пентхаузов в 3-4 этажа, и высотное, и средней этажности. Вторая площадка в Западном районе, южнее Гаевого и улицы Линёва. Эта площадка очень серьёзная, с приличной территорией, порядка 260 гектаров. Здесь можно построить свыше миллиона квадратных метров, даже миллион и триста тысяч. Словом, здесь можно построить около трети нового жилья. Эту площадку мы разрабатывали ещё перед перестройкой, она была уже «на выходе». Сейчас, правда, произошли изменения и планы надо корректировать.
— Это район Морщинского яра?
— Да, Морщинского яра и сверху немного.
— Но ведь там есть какое-то предприятие с вредными выбросами…
— Да, там известковый цех производственного объединения «Вапно» нашего завода ячеистого бетона, который находится в квартале Гаевого. Это предприятие ещё в советское время намечалось вынести за город, и место нашли — в район посёлка Белое, что возле Алчевска, там были найдены запасы извести. Но пошла перестройка, и дело отложили.
Так вот там есть интересное место, карьер. В проекте детальной планировки этого района мы намечали общественный центр, но сейчас появилась идея лучше: естественный рельеф можно использовать для создания прекрасного зоопарка! Представляете, а? Поверху пустим общественный центр, а внизу запустить зверей, чтобы они жили как бы в естественных условиях. И люди будут видеть всё это сверху! Мало того, можно сделать так, что в вольер к хищникам будет вести переход или лифт. Великолепно, правда? А какие острые ощущения! У нас ведь в городе и области нет нормального зоопарка! Вот у меня и есть такая мечта — построить в Луганске хороший зоопарк. Интересное решение, но для этого надо вынести известковый цех.
— Это была вторая площадка, а где намечена третья?
— В районе Калмыцкого яра, ниже Западного. Это небольшая площадка в районе Заречного. Там сейчас находится, кажется, таможня или что-то такое. Вот чуть южнее есть небольшая площадка. Четвёртая площадка называется «Марьевская», она на Острой Могиле. Точнее, на Медгородке, на поле между существующей больницей Облветсанупра и областным госпиталем ветеранов. И следующая площадка — это бывшее взлётное поле военного училища штурманов.
— Да, там большая территория…
— Там 400 гектаров! И там тоже можно построить порядка полутора миллионов метров жилья. Тоже не освоено и ничего не планировалось, потому что это был военный объект. Сейчас её можно уже занимать.
— Но там недалеко находятся отстойники…
— Санитарные нормы позволяют там строить, разрыв довольно большой. Это основные площадки, где будет массовое строительство жилья. Ну и, конечно, центральная часть города, в районе железнодорожного вокзала, целая строчка такого интересного жилья площадью 15 тысяч метров. Три крупных жилых комплекса.
— Вы ещё по ВАУШу ничего не сказали. Там тоже началось какое-то строительство…
— Там началось строительство дома по линии молодёжных программ.
После хлеба — зрелищ!
— А создание площади с большим концертным залом выше гостиницы «Дружбы» запланировали?
— Да, конечно! Мы считаем, что нам нужен большой концертный зал, достойный нашего города. Вы помните, что планы относительно этого места постоянно менялись: сначала намечался кино-концертный зал с площадью, потом москвичи хотели навязать нам дом «Каскад», теперь снова концертный зал.
— Да, но там сейчас частное жильё…
— Есть и пустые площадки, есть частично со сносом. Центр у нас такой, что без сноса уже ничего не сделаешь. И вот на улице Коцюбинского у нас намечалось три площади: одна у горисполкома и памятника Ворошилову, вторая — Театральная с новым фонтаном, и вот эта, третья, выше гостиницы «Дружба». Мы её хотели создать как главную площадь города.
Настоящая, хорошая площадь должна быть такой, чтобы она не была проезжей, чтобы машины не мешали людям отдыхать, ходить, сидеть на лавочках. А у нас в городе таких площадей практически нет. Поэтому когда появилась возможность создать выше «Дружбы» именно такую площадь, мы за неё ухватились. Ведь можно организовать транспорт по боку площади, с южной стороны, а вся площадь должна быть пешеходной и на ней должны проводиться все политические мероприятия.
А то как у нас сейчас всё происходит на Театральной площади? Хотим провести, например, День города, и ставим ГАИ, перекрываем транспорт. Это не нормально, правда ведь?
— На сколько мест планируете этот зал?
— До 5 тысяч. У нас самый большой крытый зал в области — это цирк. Там, в зависимости от мероприятия, помещается 2-2,5 тысячи человек. Раньше ездили в Северодонецк, заказывали автобусы. Но, сами понимаете, имея областной центр, ездить в Северодонецк, это не серьёзно.
Даёшь рождаемость?
— Вы сказали, что посёлок Роскошное будет включён в состав Луганска. Какие ещё пункты войдут в областной центр?
— Кроме Роскошного ещё Александровск, Юбилейный, Дзержинское, Тепличное, Металлист, Хрящеватое, Фабричный (в районе птицефабрики).
— Зачем нужно включать в состав Луганска эти населённые пункты?
— Население Луганска за последние годы немного уменьшилось, вы это знаете. Максимальной величины наш город достиг в 1994 году, тогда у нас было 505 тысяч человек. Но по генеральному плану 1977 года к 2004 году в Луганске должны было проживать 650 тысяч жителей, а реально в тот год нас было 456,3 тысячи. Как видите, расчёты оказались неточными.
Включение этих населённых пунктов в границы города Луганска нужно, чтобы упорядочить границы города, создать людям, там проживающим, городские условия проживания, городской транспорт, телефон.
— Вы во время нашей предыдущей встречи говорили, что расчётное проектное количество проживающих в городе людей определяет статус этого населённого пункта.
— Есть определённая градация: малые города с численностью до 50 тысяч человек, средние, крупные и крупнейшие. Население крупнейших должно быть свыше 500 тысяч человек. Раньше, действительно, численность населения играла большую роль в финансировании, в правах. Например, если в городе миллион жителей, то такой город имел право на строительство метро. Сейчас этой зависимости уже нет, но если у нас будет менее 500 тысяч жителей, то наш статус всё-таки понизится. Мы из крупнейшего города превратимся просто в крупный.
— А с включением в состав Луганска этих посёлков и городков население Луганска будет составлять полмиллиона?
— Мы сделали два прогноза: оптимистический и пессимистический. Вот по пессимистическому прогнозу мы всё равно немного не дотянем даже через 25-30 лет, когда завершится срок этого генплана. А вот согласно оптимистическому прогнозу, это включение даст возможность сохранить статус города, потому что в них проживает около сорока тысяч человек. Плюс ещё перспектива того, что падение населения крупных городов в течение ближайших десяти лет прекратится, а потом снова начнёт расти. И к концу действия этого генерального плана население города вырастет примерно на 10 процентов, то есть до 530 — 550 тысяч человек.
Сейчас численность населения города уже не так важна, как раньше, но всё равно потеря статуса — это не очень-то приятно.
— Понятное дело. Выходит, луганчанам надо работать над рождаемостью?
— (Смеётся) Да уж, стоило бы.
Владимир Черныш, газета «Молодогвардеец»