Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

Луганск или Биг-борд-сити?

Финиш избирательной кампании, несмотря на тотальное наступление весны, вызывает скорее осенние ассоциации: как-то пусто, голо, неприглядно… на биг-бордах. Не секрет, что большинство оных возводилось аккурат под выборы. Вопрос — как долго рекламные плоскости будут «радовать» нас ошметками устаревших политических лозунгов и замусоленными обрывками давно разгаданных «реклам-загадок»?

Есть опасение, что обычной коммерческой рекламы попросту не будет хватать, чтобы заклеить все эти культурные слои, обнажившиеся накануне дня голосования в результате «контрагитационной зачистки» — уж больно много расплодилось биг-бордов в областном центре…

Главная достопримечательность

Знаете ли вы, что Луганск является негласной рекламной столицей Украины? Как минимум по двум показателям: по количеству плоскостей для наружной рекламы на душу населения и на квадратный метр городской территории, Луганск перегоняет и Донецк, и Харьков, и Днепропетровск, и даже, страшно сказать, Киев. Хочется по этому поводу сыронизировать: в то время как в других областных центрах ремонтировались дороги, реставрировались памятники старины и вырастали новостройки, в нашем городе некие высшие силы, видимо, решили провести глобальный эксперимент по очковтирательству. Дабы «отвести взгляд» горожан от неприглядных городских ландшафтов, Луганск был заполонён яркими фантиками наружной рекламы. Результат — около 700 биг-бордов в одном лишь областном центре «радуют глаз» водителей и пешеходов. Теперь на недоуменные вопросы гостей нашего города, мол, а какие у вас в Луганске есть достопримечательности, можно смело тыкать пальцем на ближайший плакат с изображением какого-нибудь мобильного телефона или новой марки сигарет: «Да вот же!»

Шутки шутками, а реальные причины, по которым Луганск превратился в Биг-борд-сити, назвать все-таки можно.

Во-первых, в нашем городе по сравнению с другими промышленными центрами не так много точек приложения для успешной предпринимательской деятельности. И по сей день не многие заводы и фабрики Луганска смогли выкарабкаться из долговых ям (посредникам с них взять нечего), жилищное строительство тормозится из-за неразберихи на рынке земли (об этом мы писали в прошлых номерах), налаживать собственное производство невыгодно (из-за налогового законодательства, так и не повернувшегося к налогоплательщикам лицом), а о таких отраслях, как туризм и индустрия развлечений, в нашем городе пока приходится только мечтать. Основные источники дохода местных частных предпринимателей — торговля, риэлторство, сфера услуг и, конечно же, реклама.

Рекламных фирм в Луганске, больших и маленьких, специализирующихся в том или ином секторе рекламного рынка, не намного меньше количества биг-бордов.

Во-вторых, хорош тот бизнес, который позволяет быстро окупить затраты. И тут нашим бизнесменам повезло с выборами. Большинство рекламных щитов в городе было установлено в 2003-2004 гг. По здравому расчету рекламщиков, штука — другая баксов, потраченная на аренду городской земли, установку и обслуживание борда, должна была вернуться сторицей за время президентской и парламентской избирательных кампаний. К слову, расценки за аренду рекламной плоскости в эти два года выросли больше чем вдвое: со 100 условных единиц до 200-250 за месяц «висения клиента на щите». И расчет оправдался на все сто, деньги лились рекой. Легко можно представить, как спустя пару лет аксакалы рекламного рынка будут с легкой грустью рассказывать «салагам»:

— …Как у нас «висели» «МЫ»! Сколько было Людмилы Супрун и Валентина Дзоня! А Юля? А «регионы»? Эх, хорошие были времена…

В-третьих, в Луганске львиная доля рекламных фирм имеет (вернее, имела) мощное лобби в городском совете в лице собственных владельцев и соучредителей. Благодаря этому фактору никакие нормативные акты, ограничивающие количество щитов и принуждающие рекламистов соблюдать при возведении «малых форм» требования каких-либо норм, будь то нормы безопасности или соображения архитектурной целесообразности, быть принятыми не могли в принципе. То, что считается обязательным в Киеве или Днепропетровске, в Луганске — «но пасаран». И нередкой была картина, когда при установке щита нещадно спиливали все окрестные деревья, по мнению хозяев, затенявшие «достопримечательность».

В-четвертых, сработал так называемый кумулятивный эффект. Многие бизнесмены и депутаты всех уровней, до этого дела с рекламой не имевшие, аккурат под выборы бросились устанавливать свои щиты и даже перекупать их друг у друга. На всякий случай, чтобы всегда иметь возможность самому «попиариться».

Рекламщики говорят, что большая часть плоскостей, установленных в явно «непродаваемых» местах — результат таких вот импульсивных решений. Еще говорят, что владельцы «щитов-одиночек» сильно демпингуют…

Что будет дальше?

Золотой век наружной рекламы в Луганске закончился несколько дней назад вместе с предвыборной кампанией. А биг-борды остались, хоть и имеют в большинстве своем вид непрезентабельный. Политическую агитацию сорвали, а новая «мирная» реклама пока появилась далеко не везде. Да и появится ли? Ведь перспектива, что ошметки политпропаганды будут висеть на всеобщем обозрении еще долго, не особо «греет».

Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я обратился к специалисту — Анастасии Р., представительнице рекламного агентства, владеющего не одной сотней рекламных плоскостей в Луганске. (Нас попросили не указывать в статье фамилию собеседника и название фирмы — прим. ред.) По ее словам, большинство луганских биг-бордов пустовать не будет:

— Дело в том, что с начала этого года в городе абсолютно невозможно было застолбить рекламную плоскость — все было занято под выборы. Теперь же возникший спрос на наружную рекламу будет удовлетворен. По крайней мере, наше агентство имеет достаточно заказов на апрель от фирм, до этого не имевших возможности использовать «наружку». Настя считает, что рынок наружной рекламы Луганска растет не столько из-за желания бизнесменов «срубить» легкие деньги под выборы, сколько по объективным причинам. Во-первых, город живо осваивается крупными сетевыми фирмами, супермаркетами и торговыми марками. Во-вторых, всё активнее выходят на рынок местные фирмы. Понимают, что реклама — двигатель торговли.

И цены снижать владельцы биг-бордов не собираются. По мнению собеседницы, 200 долларов — оправданная стоимость месячной аренды в т.н. «живых» местах — в центре города и на оживленных магистралях. Правда, под конец беседы девушка все-таки созналась, что даже рекламщиков пугает… неопределенность вокруг будущего луганских биг-бордов:

— Не секрет, что крупные фирмы зачастую работают сообща, по договору, передавая клиентов друг другу. Так вот, работая с адресной базой коллег, я вижу, что у них напротив многих рекламных плоскостей вместо «свободно» или «занято» стоит пробел. И у нас в базах наблюдается та же картина…

В конце концов, даже если деловая жизнь города не сможет «переварить» огромное количество биг-бордов, всегда остается выход — использовать свободные плоскости под социальную рекламу. Главное, чтобы новая городская власть подошла хотя бы к этому вопросу не формалистски, а творчески. А то, помнится, надпись «Луганск — родной город» — маленькими кривыми зелеными буквами на грязно-белом полотне, энтузиазма, да и гордости за право называться луганчанином, не вызывала.

Андрей Дихтяренко, «Ижица»,


 
Другие материалы по теме:

01.03.2006, 14:49 Николай Гапочка считает, что Луганск похож на теплицу для огурцов

29.10.2005, 15:13 С нами Бог и… Уганда!