Городская власть решила реформировать здравоохранение путем закрытия «лишних» лечебных учреждений. Мотивировано это было тем, что в бюджете нет средств на финансирование больниц. 14 июня, в канун профессионального праздника медиков, газета «ХХІ век» напечатала несколько материалов на медицинскую тему. В конце статьи, опираясь на слова депутата горсовета Луганска от Партии Регионов Николая Овчаренко, говорилось, что 6-я горбольница будет вскоре закрыта. В результате небольшого расследования нам удалось выяснить – больница попала в опалу городских властей только потому, что ее интересы в горсовете лоббировать некому. Представители соседних больниц являются депутатами, а вот в 6-й со «своим» депутатом как-то не сложилось.
«Хочу опровергнуть сведения о нашей 6-й горбольнице, опубликованные в газете «ХХІ век», – говорит Нонна Владимировна Бабцова, заместитель главного врача по лечебной работе Луганской городской больницы №6. – Здесь была опубликована дезинформация (показывает на газету «ХХІ век» за 14 июня 2006 года – Авт.), и я это легко докажу. Нашу больницу незаслуженно испачкали». С таких вот невесёлых слов началась наша беседа с Нонной Бабцовой. В голосе врача звучит откровенная обида за свою больницу, и это отчётливо чувствовалось не только в беседе, но даже запечатлелось на плёнке диктофонной записи.
В чём суть проблемы, возникшей вокруг горбольницы №6 г.Луганска, с чего всё началось? Оказывается, 14 июня, в канун профессионального праздника медиков, газета «ХХІ век» напечатала несколько материалов на медицинскую тему. В одном из них, под названием «Луганская медицина будет «прооперирована», говорилось, что 6-я горбольница имеет, цитирую: «всего 160 коек и 125 посещений за смену. Однако расходы на энергоносители и воду составляют у неё 159,7 тыс. гривен, что соответствует расходам многопрофильной больницы №5, но количество посещений за смену в последней больше почти в 10 раз». В конце статьи, опираясь на слова депутата горсовета Луганска от Партии Регионов Николая Овчаренко, говорилось, что 6-я горбольница будет вскоре закрыта. Словом, «поздравили» медиков из 6-й больницы.
Но врачи не согласились с такими оценками и планами городской власти и связались с корреспондентом «Молодогвардейца», чтобы опровергнуть через «МГ» все эти, на их взгляд, ошибочные, не правдивые и даже в чём-то провокационные слова и планы. Так автор этих строк встретился 5 июля с начмедом 6-й горбольницы Нонной Бабцовой.
— Нонна Владимировна, население Луганска, как известно, уменьшилось. Может, мэрия правильно намечает сократить в этой связи и количество больничных мест?
— Действительно, в Луганске количество населения уменьшилось. Следовательно, может быть и есть избыточное количество коечного фонда в городе. Но прежде чем принимать решения о сокращениях, нужно смотреть, как работают конкретные медицинские коллективы. У нас, в 6-й больнице, рациональность использования коечного фонда высока. Вот данные за первое полугодие (достаёт сводную ведомость под номером 221 – Авт.). Мы выполнили план на 104,7 процента.
— Может, все больницы Луганска справились с планом на 100 процентов?
— Нет! Я владею ситуацией в Луганске, не все больницы выполняют план койко-мест. Далее: сейчас ведутся разговоры, что пора перепрофилировать больницы и так далее. Рациональное зерно в этом есть, но не учитывается такой фактор, как удобство расположения медицинских учреждений и транспортной развязки. У меня был случай, когда больного нашего Тепловозостроительного завода клали в больницу на Юбилейном. У человека был сахарный диабет, гангрена стопы. Он пришёл к нам и попросил: «Я вас очень прошу, положите меня в нашу больницу. Я живу в Вергунке, мне на Юбилейный ехать двумя транспортами, с пересадкой, и чтобы туда ездить, мне нужно платить 4 гривны каждый день. Ещё и питание должен обеспечить себе сам». Повторяю, что это больной сахарным диабетом.
— То есть вы хотите сказать, что ваша больница находится в хорошем, удобном для людей месте, на развитой транспортной развязке?
— Естественно. Здесь трамвай, троллейбус, автобусы и маршрутки. Во-вторых, здесь зелёная зона, скамейки. Больные могут не только сидеть в помещении, но и выйти погулять в сквер вокруг больницы. В городе нашу больницу называют «оазис Советской власти». Я не берусь утверждать, что мы психологически отличаемся от других медиков, но на нас наложилась функция медико-санитарной части завода ОР, мы всегда служили рабочим (многие годы больница обслуживала Тепловозостроительный завод – Авт.).
— Но сейчас ведь количество рабочих на заводе ОР уменьшилось…
— И количество заводских рабочих, пролеченных у нас в больнице, тоже уменьшилось, оно колеблется от 28 до 30 процентов. В остальном же мы работаем на город. Люди у нас в больнице покупают себе медикаменты, но всё остальное – обследование, анализы, ультразвуковое обследование, физиотерапевтическое лечение – бесплатно. А привлечённые средства мы стараемся получать иначе, не ущемляя интересов пациента.
— Рядом с вами есть ещё одна больница, №2. Может, просто в одном районе не нужно две больницы?
— Да, 2-я больница сейчас пристроила громадный корпус, и у них в какой-то мере эти площади пустуют, хотя я и не хочу судить об этом. Просто скажу, что мы постоянно дополняли друг друга. В нашей больнице нет травматологии, урологии, которые есть у них, и мы направляли людей к ним.
— А у них есть что-то такое, чего нет у вас?
— Нет, они развиваются интенсивно, у них всё есть. Например, имеются городские службы, и это помогает им выжить. В этой ситуации им руководить коллективом значительно проще. А как быть нам, если разговоры о нашем закрытии ведутся уже 20 лет? Всем мы почему-то мешаем! Может, кто-то хочет выкупить эти здания, хотя это пока только на уровне разговоров, но разговоры эти очень тревожны, работать в таких условиях сложно. А тут ещё статья в газете в канун дня медработника!
— Может, для города действительно накладно содержать ваше учреждение в таких условиях?
— На содержание поликлиники, кроме бюджета на заработную плату, государство никаких средств не тратит. Это наша поликлиника, расположенная на территории завода ОР. Эта поликлиника, её здание, оборудование – всё оплачивается базовым предприятием, холдинговой компанией «Лугансктепловоз». Дневной стационар в Натальевском переулке, 4-а, который тоже принадлежит нашей поликлинике – лучший в городе. Это признано всеми комиссиями. Там прекрасное здание, которое покойный Владимир Ильич Квасов, как генеральный директор, просто подарил здравоохранению. На сегодняшний день в этом стационаре 50% обслуживаются горожане и 50% заводчане. Форма работы – самая передовая. Почему же нужно постоянно унижать, обижать наш коллектив этими разговорами, статьями, если по нашему стационару замечаний нет? Я чуть было не забыла сказать, что питание больных нам помогают налаживать предприятия. Осенью овощи завозят, ведь на 37 копеек в день больного не прокормишь! Кстати, мы сейчас получили машину от одного из дочерних предприятий завода. Помогают и предприятия, находящиеся на одной территории с заводом, например, «Термо».
И ещё: где логика разговоров о сокращении, если в нашем хирургическом корпусе отдел капитального строительства горисполкома только что поменял старые окна на новые, металлопластиковые? Сделан и проект пристройки к хирургическому корпусу нашей больницы нового лабораторного корпуса. В городе крайне сложная ситуация по лабораторному обслуживанию населения. Фактически, в городе Луганске биохимической лаборатории нет, её разбросали по всему городу, где только нашли какие-то площади. Это будет городская биохимическая лаборатория, которая нужна, как воздух. И вдруг опять сейчас начинают эту «катавасию». Если сегодня поломать наше учреждение, то потом уже не восстановишь. Нет последовательности, логического мышления в этих вот разговорах, планах.
— Вы думаете, что кто-то готовит общественное мнение к сокращению вашей больницы?
— Да, конечно. Может, коллективу просто на психику давят и хотят, чтобы мы начали очень плохо работать.
Когда диктофон уже был выключен, пани Бабцова сказала, что им очень мешает то, что у их больницы нет в горсовете своего представителя. На выборах они поддерживали кандидата от своего
Тепловозостроительного завода, с которым до сих пор тесно связаны.
Я перепроверил слова пани Бабцовой, позвонив в отдел по работе с депутатами Луганского горсовета. Действительно, среди депутатов врачей больницы №6 нет, а вот от их соседей, от больницы №2 – есть. Это Сергей Либстер, их главный ортопед. Может, поэтому из двух близко стоящих больниц разговоры о сокращении ведутся только в отношении больницы №6? Не знаю, но такое подозрение возникает само по себе.
Окончательный результат реформирования городского здравоохранения, затеянный Партией Регионов (ПР), мы увидим позднее. Со своей же стороны хотим только одного – разумного преобразования медицины и в городе Луганске, и в области в целом. Пока же просто выскажем три версии того, почему ситуация развивается таким образом:
1) возможно, это проявление некомпетентности «команды профессионалов» из ПР;
2) вероятно, кому-то понадобились здания больницы №6;
3) это просто устранение конкурента, когда больницы города «выбрали» того, кто будет сокращён. Как в поговорке: «Умри ты сегодня, чтобы я дожил до завтра».
Владимир Черныш, газета «Молодогвардеец»