Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

Покупая тетради, будьте бдительны!

Что в относительно недавнем прошлом печатали на обложках школьных тетрадей? Таблицы умножения, квадратных корней, правила правописания, другую полезную для детей информацию. Несколько лет назад тетрадные обложки начали украшать портретами звезд кино и эстрады, сценами из фильмов, изображениями авто и мототехники. Словом, тем, что делало товар привлекательным и способствовало увеличению доходов. Можно не поддерживать производителей и продавцов, но понять стоит: рыночные отношения, знаете ли…

Однако хотелось верить, что люди, выпускающие товары для детей, торгующие ими и контролирующие эти виды деятельности, понимают, что в таком деле есть определенные ограничения. Оказалось, что вряд ли понимают.

фото © rakurs.pl.ua

Тетради, которые вы видите на этих снимках, куплены мною в Луганске для сына-школьника. Признаюсь, покупая, не особенно рассматривал обложки. Вернее, их последние страницы. Рассмотрел уже дома. И был неприятно удивлен. Оказалось, что на последних страницах некоторых тетрадей рекламируют свои услуги контент-провайдеры — фирмы, торгующие мелодиями, картинками и играми для мобильных телефонов. Казалось бы, что в этом предосудительного? В деятельности контент-провайдеров — ничего. Они предлагают свой товар, а остальные вольны приобретать или не приобретать его. Но в данном случае, думается, мы имеем дело с тонким расчетом, возможно, сделанным не без помощи психологов.

Судите сами. Времена сейчас не шибко спокойные. Потому во многих семьях, даже живущих небогато, родители приобретают для детей мобильные телефоны. Просто для связи в экстренных случаях. Зачастую стремятся покупать не самые простые и дешевые модели, чтоб порадовать чадо и не провоцировать у него комплекс неполноценности, если в классе или во дворе окажутся дети из более состоятельных семей. А дети-то по природе своей и любопытны, и стремятся выделиться или хотя бы не выглядеть «гадкими утятами». Один из способов проявить себя — наличие в мобильнике модных картинок и мелодий. Дескать, и самому хочется, чтоб телефон звонил нестандартным рингтоном, модной мелодией. И тут как тут, прямо на обложке тетради — предложение нажать несколько кнопок на телефоне и заполучить желаемые картинку или мелодию. Да и просто, как говорится, прикольно попробовать скачать картинку или мелодию. А то, что скачивание не бесплатное, для ребенка - детали. Что для ребенка «какие-то» семь гривень за заставку, девять — за мелодию и шестнадцать — за игру? Обычно, как говорится, важен сам процесс. А деньги важны для родителей, особенно если семья небогата и в состоянии еженедельно или ежемесячно выделять ребенку на оплату мобильной связи какую-то фиксированную сумму, но не более того!

Впрочем, контент-провайдеров и не должно волновать, кто им платит, как эти деньги зарабатываются, сколько та или иная семья может выделять ребенку для оплаты мобилы. Не должно их волновать и то, что денег, потраченных на виртуальную цацку, может не хватить на звонок домой в экстренном случае. А такие случаи бывают разными. И не дай Бог… В общем, в таком контексте содержащаяся на той же тетрадной обложке в информации о производителе фраза «Виріб є безпечним для здоров’я» отдает цинизмом.

Это, наверное, должно волновать Министерство образования и науки, его структурные подразделения на местах. Наверняка есть повод для беспокойства и для родителей, для общественных организаций, для педагогов...

Но следит ли кто-то за тем, какую дополнительную «смысловую нагрузку» несут товары для детей? Конечно же, нет! Об этом красноречиво свидетельствует сам факт наличия таких тетрадей в продаже. А контроль не повредил бы. Ведь кроме самой рекламы обращает на себя внимание и рекламируемый товар. Например, детям предлагают скачать игру «Бригада» с такой аннотацией (цитирую оригинал): «Чотири нерозлучних друзів, Філ, Бджола, Космос та Білий, вони починали свою бандитську кар’єру із самого низу й закінчили власниками серйозної імперїї». Мол, учите, детки, жизнь не по учебникам! Каково?! Там же предлагается и игра «Бумер-2» на тему известного фильма, персонажи которого, как и персонажи «Бригады», - отнюдь не примеры для подражания.

Контроль нужен и по другой причине. Кто может гарантировать, что производители тетрадей ради дополнительного заработка в следующий раз не порадуют школьников рекламой, скажем, «секса по телефону»?

Недавно общественный совет при Государственной налоговой администрации в Луганской области обратился к руководителям местных советов и райгосадминистраций, депутатам всех уровней с предложением провести инвентаризацию заведений игорного бизнеса. Одной из причин, побудивших принять такое обращение, было то, что залы игровых автоматов зачастую размещаются и действуют неподалеку от учебных заведений. Разумеется, непорядок, если школьник проигрывает деньги, которые родители дают на питание и проезд. Но непорядок и то, что на тетрадях рекламируют свою продукцию торговцы «прибамбасами» для мобилок.

Думаю, меня поддержат родители, которых дети не единожды «радовали» тем, что отдавали «мобильные» деньги контент-провайдерам. Кстати, вопрос к контролирующим органам. Каким образом контролируются доходы таких фирм и как они платят налоги, если вообще платят?

Вячеслав Гусаков


 
Другие материалы по теме:

26.03.2006, 13:16 В Луганске на участок №33 (кв. Мирный) вместо бюллетеней на выборы мэра поступили обложки от школьных тетрадей

27.09.2004, 20:23 Луганская область станет первым в Украине регионом, где в школьной программе внедряется предмет «Деловая активность»