«Газета…» побывала в городке, который так и называется — Счастье
«Счастье! Счастье!» — кричат водители маршруток около сада Первомая (парк им. 1-го Мая, — CityNews) в Луганске. За три гривни и за двадцать минут они довезут вас до городка с необычным названием. «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», — символично спело радио в машине. Город Счастье действительно очень подходит для того, чтобы провести в нем детство.
Продал дом в Луганске, купил в Счастье — и живи на разницу!
Расположен он рядом с трассой, но несколько в стороне. Поэтому на улочках, застроенных двухэтажными домиками, тихо. Машины здесь почти не ездят. Городок-то маленький: всего 138 тысяч жителей. Если лень идти пешком, можно проехаться на велосипеде. Легкий шорох шин экологически чистого транспорта нарушает тишину, но не тревожит вальяжных котов, лежащих прямо на дороге.
Рано утром на улицы Счастья выходит целая армия дворников. Они орудуют метлами, собирая в аккуратные кучки пожелтевшие листья. Мимо проходящие школьники все стремятся эту красоту развалить. По такому городку, наверно, хорошо идти в школу. «Вы счастливы?», — спрашиваю я женщину с метлой.
Дворник Ирина несчастлива и считает, что все здесь, кому не повезло работать на Луганской ТЭС, где платят $200-300, несчастливы тоже. Три года назад ее перевели с электростанции в коммунальное предприятие, и выжить стало непросто. Зарплата в 300 гривень равна стоимости коммунальных услуг. А тут еще незадача: сына, окончившего местный лицей — бывшее ПТУ — не берут на работу.
Бабе Шуре в Счастье тоже не нравится. Она, как и каждый четвертый местный житель — пенсионер. Старики переезжают сюда из Луганска. Там продают квартиру, здесь покупают, на разницу доживают. Баба Шура вот пенсию потратила, а занять не у кого. Когда я дала ей две гривни — стала зазывать в дом, чтобы познакомить меня с внуком. Не пьет, а с женщинами ему не везет. Интересуюсь, почему их город Счастьем назвали. «Не знаю. Раньше здесь Кобылевка была». И только в красивом буклете, полученном в горсовете, удалось прочесть, что вовсе не Кобылевка, а хутор Щастя, основанный беглыми крепостными с Правобережной Украины в 18-м веке, был раньше на этом месте. В буклете не озвучена еще одна версия — о том, что Екатерина II подарила своему кратковременному фавориту Ковалинскому земли, прилегающие к Донцу. «О, счастье!», — так отреагировал фаворит на щедрый подарок.
Озёра с горячей водой — даже зимой
В 1952 году тут начали строить электростанцию — одну из крупнейших в Европе. Тогда же и возникли две первые улицы: Донецкая и Республиканская. Официально же Счастье стал городом в 1963-м году. Электростанция и кормит город, и создает ему проблемы. Она построена на розе ветров, поэтому Счастье периодически накрывают дымные клубы, или как говорят жители «пускают медведя».
Но нет худа без добра — рядом с электростанцией имеются три водоема для сброса воды. Энергетики уверяют в ее безопасности, и есть наивные, которые этому верят и купаются даже зимой, благо в первом пруду температура доходит до 40 градусов. А можно и нырять из озера в озеро — начать с горячей воды, потом в теплую, а напоследок окунуться в холодной. Водную картину Счастья дополняют еще несколько озер и каналов, поэтому в местном «краеведческом» буклете это называют маленькой Швейцарией, в народном варианте именуют Канальскими островами.
В реконструкцию станции государство не вкладывалось: объект готовили приватизации. В 2002-м году станция стала частью ООО «Востокэнерго», за которым стоит Ринат Ахметов.
Тут — как уверяет секретарь горсовета Татьяна Линник — и началась в Счастье счастливая жизнь. Новый хозяин не только платит хорошую зарплату: рабочих с семьями буквально заставляют оздоравливаться в местном профилактории, на крымских и азовских курортах. Правда, не всем нравится, что на предприятии теперь жесткая дисциплина: один раз вышел пьяным — уволен.
А еще фирма «Социс», которую также связывают с Ахметовым, выкупила местный клуб. Теперь там все кружки бесплатные, а их воспитанники занимают первые места не только на Луганских областных, но и на всеукраинских смотрах художественной самодеятельности.
Из 138 тысяч жителей города на ТЭС работает всего 2,5 тысячи. Эти счастливцы, наверное, и покупают себе квартиры в Счастье, которые за последний год вздорожали вдвое — до $10 тысяч за двухкомнатную просят. А еще в родной город везут свои деньги те, кто работает на российском Севере. Пройдешь по городу — на каждом втором окне стеклопакеты, а при полном отсутствии машин особо хорошо слышны звуки ремонта.
Богачи с улицы Демьяна Бедного
Рядом со школой за красиво кирпично-железным забором стоит шикарнейший дом — эркеры тонированного стекла на все четыре стороны. Он не единственный в городе. Но по иронии судьбы все богатеи строятся в Счастье на улице Демьяна Бедного, а в самом центре удалось отхватить участок только одному. Никто не знает, как его зовут, зато удалось услышать легенду о том, что этому счастьинцу оставила наследство бабушка, работавшая на золотых приисках где-то в Сибири.
Рядом с красивым домом сидят на школьном заборе старшеклассницы Эля и Аня. Аня мечтает поступить в Луганский лицей, где учат иностранным языкам, а потом в институт.
«Но тогда ты уже никогда в Счастье не вернешься», — говорю я. Аня теряется. А Эля отвечает за подругу: «Будет здесь работа — никуда не уедем». «А счастье здесь есть?». «Да полно его, это только взрослые во всем проблемы находят».
От редакции CityNews. Отпраздновавшая недавно 50-летие Луганская ГРЭС, что в г. Счастье, является самым крупным загрязнителем воздуха в Луганской области, а «Тёплые воды» (Счастьинские озёра), вода из которых возвращается в Северский Донец у устья Айдара, изменили экологию реки в районе ГРЭС: из-за тёплой воды Донец у Счастья обычно не замерзает зимой...
Янина Васьковская