— Задолженность по зарплате растёт, коммунальные платежи — тоже не стоят на месте, — рассказывает Наталья Осыка, старший кассир и маневровый водитель, — При той зарплате, которая нам выплачивается, их не только нереально погашать полностью, но и даже частично. Если раньше у нас были взаимозачеты по коммунальным услугам, то сейчас это не практикуется. Не решается и вопрос о выделении задолженности по субвенции из госбюджета, об адресной помощи пенсионерам — доплат к пенсиям, из которых они могли бы оплачивать проезд в электротранспорте, а у нас бы возросла выручка. Ведь наш транспорт перевозит в основном малообеспеченные слои населения, льготников. Водители в полуголодном состоянии выезжают на линию, да и техническое состояние подвижного состава оставляет желать лучшего. Возникает вопрос, нужны ли мы городу?
«Бородатые» проблемы
Проблемы горэлектротранспорта в Стаханове с «бородой». Бывало, что доведенный до отчаяния коллектив даже проводил акции протеста, не выезжая на линию (звучат такие предложения от некоторых представителей управления и сегодня). За несколько лет ТТУ из благополучного с 500 работниками предприятия превратилось в управление, с трудом влачащее существование. Сегодня в ТТУ всего 76 человек, из которых 6 водителей троллейбуса и 4 водителя трамвая.
Ежедневно в односменном режиме работы на линию выходит всего 3-4 троллейбуса и один трамвай. На ремонт подвижного состава в управлении нет денег. А мизерной выручки от продажи проездных билетов не хватает даже на выплату небольших зарплат. Кондуктора, к примеру, рассказали, что их заработки, которые напрямую поставлены в зависимость от выручки, не дотягивают даже до 100 грн. в месяц. У них просто нет средств для выживания, содержания детей, им «отрезают» свет и воду за долги.
Главная проблема, как считают в ТТУ, состоит в том, что государство не выполняет своих обязательств — не предоставляет в полном объеме субвенцию из госбюджета для погашения затрат от перевозки льготников, ездящих в электротранспорте бесплатно. На сегодня, по данным ТТУ, ему с 2003 г. задолжали около 1,5 млн. грн. субвенции, из которых в этом году — более 222 тыс. грн.
Куда только не обращался коллектив, подключая к написанию писем и обращений городские власти, — и в облгосадминистрацию, и в Верховную Раду, и в Кабмин, и к Президенту. Последнее обращение с подписями городских голов Стаханова, Теппогорска. Алмазной, на которое пока не получен ответ, направлено В. Януковичу, А. Морозу и Н. Азарову. Всего же, по словам юриста управления Николая Иванова, направлено около 70 писем и обращений во все инстанции. Однако услышать электротранспортников в «верхах» не хотят и попросту отмалчиваются.
Чтобы выбить полагающуюся субвенцию, коллектив ТТУ обратился в апелляционный суд Луганской области, рассмотрение дела назначено на 29 ноября.
Мнение городских властей
Но, как говорят в народе, на «верхи» надейся, а на местах не плошай. Поэтому на состоявшемся в ТТУ собрании трудового коллектива, в ко тором участвовал И. Ильинов, электротранспортники высказали предложение о том, чтобы местные власти рассмотрели вопрос об увеличении дотации управлению из городского бюджета. Как подчеркнул зам. городского головы, с этим вопросом необходимо выйти коллективу на предстоящую сессию горсовета, которая намечена на 24 ноября.
— Письма, написанные во все инстанции, могут лежать годами. А как же нам жить сегодня? — этот риторический вопрос, прозвучавший из уст водителя троллейбуса Николая Мазуренко, так и повис в воздухе...
Наталья Ермоченко, ТЕЛЕгазета № 46 от 15.11.2006, сайт г. Стаханова