Токаши Итозава с женой Еленой Итозава-Швец и дочкой Рикой и сыном Наоки на даче в Луганске (фото: Марина Чубенко)
фото © gpu-ua.info
Японец Токаши Итозава женился в Луганске
В Украине его пугают старые лифты
42-летний японский фотожурналист Токаши Итозава семь лет живёт в Луганске с женой Еленой, 36 лет. В их трехкомнатной квартире играются двое детей. Имя четырехлетней Рики означает ”запах мудрости”, а двухгодичного Наоки — ”лучезарный”. На столе стынет зеленый чай из рисовых зернышек. На пианино стоит самурайский шлем.
— Это символ отваги, — объясняет хозяйка. — Его дарят японскому мужчине при рождении.
А что дарят девочкам? — интересуюсь у мужчины.
Токаши отвечает по-английски. Елена переводит.
— Каждая японка имеет полку с куклами, которые имитируют императорскую свадьбу. Это гарантирует благополучие.
Токаши ставит на колени ноутбук. Показывает свои фотографии. Говорит, что много путешествует.
— В 1999-ом наш ансамбль ”Ангелюс”, в котором я пою, поехал в Словакию, — вспоминает Елена. — Решили поиграть на улицах Братиславы — там это принято.
— А я как раз задержался в Братиславе на несколько дней, — добавляет Токаши. — Вышел сделать снимки ночного города. Вдруг слышу божественную музыку. Пошел на звук и увидел пять девушек с длинными волосами. Предложил им сфотографироваться, они согласились.
Дети играются мячиками из нитей. У Рики — красно-золотой, у Ноаки — темно-синий. Мальчик хочет забрать мячик в сестры. Мама дает им карандаши и отправляет рисовать на обоях.
— Все равно новые будем клеить, — объясняет. — В Братиславе Токаши принес мне ма-а-ленькую коробочку, — продолжает. — В ней было пять бумажных журавлей, размером пшеничное зернышко. А когда вернулась в Луганск, позвонил по телефону и признался в любви. Руку и сердце предложил в Риме. Я там полгода стажировалась в Папском католическом международном университете.
Как приняли зятя ваши родители?
— Они знают английский, потому проблем не было. Встретили как родного. Наоки первыми начал произносить английские слова. С папой они разговаривают на английском, а со мной — по-русски. Знают несколько песен и слов по-японски. Недавно были в Японии. Наша японская бабушка постирала белье и повесила сушиться на балконе. Рика переводила ее: ”Мама, бабушка говорит, что одежда уже сухая!”.
1964, 25 марта — Токаши Итозава родился в Токио, столице Японии, в семье строителя и мастерицы по изготовлению кимоно
1980 — поступил в Токийский политехнический колледж
1984 — фотожурналист в Австралии
1985–1994 — странствует по миру; потом два года живет в Австралии
1999 — в Братиславе, столице Словакии, познакомился с украинской музыканткой Еленой Швец; приехал в Украину
2001 — Елена и Токаши поженились
2002 — родилась дочка Рика
2004 — появился на свет сын Наоки
Расспрашиваю Токаши, чем зарабатывает на содержание семьи.
— Дважды в год езжу на два месяца в Японию, — объясняет. — Работаю над рекламными проектами. На заработанные там деньги в Японии можно прожить две недели, в Украине — несколько месяцев. Преподаю японский в Луганском педуниверситете. А в колледже культуры — художественную фотографию. Жена подрабатывает переводами. У нее два высших образования: медицинское и лингвистическое.
Украинский быт не пугает?
— Ужасно испугался, когда впервые сел в лифт. Он очень скрипел, — рассказывает улыбаясь. Добавляет, что привычки наших народов отличаются: — Японцы сначала принимают душ, а потом — ванну. Мы не стелем на пол ковров, не ходим в тапках. Здесь я открыл для себя консервирование, вы это называете ”закрывашка”.
Спрашиваю, как распределяют семейные обязанности.
— Когда родился Наоки, я занималась ребенком, — говорит Елена. — А Токаши делал ремонт. И мебель в коридоре мастерил сам. Ходил две недели, не разговаривал. Думала: сердится, а он планы вынашивал. Положил мне на стол чертеж. У японцев феноменальные способности к новым знаниям. А как Токаши готовит!
— Из украинской кухни признаю только борщ, — признается он. — И то не чаще, чем раз в месяц. Но ваши продукты — натуральные. Помидоры пахнут, как в детстве. Я придумал рецепт приготовления варенья и соленых огурцов.
Елена несет из кухни на блюдце варенье из яблок. Пробую — вкусно.
— Рецепт держу в секрете, — говорит Токаши. — Даже жену из кухни выгоняю, когда готовлю. Здесь есть мед, корица, коньяк, лимон. Часто готовлю суши, рис, овощи, морепродукты, курицу в кляре. Жаль, что в Украине не все продукты доступны.
А что любят дети?
— Им нравится мисо — такой японский суп из пасты и забродившей сои. А еще суши и сабо — рисовые крекеры. Рис они едят в неограниченном количестве. Гены!
«Газета по-украински»