Новости Луганска и области

 



На главную
Главные новости

Валерий Профатилов, командир Луганского батальона Патрульной службы: «Долг – превыше всего!»

Сотрудники Луганского батальона Патрульной службы при Луганском городском Управлении Внутренних дел 20 декабря отметили свой профессиональный праздник – День милиции.

БПС появился раньше, чем вся украинская милиция; после проведенной в этом году реформы, батальон вошел в состав Единой патрульной службы Луганска, куда помимо сотрудников БПС входит дорожно-патрульная служба при УГАИ. Но, несмотря на реформы, как выходили патрульные в любое время суток и при любой погоде на патрулирование городских улиц, так и выходят сейчас. Комплект вооружения остался прежний: ПМ, резиновая дубинка, баллончик с газом и наручники – вот весь нехитрый арсенал, с которым сотрудник БПС выходит один на один с правонарушителем.

Майор Валерий Александрович Профатилов ныне – командир БПС. Здесь он начинал свою службу сержантом 15 лет назад, а, пройдя длительный путь от патрульного до преподавателя и административного служащего, изучив методологию охраны правопорядка, как говорится «от и до», вернулся в батальон полтора года назад уже командиром.

- Валерий Александрович, вы рассказывали о проведенной в рядах патрульной службы реформе. Что изменилось после ее проведения?

- Важным моментом является тот факт, что нашим сотрудникам расширили полномочия. Ранее, в случае фиксирования правонарушения, они вынуждены были отправлять нарушителя в городское или районное отделение милиции, теперь же, получив статус инспектора, они сами на месте могут принимать решение – задерживать нарушителя, ограничиться предупреждением или составлением протокола. В результате, нарушений общественного порядка становится меньше, а инспектора получили большую свободу действий. С одной стороны, это внушает оптимизм, с другой – накладывает еще большую ответственность на сотрудника БПС.

- Честно говоря, судя по высказываниям, у большинства наших граждан создается впечатление, что, как бы не утверждали милицейские чины о статистическом снижении преступности, реальность та же – пьянство, грабежи, «бытовуха» из жизни никуда не исчезла…

- А полностью уничтожить преступность, думаю, невозможно: такова человеческая сущность. Снизить уровень правонарушений можно, этим мы и занимаемся. И скажу откровенно, падает уровень преступности, как бы не казалось обратное.

В этой связи мне бы хотелось затронуть один любопытный аспект. Беда нашего общества заключается в том, что большинство граждан истолковывает понятие «демократия» как «вседозволенность». В то же время, обязан отметить, что демократия – это верховенство права. И верховенство порядка.

Наши граждане с легкостью находят ошибки в действиях власти, стараясь, при этом, не замечать крамолы в своих действиях. Говоря о милиции, они обязательно упоминают разного рода нелицеприятные явления в нашей милицейской практике, но, при этом, за помощью непременно обращаются к нам.

… В словах Профатилова есть рациональное зерно. Достаточно припомнить, с каким негативом граждане воспринимают замечания правоохранителей по поводу тех или иных фактов нарушения правопорядка.

Вот, сидит группа людей в сквере, дружно распивают водочку. Казалось бы, зачем это делать в общественном месте? Драйв, желание пощекотать нервы? Вряд ли. Думаю, что все объясняется куда проще: всегда помня о своих правах, мы зачастую забываем об обязанностях. Согласитесь, этих обязанностей не так уж и много. И не нарушение общественного порядка входит в число этих обязанностей.

«Наших патрульных зачастую воспринимают как неких монстров, - рассуждает Валерий Александрович. – Стоит подойти и сделать нарушителю просто замечание, как в ответ можно услышать о себе столько нового… Масла в огонь, безусловно, подливают и истории об «оборотнях», но нельзя же всех нас мерить под одну линейку?!»

… Кстати, заговорив об «оборотнях», Профатилов вскрывает еще одну милицейскую проблему: нехватку кадрового состава. И это действительно проблема. По той простой причине, что текучка кадров происходит из-за низкой зарплаты, которую получают наши правоохранители, особенно рядовой состав. Я не стану здесь оглашать суммы зарплат – нескромно, но поверьте мне: им – сотрудникам БПС - нужно памятник ставить за то, что при таких условиях они все равно выполняют свой долг. В том числе и рискуют жизнью, как это 21 февраля 2001 года случилось с сотрудником БППС Дмитрием Яковенко, который погиб при задержании опасного преступника.

Статистика – дама серьезная, с ней флиртовать бессмысленно. Однако, читая криминальную хронику и делая скоропалительные выводы о бессмертности Луганской преступности, мы как-то упускаем из виду, что нельзя по мановению палочки изменить мир и Луганск, в частности. Нужна долгая кропотливая работа не только по выявлению и предотвращению правонарушений, нужна еще и воспитательная работа среди молодежи. И тезис этот не только не устаревает, но и приобретает особый резонанс в наше сумбурное время.

- Кстати, Валерий Александрович, опишите, пожалуйста, среднестатистический портрет современного правонарушителя.

- Это молодой человек 16-20 лет, зачастую нигде неработающий, но всеми фибрами души желающий получить от общества ВСЕ блага цивилизации сразу. Это общая социальная проблема. И корни ее растут из нежелания или неумения нынешних родителей воспитывать своих детей. А последним еще и некуда приложить свою энергию: в школе на учеников внимание обращают постольку поскольку, родители вкалывают на двух-трех работах, внешкольные учреждения отсутствуют. Вот и идет такое великовозрастное чадо постигать свои уличные «университеты» за пивом и сигаретами, а там и до наркотиков недалеко. Обратите внимание, кто сейчас является основным потребителем слабоалкогольных напитков? Правильно – молодежь. Помимо того, что молодые люди травят свой организм, «набравшись» спиртным и набравших пьяной храбрости, они затем совершают правонарушения.

… Между нами говоря, читатель, «поливание елочек» - это еще цветочки…

Впрочем, не «отстает» от обрабатывания молодежи и наши СМИ: на ТВ сплошной «балдеж» с перестрелками, на страницах газет и книг – сплошная криминальная хроника под неумолчный гул «шансона». Вот она – реальность. Беспощадная и бескомпромиссная. И тогда становится понятной скрытая гордость Профатилова за своих сотрудников: за полтора года им ни разу не приходилось применять оружие. Значит, не утрачен еще авторитет правоохранителя.

«Власть – это не только дубинка в руках, как, рассуждает молодежь, приходящая к нам на работу, - рассказывает Валерий Александрович. – Власть – это еще и огромная ответственность, груз которой отдельные молодые наши сотрудники не выдерживают, с ними мы расстаемся без сожаления. Говоря об изменении психологии правонарушителя, я должен отметить и изменение в мировоззрении наших правоохранителей. Прошли времена, когда на улицах возникали перестрелки, а бары заполняли «малиновые пиджаки». Мы всерьез настроены на развитие в государстве демократических ценностей. И главная наша задача состоит в том, чтобы наши граждане в патрульном видели не «оборотня», а защитника их прав». …

Удалось мне пообщаться и с рядовыми сотрудниками. Должен отметить – немногословны, работу свою ценят. Нет-нет, да и проскальзывает в разговоре мысль о необходимости увеличения зарплаты, но акцент делается не на ней, а на невозможности (или нежелании? – А.К.) государства способствовать в выполнении поставленных перед патрульными задач. Судите сами: на одну патрульную машину выдают в сутки 10 литров бензина. «Как раз чтобы доехать до Камброда!» - шутят сотрудники. Автопарк давно на ладан дышит, ремонт производят собственными силами. На город необходимо в идеале 24 машины, но приходится обходиться восемью. Говоря о технологических новинках, кивают на американские технологии, впрочем, не без гордости говорят и о Луганских разработках. О трудностях в работе предпочитают не уточнять. Говорят, что трудности преодолеваемы, лишь бы было понимание ситуации среди граждан.

«Вот, идешь по скверу, смотришь – парень справляет нужду в кустиках. - Как-то рассказывал мне один из патрульных. – А туалет в двух шагах, неужели трудно дойти? Подходим, задаем ему этот вопрос. Знаете, что он отвечает? 50 копеек ему жалко!»

От себя добавлю, что потом эти пареньки причитают, что город загажен.

… Майор Александр Иванович Дубовый – тактик и мозговой центр всего батальона. Ему приходится заниматься самой кропотливой работой – анализировать криминогенную ситуацию по всему городу. Единичные случаи задержания, зафиксированные сигналы в милицию, грабежи и многое другое ему ежедневно приходится складывать в логическую картину ситуации в городе. И в соответствии с выводами координировать работу патрульных: где нужно увеличить количество патрулей, а где – уменьшить.

Пор его словам, самым «активным» районом Луганска сейчас является Жовтневый район. «Это вполне объяснимо, - рассказывает Дубовый. – Здесь проживает почти 200 тысяч населения, так что работы хватает. А, допустим, Камброд уже давно стал условно тихим районом. Видимо, выросли бывшие хулиганы, некогда им бузить!»

А напоследок небольшой ликбез по общению с патрульным от командира батальона Валерия Профатилова:

1. В БПС нет рядовых. Поэтому делайте соответствующие выводы, если к вам подошли патрульные, и среди них оказался рядовой.
2. Патрульный обязан представиться по полной форме и при необходимости предъявить свое служебное удостоверение.
3. В случае задержания, гражданину необходимо разъяснить его правонарушение и зачитать его права.

P.S. В преддверии новогодних праздников БПС переходит на усиленный режим службы. Работы прибавилось и рядовым сотрудникам, и начальству. От себя добавлю пожелание: уважаемые граждане, давайте не омрачать негативом эти праздничные дни и помните, что у патрульных тоже есть семьи, они тоже граждане. Но как бы не тянуло их к домашнему очагу, долг для них – превыше всего.

Уже за это их стоит уважать!

Андрей Кузнецов, «Жизнь региона»


 
Другие материалы по теме:

25.12.2006, 11:41 После шуток «Квартала 95» на Дне милиции в органах проводится служебное расследование: кто пропустил номер с Януковичем и Ахметовым

25.12.2006, 09:50 Донецкая область признана самым опасным для экономики регионом