Подводные магистрали пролегли через Донец
Новую хитрость опробовали в этом году контрабандисты. До недавнего времени горюче-смазочные материалы нелегально провозились в Украину по традиционной схеме. Между двумя государствами курсировали бензовозы, которые оставляли свой контрабандный груз в скрытом хранилище поблизости от границы.
— В этом году мы прорыли траншеи на основных таких «нефтемагистралях», устроили ловушки и прочие преграды, после чего контрабандистам стало трудно перевозить топливо крупными партиями, — поясняет начальник Восточного регионального управления Государственной пограничной службы Украины генерал-майор Артур Горбенко. — На какое-то время дельцы затихли. И вдруг летом местные жители рассказывают нашим инспекторам о подозрительном движении на берегу Северского Донца. Там мы первый раз и обнаружили новую схему.
Что придумали контрабандисты? На обоих берегах пограничной речки они устанавливают замаскированную насосную установку (в некоторых случаях еще и емкость для хранения). Ночью с двух сторон укладывают в воду трубопровод с грузилами, чтобы под их тяжестью труба опустилась на дно. Подгоняют бензовозы, и насосами перекачивают топливо из одной страны в другую.
— Как правило, это пластиковые трубы, реже — металлические, после перекачки их можно быстро сложить и убрать, — рассказывает генерал-майор. — Мы обнаружили десять таких переправ, больше всего — в Луганской области.
По словам пограничников, таким образом переправлялись в основном дизельное топливо и бензин А-92.
— Его часто разбавляют перед продажей, поэтому дельцам выгодно возить именно его, — «засветил» преступную схему Артур Горбенко. — Кстати на российской стороне недавно в очередной раз упал в цене 92-й бензин — на 10 — 20 копеек. Значит, контрабандисты вскоре снова дадут о себе знать.
Прикинуться Незнайкой уже не получится
Итог работы правоохранителей на восточной границе (Харьковская, Луганская, Донецкая и Сумская области) за девять месяцев — семь тысяч предотвращенных правонарушений на сумму 75 миллионов гривень.
— В полтора раза больше, чем в прошлом году, — констатирует Артур Горбенко. — С нашей помощью открыто 95 уголовных дел, шесть из них — непосредственно нашими органами дознания. По одному из этих дел уже вынесен приговор — два года лишения свободы жителю Сумской области за организацию переправки нелегалов через границу, в основном из Юго-Восточной Азии.
Кстати, нелегалы в этом году активизировались, особенно на территории Сумской области. В течение года там задержали 130 жителей Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Около четырех тысяч человек пытались проникнуть в Украину по недействительным или поддельным документам.
В борьбе с нарушителями очень пригодились информационные знаки, установленные в нескольких метрах от границы: «Внимание! Государственная граница».
— Теперь уже никто из задержанных не мог заявить нам: «А я не знал, что здесь граница, это нигде ведь не помечено», — рассказывает руководитель ВРУ. — Такие же знаки есть и на российской стороне. Но одних табличек мало. В этом году мы уже начали совместную с россиянами работу по обозначению на местности линии прохождения границы (демаркации). Пока в основном она существует на карте, а та не всегда отражает действительность. Поэтому нередки случаи, когда граница делит пополам дом или огород. Все это надо исправлять.
Пунктов пропуска станет больше?
А вот упрощенных пунктов пропуска через границу — по-прежнему раз — два и обчелся. Напомним, правительства двух государств договорились организовать такие пункты, чтобы облегчить жизнь обитателям приграничных территорий. Чтобы попасть, к примеру, в гости друг к другу жителям двух соседних деревень из разных государств, нужно ехать за регистрацией бог знает куда. По соглашению между странами, эту процедуру можно будет пройти на месте.
— В Харьковской области выбрана 51 точка для организации таких пунктов (в Украине — 144), — сообщил генерал-майор. — Мы уже определили места, где они должны появиться. Но все упирается в деньги. На оборудование одного домика для наших служб нужно 120 — 130 тысяч гривень. Можно обойтись в первое время вагончиками — это сократит затраты до 30 — 40 тысяч гривень. Местные власти пообещали заложить в бюджете — 2007 средства на строительство хотя бы трети таких пунктов.
В тему
Пограничники осваивают воздух
В этом году на каждой погранзаставе появилась своя вертолетная площадка.
— Авиационную эскадрилью мы используем не только для наблюдения за местностью, — пояснил Артур Горбенко. — Выбрасываем мобильную группу пограничников, они скрытно размещаются на территории, выполняют свою задачу и вылетают в другой район. С воздуха легко обнаружить базы ГСМ. А еще авиация приходит на помощь в плохую погоду. Этой зимой, к примеру, когда были страшные снежные заносы, мы смогли по воздуху эвакуировать людей из пунктов пропуска. И даже провели две спасательные операции по эвакуации жителей Луганской области, которые застряли в поле на машинах. Наши вертолетные площадки открыты для МЧС, санитарных служб, медиков…
Татьяна Костенко, «Комсомольская правда — Луганск»