Валентин Сандул, историк, краевед, член Национального союза журналистов Украины, член авиакосмического общества Украины, газета «День» №120 от 8 июля 2005
Творец победного оружия
Жизнь и смерть Георгия Лангемака
Георгий Лангемак, фото 30-х гг
фото © day.kiev.ua ...14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут первая отдельная экспериментальная батарея реактивных минометов под командованием капитана Ивана Флерова (1905—1941) осуществила сокрушительный удар по железнодорожному узлу г. Орша (Беларусь). «Результаты отличные. Сплошное море огня» — записал он в боевом журнале. Огненный смерч охватил составы с боеприпасами, горючим и боевой техникой противника. Так началась победное наступление во Второй мировой войне нового отечественного оружия — прославленных «Катюш».
Среди создателей этого ракетного оружия есть и наш земляк Георгий Эрихович Лангемак. О нем наш рассказ. Родился он в 1898 году в городе. Старобельске Луганской области. Отец — немец, мать — швейцарка. Оба приняли российское подданство и преподавали иностранные языки. В начале прошлого века семья переехала в Елисаветград (сейчас Кировоград), где Георгий в 1907 году поступил в местную мужскую гимназию и учился до 1916 года. Позже стал студентом филологического факультета Петроградского университета. Юноша начал изучать японскую филологию, но Первая мировая война заставила его сменить университетскую аудиторию на класс школы мичманов.
Осенью того же года Георгия мобилизовали в армию и зачислили в школу мичманов. В апреле 1919 года он добровольно вступил в ряды Красной армии, служил в Кронштадтской крепости. Во время мятежа чуть не погиб. Далее обучение в Военно-технической академии в Ленинграде (сейчас Артиллерийская инженерная академия). Получил специальность инженера внутренней баллистики. Уже занимая должность начальника артиллерии Черноморского Флота, серьезно увлекся ракетами. Командующий Ленинградским военным округом, командарм 2-го ранга Август Корк (1887—1937) помог нашему земляку перевестись в газодинамическую лабораторию (ГДЛ), которая базировалась в городе на Неве.
Работая в ГДЛ, Георгий Лангемак был убежден, что ракеты на твердом топливе «могут найти боевое применение, прежде всего как артиллерийские снаряды разнообразных типов» и многое сделал для воплощения этого «боевого применения». За пять лет (1928—1933) маленькая лаборатория из десяти сотрудников превратилась в исследовательский центр, в котором работало около 200 специалистов. Ставилось задание выполнить огромный объем работ повышения точности и дальности стрельбы, добиться простоты в изготовлении и безотказности в эксплуатации.
21 сентября 1933 года на базе Ленинградской газодинамической лаборатории и московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он должен был решать вопросы военной ракетной техники, в первую очередь, в авиации и артиллерии. Начальником института назначили Ивана Клейменова (1898—1938) специалиста в отрасли ракетной техники. Георгий Лангемак занял должность главного инженера. Он по праву считался основателем исследования действия ракетных снарядов на бездымном порохе (начатого им еще в 1938 году).
К тому же, он — автор двух монографий, которые долгие годы служили пособиями по расчету, конструированию и применению пороховых ракет. Сильный теоретик и тонкий экспериментатор, Георгий впервые выдвинул и подтвердил на практике основные принципы схожести ракетных зарядов, ввел в обращение понятия «приведенный диаметр заряда». Это была очень удобная и понятная характеристика, при которой стало возможно при помощи специальных расчетных графиков легко определить необходимое критическое (минимальное) сечение сопла, чтобы получить наибольшее давление в рабочей камере.
Как научный руководитель проблемы и главный инженер института Георгий Лангемак полностью завершил исследование, которое обеспечивало повышение характеристик реактивных снарядов до уровня, с которым они были приняты на вооружение. Научное руководство работой РНИИ осуществлял технический совет под председательство Георгия Лангемака, членами совета были еще два наших земляка: Валентин Глушко и Сергей Королев, а также Юрий Победоносцев, Михаил Тихонравов и другие.
Отметим, что над созданием ракеты боевой машины «Катюша» настойчиво работали много лет десятки людей. Снаряды для нее изготовляли еще в двадцатых годах. Но нужно было научить их летать. А это означало: стабилизировать в полете, обеспечить медленное, равномерное и стойкое горение пороховых шашек, стандартизировать их производство таким образом, чтобы один снаряд ничем не отличался от другого. Какое сделать «оперение»? Снаряды с маленьким «оперением» начинали опрокидываться в воздухе, с большим — становились тяжелыми, следовательно, сокращалась дальность. Каким должен быть пусковой верстит, — задумывался конструктор Георгий Ерихович. А как сделать так, чтобы снаряд в нем не заклинило? Какой длины должна быть направляющая? Короткая — снижала прицельность, длинная — утяжеляла ракетную пушку.
Все эти вопросы стоило рассчитать, обосновать, сконструировать, изготовить и наконец испытать модель. «Катюша» — оригинальная конструкция, а у каждой оригинальной конструкции должен быть автор. Конструктор азотно- кислородных двигателей, позже главный конструктор ракетно-космической техники Валентин Глушко в 1955 году писал: «Автором этих снарядов является, по существу, Лангемак. К моменту его ареста, возможно, не была еще оформлена документация относительно конструкции этих снарядов, но основная работа была закончена». Есть много свидетельств об особом вкладе нашего земляка в доведение снаряда до боевых кондиций, отмечают остроту его исследовательского и конструкторского мышления.
Наиболее плодотворно проводились в РНИИ исследования по созданию реактивных снарядов для Военно-воздушных Сил. В 1935 году были организованы систематические опытные стрельбы реактивными снарядами с самолетов И-15. Результаты удовлетворяли всех. Выяснилось, что при стрельбе с летящего самолета, у 82-х реактивных снарядах заметно увеличивалась точность попадания. Относительно боевых качеств, то РС-82 опережали все имеющиеся в наличии в то время у авиации средства вооружения самолетов. Широкие полигонные испытания, в ходе которых отрабатывалась залповая стрельба снарядами РС-82 с истребителя И-5, были проведены в конце 1936 года в научно-исследовательском институте ВПС. Боевое крещение эти реактивные снаряды прошли также и в авиации. В августе 1939 года звено из пяти самолетов И 16, вооруженное первыми вмире авиационными ракетами класса «воздух-воздух», участвовало в боях с японской авиацией на Халхин-Голе.
В 1937—1938 годах сталинский смерч необоснованных репрессий пронесся и над РНИИ. Негодяй Андрей Костиков, который работал в институте рядовым инженером, приложил немало усилий, чтобы добиться ареста и осуждения как «врагов народа», основного руководящего состава. Особенно «старался» Костиков, чтобы избавиться от ведущего автора нового типа вооружений талантливого ученого-конструктора, заместителя директора института по научной части Георгия Лангемка. Таким образом, Костиков становился руководителем научного заведения и «автором» этого нового вида оружия, за что и был сразу щедро награжден в начале войны. Псевдоученый, псевдоконструктор, псевдоинженер стал Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом АН СССР. Умер 5 декабря 1950 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Итак, 2 ноября 1937 года арестовали начальника РНИИ Ивана Клейменова, под руководством которого создавались реактивные снаряды на бездымном порохе (М-8, М-13) для пусковых установок БМ-13 «Катюша», авиационных пусковых установок. В этот трагический день «черный ворон» приехал и за Г. Лангемаком. Ивана Клейменова и военного инженера 1 го ранга Георгия Лангемакарасстреляли через два месяца после ареста. Пострадали и другие специалисты института, в том числе Валентин Глушко и Сергей Королев. Ракетному делу в тогдашнем Советском Союзе был нанесен страшный удар. Но жизнь продолжалась. Те специалисты, которые остались после репрессий живыми, продолжали начатое дело. Ударную силу «рельсовой артиллерии» в полной мере почувствовали на себе немецко-фашистские захватчики. Создание этого грозного оружия, как мы уже говорили, началось задолго до начала Второй мировой войны. Исследования в этой отрасли имели важный оборонный смысл и были строго засекречены. Только в конце 80-х годов открыли архивные документы, которые рассказывают о героических страницах истории военной техники, создателях реактивной артиллерии, которая стала одним из наибольших достижений в отрасли вооружения за годы Второй мировой войны. Именами наиболее выдающихся создателей «рельсовой артиллерии» — Николая Тихомирова, Бориса Петропавловского, Георгия Лангемака, Владимира Артемьева и Ивана Клейменова названы горные образования на обратной стороне Луны.
21 июня 1991 года вышел Указ Президиума Верховной Рады СССР о присвоении звания Героев Социалистического Труда создателям отечественного реактивного оружия. Были награждены посмертно шесть конструкторов — Иван Клейменов, Георгий Лангемак, Василий Лужин, Борис Петропавловский, Борис Слонимер и Николай Тихомиров. Это высокое в то время звание они получили конкретно не за «Катюшу», а за создание отечественного ракетного вооружения вообще.