«Мужики там все злые, топорами секутся».
Н.А.Некрасов
По данным соцопросов на сегодня в стране от 15 до 20% населения до сих пор не определились с политическими симпатиями. На профессиональном жаргоне циников-политтехнологов эта часть населения называется «болото». Насколько тих сегодня сельский «омут» Луганщины?
Бытует мнение, что сегодня в селах Луганской области живут мирные, мало образованные и чрезвычайно доверчивые люди, которых на каждых выборах обманывают и эксплуатируют посредством админресурса или «дешевым» подкупом. За последние несколько лет ситуация существенно изменилась, тяжелые условия выживания сильно политизировали сельского жителя. Проводимая агитация в селах построенная на простых и «дешевых» лозунгах для «селян» - уже не работает. На сегодня значительная часть селян уже знает, кому они отдадут свой голос, а кому не доверяют. По-прежнему большей частью решение формируется по принципу «от обратного», т.е. голосовать будут не за того, кого поддерживают, а за тех, кто против тех же политических сил, что и избиратель. Плохо так же то, что за последние месяцы заметно вырос уровень агрессивности избирателей, они заявляют, что если и эти выборы назовут сфальсифицированными – они «возьмут вилы и пойдут». Хотя в целом по области значительное количество избирателей еще окончательно не определились и выбирают между двумя-тремя партиями или блоками, но в целом «вектор» своего выбора они сделали. Так что расстановка сил в целом сформирована.
Луганская область. Село © vv.lg.ua
Конечный процент поддержки покажут сами выборы. За оставшееся время можно скорректировать рейтинг блока или партии, но для этого требуется значительные социально значимые акции. Реклама в СМИ (теле-, радио-, газеты, листовки, плакаты, интернет) поможет только если не забыть название партии или блока, однако не сильно добавит поддержки избирателей. Люди не верят в «картинки», они хотят «посмотреть в глаза» живыми кандидатами. А этот эффективный механизм работы с электоратом, ой как не нравиться нашим партиям. Легче спрятаться в радио-, теле- студии, вещать со страниц электронных и печатных СМИ, но история выборов показывает, что только персональные встречи дают результат и ни какая реклама, даже за сумасшедшие деньги, не дает поддержки.
В городах люди живут одиноко в многоэтажных домах, редко кто знает всех соседей по лестничной клетке, а по дому в целом и подавно. Совсем другое дело в селах, там все и всё на виду, чаще люди не выступают открыто, а обсуждают политиков и партии между собой. В действительности селяне простые люди, которые хотят жить мирно и в достатке. Большая и больная проблема со списками избирателей в селах решаешься значительно эффективнее, чем в городе, хотя бы потому один житель может проверить в списке минимум одну улицу и всех своих родственников в этих списках. Их больше волнует что б «не задурили» голову старенькой бабушке и не заставили проголосовать так как «нужно».
Чаще всего средний житель села не может четко ответить на вопрос, что же кроется под этим пресловутым «задурить голову». Самое близкое объяснение, которое удается получить, это «говорит с телевизора, а кто говорит, мы не знаем». Пожалуй ключевой на нынешних выборах (а это отмечают все участники забега под названием «Всенародные Выборы Премьера») была, безусловно, проблема списков.
Многим, особенно «без-году-неделя» партиям, если и удалось «наскрести» на областной список, на города и районы хватает с трудом. Посему и встречи с избирателями в селах проводятся не так активно, как того хотелось бы избирателям в глубинке. Плюс, естественно, ситуацию существенно осложнили погодные условия, которые многим кандидатам из других регионов кажутся просто экстремальными.
Сами же избиратели в сельских районах Луганщины вряд ли обратят 26 марта свое внимание на такую мелочь как погода. Большинство из них понимают, что именно этот день определит климат и в их родном селе, и в областном центре и в столице на следующие 4 года.
Д.Иванов
Председатель общественной организации «Свободный выбор Луганщины»