— Как проходит подготовка к выборам, есть ли трудности?
— Самой первой трудностью оказалась регистрация кандидатов. В связи с этим было несколько судебных процессов, но все они уже закончились. Кроме суда с Еленой Бережной (Бережной комиссия дважды отказала в регистрации; в настоящее время ее иск рассматривается в суде — Ред.) Сейчас комиссии добавили финансирования, теперь в аварийном режиме нужно успеть предоставить кандидатам бесплатные теле , радиоэфир, напечатать информационные материалы. В настоящее время комиссия занимается организацией печатания бюллетеней, рассматривает жалобы и заявления кандидатов и избирателей.
По финансам, самое главное, — нет контрольных цифр, мы сейчас на ощупь, вслепую двигаемся. По моим сведениям, сейчас на область дополнительно выделено 1,2 миллиона гривень. Этого достаточно, чтобы закрыть потребности по выполнению закона о выборах, если городу, конечно, что-то перепадет из этих средств. Согласно смете наши потребности составляют 300 тысяч гривень. Но если мы получим хотя бы 100 150 тысяч, сократив расходы, ужав их до минимума, мы уже сможем выкрутиться.
— Есть ли претензии к спискам избирателей со стороны теризбиркома?
— Нынешнее законодательство таково, что работа со списками не входит в задачу территориальных избирательных комиссий. Приоритетом на этих выборах являются выборы народных депутатов. По закону у нас нет ни механизмов воздействия, ни полномочий для корректировки списков. Теризбирком может только констатировать факты, как и любой избиратель. Но по моему субъективному мнению, слухи о срыве выборов из-за неверных списков сильно преувеличены, ведь каждый избиратель может пойти в участковую комиссию, проверить себя. Другое дело, что комиссии не сформированы. Вот это представляет значительно большую опасность. Потому что сейчас, когда вступит в силу изменение к закону о том, что к работе в комиссиях можно привлекать госслужащих, это может выйти боком. Все заявляют, что боятся админресурса, а здесь он будет самым настоящим, потому что чьи-то подчиненные будут работать на передовой — в участковых комиссиях. Хотя, с другой стороны, я абсолютно солидарен с председателем ЦИК Ярославом Давыдовичем, который говорит, что выход из положения можно найти только за счет привлечения к работе госслужащих, которые неоднократно работали в избирательных комиссиях и знают эту работу. Просто политическим силам и кандидатам в мэры нужно серьезно отнестись к тому, чтобы направить на участки своих официальных наблюдателей.
Еще две-три недели назад у меня были сомнения насчет финансирования и других важных моментов организации выборов, но сейчас у меня значительно больше уверенности в том, что выборы состоятся. И оспорить их результаты будет намного тяжелее, потому что пусть копеечки, но из бюджета пошли, и это немаловажный фактор.
— Как, на ваш взгляд, организована работа избирательных участков, по нашим данным некоторые участки не открылись до сих пор из-за отсутствия работников?
— Организация работы избирательных участков входит в компетенцию исключительно окружных комиссий, территориальные избирательные комиссии имеют косвенное влияние на них. В той части, которая касается выборов в местные советы и на должность городского головы, мы имеем возможность проверять наличие бюллетеней, их количество. Сейчас комиссии сильно загружены, они начали работу со списками избирателей, к тому же они недоукомплектованы кадрами. Мы стараемся их поменьше дергать, чтобы люди, которые там работают, не написали заявления об уходе, стараемся найти общий язык, понимаем, что работа участковых комиссий наиболее ответственная, сложная и наиболее низкооплачиваемая. Я думаю, что самые большие сложности там начнутся, когда горожане пойдут массово проверять себя в избирательных списках. Если будет большой объем жалоб или каких-либо замечаний, тогда будет по-настоящему тяжело. Некоторое время назад члены городского теризбиркома, когда знакомились с нашими участковыми комиссиями, прошли по участкам, оказалось, что более трети участков вообще не работали. Сейчас их организация почти завершена, если динамика этого процесса сохранится, участки будут укомплектованы и будут работоспособны.
— Много ли зафиксировано нарушений избирательного законодательства? К примеру, некоторые луганские газеты публикуют заявления о том, что кандидат в мэры Владимир Медяник тратит на предвыборную рекламу больше, чем предусмотрено избирательным фондом.
— Заявлений о нарушениях масса. Но, к сожалению те, кто подает заявления, в том числе кандидаты в депутаты и кандидаты на должность городского головы, немного не отдают себе отчета в том, что должно существовать четкое определение нарушения. Кому-то не понравились высказывания его конкурента — он имеет право подать жалобу в комиссию. Но для того, чтобы это было признано нарушением, грамотней было бы обратиться в суд или прокуратуру. Если есть определение суда, то для нас это уже будет предметный разговор, мы можем вынести по этому поводу определенное решение. Что касается Владимира Медяника, то все заявления о превышении им фонда ограничиваются разговорами. Поговорили — и на этом все закончилось. Видишь факт — действуй. Существует требование закона — все агитационные материалы должны быть оплачены только из избирательного фонда, но у теризбиркома нет ни следственных, ни административных рычагов проверить это. Есть прокуратура, есть КРУ, налоговая, банковская система. Если комиссии докажут, что превышен фонд, покажут определение суда, что это была агитация, оплаченная не из избирательного фонда, тогда этим можно заниматься предметно. Но пока это голословные заявления, а на таком уровне мы не имеем права работать.
Олекса Нечипорук, газета «Молодогвардеец»