За последние десять дней и в печати, и в эфире – тишина. Возможно, все берегут силы на 23-24 марта. Кто ж такое сказал, что если представитель партии в 23:59 часов 24 марта по телевиденью скажет свой лозунг, то сразу получит +10% голосов поддержки? Складывается именно такое впечатление – все хотят выступить в последнюю очередь. Изменить расстановку сил за последний день можно, но на ничтожно малый процент. «Работать» нужно было в ноябре прошлого года – за один день заработать 3% - нереально.
Об отсутствии информации, точнее, о присутствии небольшого количества материалов, читая которые можно разобраться, понять и оценить политические идеи, цели экономических преобразований и вектор духовных ценностей партий. Поголовно печатаются только рекламные материалы, хуже всего то, что это обычно копия партийных всеукраинских материалов или их урезанная копия. Практически всегда без переработки на конкретную область, район, город. Зачем мне программа партий по работе в Верховной Раде от кандидата (-ов) в районный совет? Он(-и) решением районного совета будут повышать пенсии по всей Украине?! Материалы обезличены и складывается впечатление, что партиям самим всё равно что они них думают. Исключения есть, но не по всем вопросам и их мало. Я проводил нерепрезентативный опрос среди членов всевозможных партий и спрашивал у них, что самое яркое они помнят из программы их партии? Считай что, ничего, не любят они читать программу своей партий. В лучшем случае они могут вспомнить 2-3 лозунга. Можете поэкспериментировать сами, желательно над кандидатами в местные советы. Условия выборов изменились радикально, но никто не оказался к ним готовым – ни партии, ни избиратели.
Если проследить всю предвыборную гонку до текущего момента, то мы видим на всех уровнях старую и проверенную систему агитации за персоналии всеукраинского масштаба с двумя-тремя лозунгами. Тут тоже есть исключения, но их мало. Проверить это просто, попробуйте вспомнить фамилии представителей партии (за которую планируете голосовать) – руководителей городского штаба, районного. Нет, не нужно перечислять ярких представителей партии масштаба области и выше. В итоге и получается, что выборы у нас на практике – мажоритарные, т.е. какие были раньше, такими и остались в нашем сознании.
Идем далее. Лозунги за последний год не изменились, несмотря на то, что год назад мы выбирали – президента, а сейчас мы будем выбирать законодателей, мэров, депутатов местных уровней, а это совсем другая работа и другие цели и задачи! Пойдем предметно - я живу в области, в городе, районе где сейчас нужно решать проблемы: жилья, мусора (как бытового, так и производственного), безработицы, воспитания молодежи и т.д. и т.п. Мы сталкиваемся с ними каждый день и знаем их не понаслышке. Смотрим программы кандидатов в эти уровни власти - программы составлены либо в форме отчета о проделанной работе, либо в форме набора лозунгов, без всякой конкретики. Как выбрать? Кто лучше решит проблемы? Может не стоит выбрать тех, кто обещает «много и сразу» и в итоге не сдержит своих обещаний из-за их фантастичности, а выбирать того, кто предложит реальные сроки и выходы? А как я могу по лозунгу определить, каким образом будет решаться проблема? Я полностью согласен что, во-первых все бояться конкуренции и не публикуют заранее свои планы детально, во-вторых составление грамотной программы – это титанический труд (я бы его приравнял к написанию докторской диссертации), что требует значительных ресурсов и знаний. Но если такой программой кандидат желает убедить меня в том, что он что-то сделает, значит нужно как доказать реальность своих планов, правильно? Хотя тут есть другая опасность, бумага вытерпит всё, написать – это не означает сделать. Получается либо кандидат сам не знает (хуже, если еще и не верит в то, что предлагает) каким образом он будет решать мои проблемы, и я слепо доверю ему проводить эксперименты с неизвестным результатом, либо не «вырастили» еще партии политиков способных четко и предметно излагать партийные пути решения проблем.
Не порядок. Остается еще несколько десятков часов для работы с избирателями - самое время пойти к избирателям лично и четко рассказать детальные планы своих действий. Красть идеи у конкурентов уже поздно и это будет ярко видно.
Избиратели – это не ругательное слово, это обыкновенные люди которые хотят жить свободно, достойно, спокойно и что б им помогали, а не мешали!
Мы приглашаем всех 26 марта сделать свой осмысленный выбор и прийти на избирательные участки понимая, кому отдаешь свой голос.
Дмитрий Иванов