Геннадий Зубов: «Дома мой гол восприняли нормально»
Футболист «Зари» Геннадий Зубов стал автором победного мяча в первом «дерби» двух луганских команд — ФК «Заря» (Луганск) и «Сталь» (Алчевск) — в высшей лиге. Автор победы луганской команды, выведшей «Зарю» из «зоны вылета» — с последней строчки турнирной таблицы, дал интервью газете «Футбольное обозрение».
— Гена, сразу же хотелось поздравить тебя с красивым и, главное, таким нужным голом. Как вообще решился на удар, ведь позиция была не из лучших?
— Получил мяч и принял, я думаю, правильное решение пробить. Ещё когда сидел в первом тайме на скамейке запасных, обратил внимание на то, что игроки обеих команд практически не применяют «дальнюю артиллерию».
— Часто ли тебе удавалось забивать подобные голы?
— С дальней дистанции поражать ворота соперников приходилось, правда, нечасто. Например, в донецком «Шахтёре» мне похожие голы забивать случалось.
— А как дома восприняли твой успех, ведь в Алчевске у тебя много друзей, знакомых?
— Всё хорошо. Было много поздравлений и от родителей, и от друзей. Вообще же, это нормальное явление, так как я выполняю свою работу.
— Хотелось бы узнать твое мнение вот по какому вопросу: в прошедшей игре со «Сталью» на поле с обеих сторон вышло большое количество легионеров, к тому же гостей вывел на матч ещё и иностранный тренер. Прокомментируй, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.
— Считаю, что нынешний лимит на легионеров очень мал. На поле должно выходить не минимум три украинца, а столько же иностранцев. Костяк команды должен состоять из наших футболистов, чтобы украинский футбол возрождался. Ведь, например, и в Луганской, и в Донецкой областях очень много талантливых молодых исполнителей, но они не имеют возможности иногда играть даже за «дубль». А нехватка игровой практики может попросту погубить эти таланты.
— Раз ты затронул тему «Шахтера», то давай поговорим о твоей карьере и, в частности, о наиболее успешном — донецком — её периоде. Расскажи, как пришёл в футбол, и каким ветром тебя занесло в Донецк.
— До восьмого класса воспитывался в Алчевске. Первыми моими тренерами были Валерий Константинович Каяк и Анатолий Иванович Волобуев. Затем поступило предложение от Луганского училища физической культуры, и там три года я провёл под руководством ныне покойного Сергея Горковенко. После окончания училища подписал контракт с алчевской «Сталью».
— А из «Зари» тогда приглашения не было?
— Было, но к тому времени я уже оформил отношения со «Сталью». Поначалу играл за «дубль», ездил с командой на сборы. В Алчевске мне удалось проявить себя, в результате чего я пробыл там недолго. В 1994 году последовал ряд предложений сменить прописку. Наиболее же интересными были от «Шахтёра» и московского «Спартака». И мы с Анатолием Ивановичем приняли решение, что будет лучше, если я буду играть поближе к дому. По прошествии стольких лет думаю, что сделали правильный выбор, ведь те десять лет, что я провёл в футболке «Шахтёра», были лучшими в моей карьере. И теперь, даже уже когда я покинул столицу Донбасса, остаюсь душой и сердцем с донецким клубом. Очень благодарен я и Анатолию Ивановичу Яремченко, который позвал меня в Донецк.
— Гена, ты провёл в оранжевой футболке десять лет, однако чемпионом Украины стал только в 2002 году. Как ты думаешь: чего не хватало тому «Шахтёру» для того, чтобы на равных соперничать с киевским «Динамо» ещё в середине 90-х годов?
— Считаю, что у нас не было инстинкта победителей. У киевлян это чувство уже тогда было хорошо развито, так как «Динамо» брало один титул за другим. Однако во многом благодаря нашему поколению выросла команда, которая научилась побеждать, и для которой уже не было авторитетов. Кстати, подобная проблема актуальна и для «Зари». Потенциал есть, но люди как-то боятся проявлять себя и не верят, что могут выиграть. И этот недостаток может излечить только время.
— Расскажи, пожалуйста, о причинах твоего ухода из «Шахтёра».
— В клуб пришел Луческу и сказал, что не нуждается в моей помощи. После этого поступило предложение от Павлова из Мариуполя, где я пробыл год. Затем вновь вернулся в Донецк, правда, на сей раз не в «Шахтер», а в «Металлург». Однако там вскоре получил серьезную травму, залечив которую выступал в основном за «дубль», так что тот период в своей карьере считаю подготовительным. Постепенно я набрал форму и уже зимой оказался в Алчевске.
— Почему же тогда ты не задержался в «Стали»?
— В Алчевске немного не получилось. Может, из-за того, что не было ко мне доверия. Мое дело было тренироваться, я выполнял все требования руководства, однако в состав не проходил. По какой причине? Это лучше спросить у тренеров, ведь выпускать игрока в основе или нет — это их прерогатива. А летом поступило приглашение в Луганск...
— Не было ли у тебя тогда сомнений насчет «Зари», ведь между луганчанами и «Сталью» всегда существовало некоторое противостояние?
— Это противостояние было и всегда будет, ведь коллективы из одной области. Однако Луганск — это областной центр, поэтому «Заря» должна всегда играть в высшей лиге, так как у команды огромные традиции. Нужно их возрождать, что с успехом и делает президент клуба Валерий Пантелеевич Шпичка, за что ему огромное спасибо. А мы постараемся в каждом показывать ту игру, которую от нас требуют и болельщики, и президент, и руководство ФК «Заря».
— Гена, о твоей клубной карьере мы поговорили, однако нельзя не упомянуть и о сборной Украины, в которой ты провёл практически три десятка матчей.
— Дебютировал в 19-летнем возрасте в матче с португальцами в Киеве. Тогда командной руководил Йожеф Сабо, а за соперников играли такие звёздные футболисты, как Виктор Байя и Луиш Фигу. Однако нам, невзирая на имена, удалось победить со счетом 2:1. Голы в той встрече за сборную Украины забили Максимов и Попов.
— Какие из матчей за национальную команду тебе больше всего запомнились?
— Вообще незабываемы все игры сборной, но особняком стоит встреча с немцами (первый матч плей-офф за выход на ЧМ-2002 (1:1). — Р.Е.), в которой мне удалось отличиться. На том уровне матчи очень интересные, а скорости намного выше тех, что присутствуют в чемпионате Украины.
— А чего не хватило той сборной, чтобы попасть на мировой либо на европейский форум? Ведь многие специалисты считают ту национальную команду самой сильной в истории независимой Украины.
— Да, подбор футболистов в той сборной был очень хорошим. Но, на мой взгляд, тогда игрокам не хватало опыта международных матчей, так как и киевское «Динамо», и «Шахтёр» только начали блистать в Европе, а футболисты других украинских клубов подобного опыта вообще практически не имели.
— Гена, в сборной ты играл под руководством трёх наставников: Сабо, Буряка и Лобановского. А кто из них оставил самый большой след в твоей футбольной биографии, с кем был лучший контакт?
— Считаю, что с Лобановским. С ним были наиболее доверительные беседы. Васильич частенько интересовался моими проблемами вне футбольного поля.
— И в заключение нашей беседы хотелось узнать о тех, кто, невзирая на все трудности, поддерживает Геннадия Зубова каждый день, то есть о твоей семье.
— К сожалению, уже нет с нами моих родителей, но в Алчевске живёт моя родная сестра. А жена Ольга сделала мне недавно подарок, родив вторую дочь, которую мы назвали Альбиной.
Досье
Геннадий Зубов
Полузащитник ФК «Заря» (Луганск)
Воспитанник ДЮСШ «Сталь» (Алчевск)
Родился 12 сентября 1977 года в Алчевске.
Первые тренеры — В.К.Каяк и А.И.Волобуев.
Профессиональная карьера: чемпион Украины 2002 года; серебряный призёр чемпионата Украины 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2003 и 2004 годов; обладатель Кубка Украины 1997, 2001, 2002, 2004 годов; бронзовый призёр юношеского чемпионата Европы 1994 года.
Беседовал Роман Ефременко, «Футбольное обозрение»