Алчевцы напрасно прождали у своих батарей вечер 17 октября, на который был назначен пуск отопления в ряде домов, которые, невзирая на все трудности, готовы были вступить в очередную зиму. Приблизительно около 17:00 вторника поступила команда выключить насосы и прекратить подачу воды в трубы отопления — в ожидании указания руководства КТП «АТКЭ», в свою очередь ждущего соответствующего распоряжения городского руководства.
Причину не следует искать в порыве трубы по ул. Фрунзе, 34, вода из которой, по свидетельствам жителей, в течение трех дней подмывала фундамент дома и на вечер 17 октября так и не заинтересовала городские коммунальные службы. Также не стоило искать в местной прессе заявлений о том, что отопление в Алчевске будет включено с ориентировкой не на конкретную дату, а на среднесуточную температуру.
Решение о том, станет ли в тысячах квартир Алчевска тепло, зависело от простого звонка из Киева, в который накануне выехали городской голова Алчевска В.Чуб и директор КТП «АТКЭ» Д.Радченко.
Нежданный гость министр ЖКХ В.Рыбак, не побоявшийся посетить Алчевск в пятницу 13-ого, уехал уверенный в том, что тепло в городе будет во всех домах, пусть и с небольшим опозданием («может быть неделю, может быть две»). Чрезвычайно просто пообещав решить вопросы и с претензиями Укрзализницы (через Минтранс), и с налоговыми долгами КТП «АТКЭ» (через улыбающегося губернатора Александра Антипова, экс-руководителя Луганской областной налоговой администрации), и с передачей мини-котельных в коммунальную собственность («решается вопрос»).
Т.е. проблемы, которые приводили в тупик депутатов, стали поводом для неоднократных делегаций алчевских чиновников в столицу, породили немало слухов о принудительном вычете средств из зарплат учителей и родителей — не решались без душевного разговора одного министра с другим? Или без личного участия многолетнего главного налоговика области? Если все так просто, внимание к городу было проявлено и обещания были даны — чего не случилось из вышеперечисленного и что стало поводом для ручного управления алчевской системой теплоснабжения из столицы? Ради выполнения каких конкретных обещаний?
Чтобы понять причину досадного сбоя в хозяйстве города, фактически отрапортовавшего о своей готовности к зиме, необходимо проанализировать всю имеющуюся информацию, связанную с мероприятиями по ликвидации последствий аварии и подготовке к новому отопительному сезону, и их финансированием. К сожалению, как в заявлениях прессе, так и в официальных документах, звучали разные цифры, по которым трудно отследить размеры истинных вкладов различных участников спасительной миссии в городе металлургов. На седьмой сессии Алчевского горсовета, к примеру, депутатам была предоставлена Справка к решению городского совета «О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства города к работе в осеннее-зимний период 2006-2007 годов» по состоянию на 12.09.06 за подписью замгородского головы В.И.Тихонова, согласно которой:
Корпорацией ИСД предусмотрено финансирование капитального ремонта кровель на сумму 580 тыс.грн., внутридомовых сетей — 580 тыс.грн., текущий ремонт кровель на сумму 180 тыс.грн., внутридомовых сетей — 580 тыс.грн. Всего по ОКП «АЖЭО» — 1млн. 920 тыс.грн. Фактически профинансирован капитальный ремонт на сумму 90,3 тыс.грн.
На этой же сессии другой замгородского головы Л.Соловьева, ссылаясь на пункты договора о сотрудничестве, который был подписан 24 июля 2006 года между Алчевским горсоветом и Корпорацией ИСД, но с которым депутаты ознакомлены не были, — сообщила, что ОКП «АЖЭО» получило уже три транша на ремонт кровель в общей сумме почти 900 тыс.грн. Т.е. за две недели после подведения итогов Главным управлением инвестиций коммунальная структура освоила 45% средств от общей суммы? И соответствующему управлению что-то помешало предоставить депутатам более свежую и отражающую реальность Справку? Подобные расхождения в отчетах руководителей и несогласованность их действий и слов — не является ли косвенным подтверждением отсутствия фактической прозрачности в экономической деятельности органов алчевской власти?
По своему интересен и пресс-релиз «Подготовка к новому отопительному сезону 2006-2007гг.» от 13 октября. Согласно нему, по состоянию на 12 октября из всех источников финансирования на подготовку к отопительному сезону было направлено более 14,3 млн.грн., что в 3 раза больше прошлого года. И неясно, входит ли сюда сумма в 12,5 млн.грн., которую В.Чуб в национальном масштабе обозначил, как реально выделенную государством и освоенную городом.
Из другой суммы — 23,4 млн.грн. против 5,5 млн.грн. в 2005 году — «направленной в 2006 году из всех источников финансирования», по всей видимости, на те же цели, уже были обозначены участие по договорам: с корпорацией ИСД — 13,3 млн.грн. и ОАО «АМК» — 1,4 млн.грн.
При этом из общей суммы запланированных средств в 2006 году:
-на капитальные ремонты, содержание теплового хозяйства предусмотрено в 2006 году 8,3 млн.грн. (в 2005 году 1,6млн.грн.);
-на реконструкцию, текущий и капитальный ремонт жилого фонда (кровли, внутридомовые системы, лифты) направлено 4,3 млн.грн., что в 2,2 раза больше, чем в 2005 году;
-на текущий и капитальный ремонт городских дорог направлено 9млн.грн., что в 10 раз больше, чем в 2005 году.
Довольно странно, что мэрия, которую прошлой зимой подключили к системе отопления одной из последних, продемонстрировала несколько вялое отстаивание архиважности именно мероприятий по теплоснабжению. Не такой большой долг был у КТП «АТКЭ» перед ДП «Газ-тепло», чтобы ангел-хранитель в лице ИСД враз не мог решить проблемы стратегического для города предприятия, одновременно позволив алчевскому мэру вести разговор с поставщиками газа уже не из такого неудобного положения. Другой вопрос, что газовые неурядицы коммунального предприятия — хороший фон для старта и раскрутки многообещающего проекта «коксовый газ».
Почему же именно на реконструкцию дорог было потрачено в 10 раз больше, чем в 2005 году, если основной экзамен городскому ЖКХ предстояло выдержать именно по готовности системы теплоснабжения, — вопрос риторический. Феерия на главной городской площади с полной заменой плитки, освещения и растительных насаждений — по европейским образцам — произвела особое впечатление на представителей крупнейших мировых банков, встреча с которыми 21 сентября увенчалась для ИСД положительным решением о новом кредите для комбината.
Параллельно с несомненно оставшейся в истории реконструкцией градообразующие предприятия демонстрировали боевую готовность брать на себя больше, чем могли выполнить. Во всяком случае, чем можно объяснить то, что в разгар ремонтных работ одного из подрядчиков ООО «Технопарк ЛТД» сняли с отданных по договору домов под предлогом отсутствия средств и готовности градообразующих предприятий произвести ремонт (то ли благотворительно, то ли в долг), а за считанные дни до начала отопительного сезона фирму стали настойчиво приглашать вернуться к ремонту? По словам начальника алчевского участка О.Рогулина, градообразующие предприятия просто могли не рассчитать свои возможности, в том числе и в плане наличия специалистов (которых, ООО «Технопарк ЛТД», к примеру, привезло в Алчевск из многих других городов). Однако, подобная ненасытность привела к тому, что в настоящий момент в городе существуют дома, капитальный ремонт в которых ограничился полным демонтажем всей системы отопления и уходом потенциальных ответственных в глухое подполье. В разгар отопительного сезона оправдать такие явления в контексте способностей власти можно только версией о саботаже людей, по каким-то причинам остающихся на ключевых постах в определенных структурах.
Странная невнимательность чиновников к отдельным процессам подготовки к отопительному сезону осталась «за кадром» визита представителя Кабмина и при выяснении ситуации по новой котельной мощностью 3,9 МВт по ул.Брестская, 13А. Кроме вполне оправданных упреков представителю фирмы «Термо», выигравшей данный тендер, не прозвучал вопрос — кто, в том числе ответственен за то, что фирма, обязанная по условиям договора закончить работы к 1 сентября, успешно волынила свой тендер и спустя месяц? И это при том, что вышеуказанная Справка гласила: «до начала отопительного периода 2006-2007 годов будет сдана в эксплуатацию новая котельная…»
Анализируя ситуацию на основных котельных города, министр ЖКХ был рассудителен. По «Заводской» отметив, что ситуация непростая, однако по сравнению с прошлогодней аварией котельная «на сегодняшний день, в принципе, готова». Особую радость должно вызывать появление на котельной, расположенной в центре мощнейших технологических процессов металлургического предприятия, резервного ввода электропитания — именно его отсутствие стало причиной того, что «Заводская» через два дня после демарша «Восточной» также оставила тысячи людей без тепла.
Отмечая отставание с запуском новых котельных В.Рыбак порекомендовал руководителям ЖКХ и города рассмотреть целесообразность запуска старых котельных, чтобы люди не мерзли, если среднесуточная температура упадет ниже 8 градусов. Что же касается второго резервного котла «Восточной», который успел стать «уже отремонтированным», то, по мнению В.Рыбака, он должен быть отремонтирован до первых серьезных морозов — только это даст гарантии, что с котельной, обслуживающей 60% населения, будет все в порядке. По имеющимся данным, свершиться это может, вероятно, не раньше декабря. И хотя гендиректор ОАО «АМК» Т.Шевченко обещал помочь с изготовлением заготовок под резервный котел (на сумму порядка 300тыс.грн.), а В.Рыбак обязался принять меры по ускорению финансирования, согласно самой свежей информации, реальные средства на ремонт котла могут прийти только в первой декаде декабря…
Не совсем прояснилась ситуация и с мини-котельными. На 3 модульные и 6 встроенных топочных котельных общей стоимостью 1,7 млн.грн., установленные ДП «Газ-тепло», помимо помощи в реализации процедуры передачи их в коммунальную собственность на условиях финансового лизинга до 3 лет, «необходимы дополнительные средства по завершению работ и вводу их в эксплуатацию»…
Кроме этого, из 5 мини-котельных, установленных концерном «Термо» на объектах образования в период ликвидации последствий аварии (на которых «в силу аварийной ситуации не была сделана укладка подземных трубопроводов»), две — подаренные представителями совершенно разных политических сил — ещё совсем недавно находились под угрозой демонтажа: на одну отсутствовали документы, вторую попросили оплатить из собственных средств. Однако, власть не посчитала нужным распространяться по этому поводу, просто попросив более 500 тыс.грн. субвенции или за счёт средств государственного резервного фонда КМУ, необходимые для завершения работ по укладке подземных трубопроводов. На пресс-конференции В.Чуб сообщил последнюю информацию по котельной стоимостью 330 тыс.грн., «подаренной» СШ №7 — о «готовности со стороны тех, кто делал этот подарок, оплатить эту котельную».
Что касается «мифа» о нецелевом использовании средств, то В.Рыбак вновь подтвердил информацию о том, что «средства, которые выделялись на устранение аварии на первом этапе Алчевску, использовались с большими нарушениями», суть которых сводилась к конвейерной передаче средств из структуры в структуру, что вело к уменьшению конечной суммы на сами мероприятия по ликвидации последствий аварии, а сумма «стружки», выявленная аппаратом КРУ колеблется в пределах 600 тыс.грн. При этом В.Рыбак акцентировал внимание на том, что «с приходом руководителя, который сидит сейчас рядом со мной, деньги направляются на нужные решения, и все эти схемы не существуют». Словно в команде нового мэра не осталось достаточно людей, без участия которых указанные схемы не были бы созданы…
Сколь забавно было смотреть на количество людей в оранжевой робе коммунальщиков, которые в день визита министра ЖКХ создавали массовку, в подавляющем большинстве не имея в своем арсенале ничего серьезнее метлы, ведра или разбавленных белил для бордюр, — столь же грустно было отмечать, как за неделю до начала отопительного сезона активно разрываются ямы и выворачиваются трубы.
Как традиционные упрямые попытки человека противопоставить свои планы сезонным капризам природы. Или как демонстрация насущности проблем, которые невозможно решить без столичных денег.
Наверное, основной вывод главного жилищника страны, дающий официальную оценку, по сути, самому нарицательному примеру украинского ЖКХ, заключается в словах: «Мне бы хотелось, чтобы на понедельник уже была стопроцентная готовность, но в отдельных местах ее не будет… Но 20-ого числа, по заявлениям руководства города, Алчевск практически будет готов к работе в осенне-зимний период»...
Однако, сегодня, когда необходимо дом за домом заполнять системы водой и налаживать работу такого важного для людей механизма теплоснабжения, способность отопительной системы города работать зависит от неких условий, словно используется, как козырь в переговорах с центральной властью. Означает ли это, что на самой слабой социальной ноте можно играть — тем самым закладывая новые стандарты градоуправления? Не может ли это служить доказательством того, что такая игра была начата еще зимой 2006 года, но тогда, в связи с напряженной поставарийной ситуацией об этом было неуместно говорить?
Значит ли это, что дончане из ИСД (чье влияние на происходящее в городе уже очевидно) просто перенимают методы ведения политики государственного управления, которые уже применяются их земляками во власти? Как, например, в случае с давлением на В.Чуба за то, что он единственный руководитель области, который «вообще не ведет никаких переговоров о поставке газа» с руководителем ДП «Газ-тепло», объясняя это необходимостью «выработать позицию»?
И не рассматривается ли сегодня проблема Алчевска уже не в контексте демонстрации возможностей и способностей украинских политиков и руководителей поднимать разваленное жилищно-коммунальное хозяйство, а в крайней плоскости — определения виновного?
Даже, если этот «стрелочник» будет столь же «убедителен» в призме торжества правосудия, как единственный виновный в алчевской аварии Евгений Коваленко?
Анна Асеева, газета «Взгляд» №28 от 18.10.06, г. Алчевск