Утро последней декады октября
По логике вещей и по заявлениям представителей власти от «мэра» до «премьера» отопительный сезон уже наступил. Однако температура батарей в комнате доказывает обратное. Отопительный сезон если где и наступил, то только не у меня в доме. И не в домах многих моих знакомых. Мой звонок в ЖЭУ № 2 г. Луганска ситуацию не прояснил. Как, впрочем, и выступление по телеканалу ЛКТ директора ГКП Теплокомунэнерго, который доложил о готовности всех котельных к отопительному сезону на 100%. Если все готовы, то где же тепло?
Можно понять сотрудников ЖЭКов, для которых разговоры о сроках подачи тепла в дома уже набили оскомину, однако у меня, как у дисциплинированного плательщика возникает вопрос: зачем я вовремя и в полном объёме оплачиваю все коммунальные услуги? Ведь не плати я вовсе эффект был бы такой же. Отвечая на свой вопрос, скажу, что я хочу получать качественные коммунальные услуги круглые сутки.
Для этого мне должен их кто-то круглые сутки оказывать. А вот тут становиться не понятно, кто и на каких условиях будет это делать?
Сейчас много говориться о необходимости заключения договоров с каждым потребителем услуг.
При стандартной практике заключения договора, если одна из сторон не согласна с какими-либо условиями договора, то вопросы решаются в процессе переговоров. С кем я могу согласовать не устраивающие меня пункты договора? С инспектором, который от имени Поставщика услуг его со мной заключает? Сильно сомневаюсь.
Вот и получается, что я интересна коммунальным службам в качестве плательщика, а не в качестве потребителя услуг.
Их можно понять: в г. Луганске насчитывает около 2 тысяч многоквартирных домов. Если заключать договора с владельцем каждой квартиры, я уже молчу про частный сектор, то только количество договоров получается довольно внушительное, не говоря уже о всем прочем. А если все просто платят по расчетным листкам, без договоров… Происходит какое-то одностороннее общение.
Многие считают альтернативой сегодняшнему порядку в жилищно-коммунальной сфере — общества совладельцев многоквартирных домов, так называемые ОСМД. По данным ОО «Политсоциум» в г. Луганске, ОСМД организованы всего в 5% многоквартирных домов.
С одной стороны, будучи членом ОСМД, каждый из нас может претендовать и на внимание поставщиков коммунальных услуг, и на порядок в доме, и на придомовой территории, и на тепло, и на воду, и на …. Да что там говорить… Но, почему-то народ не слишком спешит, а точнее совсем не спешит самоорганизовываться.
Думается мне, здесь существует несколько острых углов.
Во-первых, слухи. Сильная составляющая не желания людей объединяться в ОСМД. Ходят слухи, что для ОСМД стоимость всех услуг будет гораздо выше, чем для простых смертных. И что капитальный ремонт, который по закону обязаны делать городские власти перед передачей дома на баланс ОСМД, не делается вообще или делается не капитальный и в итоге жильцы получают то же что и было, только еще и ругать кроме себя некого.
Во-вторых, не желание что-либо изменить, ну это присуще больше всего старшему поколению. Они всю жизнь так жили, и все работало.
И, наконец, главная, на мой взгляд, проблема — кто будет организовывать и управлять этими ОСМД?
В каждом доме есть жильцы-активисты, и просто жильцы. Можно предположить, что с организацией ОСМД отлично справиться активист-пенсионер, который и трубы проверяет и в подвал лазает, проверить наличие в нем воды и вообще всегда в курсе, что и где происходит в его доме. Однако для грамотного управления необходимы профессиональные навыки, а для управления ОСМД профессиональные специфичные навыки. И вполне логично, что человек, обладающий такими навыками, будет требовать соответствующей оплаты за свои услуги. Получается простой и понятный наемный труд. Дом будет нанимать управляющего и управляющий будет управлять домом за зарплату, гонорар, называйте как хотите.
Но, во-первых, у нас нет профессиональных управляющих домами, во-вторых у нас нет структуры, которая могла бы их обучить. И вряд ли в ближайшее время появиться, потому как непонятно кто может претендовать на роль обучающей стороны. Возможно на помощь придут общественники, но пока задача остается без решения.
И еще один момент. Есть общегосударственная программа реформирования ЖКХ, есть областная программа реформирования ЖКХ и есть городские программы во многих городах области. Уже, похоже все чиновники поняли, что без реформы ЖКХ далеко не уедешь, и Алчевск прошлой зимой был просто первой ласточкой. Если ничего не менять, неизвестно, сколько еще можно протянуть на старых трубах. В общем, получается, что реформа в сфере ЖКХ дело просто необходимое. Только как она будет проходить, и кто от этого более всего останется в выигрыше? Хочется верить, что мы — жильцы этих самых многоквартирных домов. Для того чтобы так и было — давайте организовываться. Ведь мы итак пишем коллективные письма на имя мэра, губернатора, премьер-министра, президента. Ведь мы все по одиночке звоним в ЖЭКи, нервничаем, и в итоге, как правило, остаемся недовольны качеством оказываемых услуг. Спрос рождает предложение. Если ОСМД хочет поменять поставщика услуг, и не зависеть от предприятия-монополиста, поставщика услуг, наверняка можно найти альтернативного поставщика. А будет несколько поставщиков — будет конкуренция, главный стимул для повышения качества услуг.
Наталья Фимина, vv.lg.ua