Новости Луганска и области

 



На главную
Жилищно-коммунальное хозяйство

ЖКХ: «Распять нового алчевского мэра было бы легче всего»

Наделала синица славы, а моря не зажгла…

Начало отопительного сезона в Алчевске не случайно муссируется центральными телеканалами, являясь главным аккордом в ритуальной песне о готовности Украины встретить новую зиму. Алчевск обещал стать плацдармом, на котором власть, независимо от её цвета, доказала бы свою способность грамотно управлять страной, мудро распоряжаться бюджетными средствами и оперативно реагировать на самые актуальные проблемы государства. Кто-то считал, что Алчевску повезло — многие города пребывали в положении не намного лучшем, но эти проблемы не стали достоянием столь огромной аудитории и не зазвучали так, что казалось очевидным — в этом городе власть всех уровней должна сделать всё, чтобы трагедия не повторилась.

В идеале трагедия не должна была повториться ни в одном украинском городе. Но было принципиально важно, чтобы Алчевск встретил зиму не с предчувствием неминуемого и страхом, а с достоинством, доверием и сознанием того, что власть защитила своих граждан от повторения беды. Чтобы алчевцы могли, наконец, сказать — мы не зря пережили ту зиму.

Для власти же было важно, чтобы её обещания не остались пустословием и краснобайством…

Однако, с каждым месяцем жители Алчевска и отслеживающие ситуацию представители прессы, прекрасно осознающие важность алчевской проблемы в масштабах всего государства, становились свидетелями непоследовательности, безответственности и привычной демагогии представителей власти. Мыльные пузыри зимних обещаний, совпавших с предвыборной компанией и ставших её частью, лопались один за одним…

Распять нового алчевского мэра, который разруливает городские проблемы всего полгода, конечно, было бы легче всего. Хотя и позиция городских властей во многих ситуациях, связанных с аварией и её ликвидационными мероприятиями, часто выглядела, по меньшей мере, странной. Кричать об отсутствии средств и проводить пиар-компании в национальных СМИ надо было намного раньше, не дожидаясь терпеливо и расчетливо начала холодов. Ранее же представителям городской власти было свойственно вначале озвучивать существующие проблемы, а затем уходить на попятную — перекидывая ответственность вынесения вердикта на других чиновников или заведомо успокаивая тем, что «ситуация решается».

…В конце мая стало известно, что «Укрзализныця» выставила счета за железнодорожные перевозки алчевских детей минувшей зимой, не забыв включить даже сладкие продуктовые наборы, которыми в поездах якобы бесплатно угощали юных пассажиров, едущих отмерзать в санатории Крыма. Всего сумма зимней «благотворительности» составила почти 2,5 млн.грн. Тогда журналистов заверили, что ситуацию решила в столице делегация алчевских чиновников, а требования «Укрзализныци» предназначались не городскому бюджету.

Но успокоить бдительность прессы и замять очевидный скандал — не значит оградить себя от новых претензий. Чем больше проходило времени после «случая, когда ты должен поделиться со своего стола с теми людьми, которым этого не хватает — в самом широком понимании этого слова», тем гуще становились ряды тех, кто и не собирался заниматься в Алчевске благотворительностью, тем самым, обнажая и пробелы в работе высоких государственных мужей.

Откуда мог появиться новый счет «Укрзализныци» на 9,3 млн. грн. (уже касающийся стоимости ликвидационных мероприятий, произведенных железнодорожниками), если еще в период ликвидационных мероприятий Премьер-министр Украины Юрий Ехануров, определив «Укрзализныцю» генеральным подрядчиком аварийно-восстановительных работ на магистральных сетях теплоснабжения в Алчевске, поручил Министерству транспорта и связи, Министерству финансов, Министерству экономики при формировании и утверждении финансового плана «Укрзализныци» на 2006 год предусмотреть расходы на выполнение аварийно-восстановительных работ в Алчевске, — вопрос один. Почему должностные лица «Укрзализныци», по статусу не имевшие правовых возможностей устраивать благотворительные акции за средства государственного предприятия, занимались обыкновенным обманом населения и не понесли за это ответственности — вопрос другой. Почему сладкая сказка отдыха в крымских здравницах обернулась унизительными разбирательствами городского отдела образования с руководством здравниц, судебными исками и отказами правительства платить за сопровождавших детей взрослых — вопрос третий.

Полгода назад в замерзшем городе звучали фантастические предложения о 9 блочных котельных и энергосберегающих мероприятиях, после выполнения которых тепло в 3-х комнатной квартире будет обходиться в 28 гривень в месяц, включая ко всему горячую воду на протяжении 24 часов… Вместо этого даже имеющиеся основные котельные «Восточная» и «Заводская» сегодня не готовы к зиме на 100%, а ситуация с мини-котельными, предоставленными городу в качестве еще одной гарантии неповторения аварии, до сих пор до конца не ясна. Некоторые из них вместо того, чтобы оберегать от холодов самую незащищенную часть громады (мини-котельные в основном предназначались для обогрева бюджетных учреждений — школ и детсадов), стоят неподключенные, причем право городской громады на них до сих пор спорно, а некоторые вообще близки к тому, чтобы быть оплаченными самими пострадавшими жителями — из средств городского бюджета в ущерб другим статьям расходов.

Всех вышеперечисленных ситуаций достаточно для того, чтобы рядовые алчевцы укрепились в мнении, что подобное двуличие — основной признак всех, кто имеет отношение к власти. И все они сделали Алчевск показательным в плане уровня истинных стремлений властьпридержащих сделать жизнь народа в этой стране достойной. Никто не задумался над тем, что вешать на городской бюджет долги и оставлять без финансирования стратегически жизненноважные для города ремонтно-восстановительные мероприятия — сродни тому, если бы пострадавших от урагана Катрина жителей Нового Орлеана заставили бы платить за привезенные им в качестве благотворительной помощи провизию и воду, выставили бы оставшимся без крова счета за временное проживание и предложили самим восстанавливать городскую инфраструктуру.

При этом в Америке люди пострадали от стихийного бедствия, а в Алчевске жители стали заложниками системных ошибок и просчетов, многолетних невнимания к насущным проблемам и эгоизма собственной власти. В итоге им не только не компенсировали причиненный ущерб за порчу имущества (к сожаленью, никто пока не требует компенсации за моральный ущерб) и предъявили счета в таких случаях, в которых в цивилизованной стране морально здоровый человек просто не стал бы этого делать, потому что такая «последовательность» стала бы концом его карьеры. Власть так и не сделала всех действий, чтобы страшная и унизительная, как для людей, так и для самой власти — чьи граждане проходят через такое — ситуация не повторилась снова. При этом, если в феврале актуально было оценивать оперативность, с которой центральная власть в считанные дни среагировала, отдавала распоряжения, предоставляла все необходимое, то до начала нового отопительного сезона у Киева было полгода, чтобы вовремя профинансировать все необходимые мероприятия, удовлетворить претензии всех «пришедших на помощь» и с гордостью продемонстрировать общественности на примере Алчевска перспективы молодого украинского государства.

Так сложилось, что обязательства, которые брались перед городом металлургов представителями одной политической силы, стали наследством десантеров во власть другой, будучи «в опале» немало кричавшей о неправильных подходах, преступной халатности и невыполненных обязательств в отношении Алчевска со стороны оппонентов в «оранжевой» власти.

Принимая на веру альтернативные мнения о причинах алчевской аварии, звучавшие на фоне обвинений Н.Кириченко и руководства захиревшей АТКЭ, и анализируя готовность прийти на помощь сегодняшних распорядителей бюджетных средств, примитивный вывод мог бы быть один — в 2005 году «оранжевое» правительство отвернулось от «синего» мэра, а сегодня «синее» правительство не спешит облегчить жизнь мэру «оранжевому».

В то же время В.Чуб — не единственный источник власти в городе металлургов. Позиции алчевских регионалов внешне выглядят достаточно сильными: в горсовете у них уверенное большинство, позволяющее при соблюдении партийной дисциплины самостоятельно проводить и блокировать любые вопросы, а их лидер — первый замгородского головы — олицетворяет тот идеал представителя исполнительной власти, который прочил алчевцам областной лидер. Но стали ли интересы города от этого защищаться активнее?

Что помешало, к примеру, алчевским регионалам встать плечо к плечу с алчевским мэром и отстаивать интересы родного города? В котором, между прочим, в тяжелые времена лично побывал В.Янукович и вполне мог знать «глубину глубин» алчевских проблем, естественно, непонимаемую оранжевой властью.

Так сколько же баллов может записать алчевская ПР в рейтинг своей активности? И сколько баллов можно записать в арсенал правительства, от которого ожидали большего — с учетом, что возглавляет его лелеемый на востоке земляк? Не пора ли объявлять конкурс на тему наиболее правдоподобного объяснения того, почему правительство Януковича, которое так ругало оранжевую власть за аварию в Алчевске, за время своего руководства страной и распоряжения средствами — и в финансовом, и в наставническом планах над городом и его руководством пока только поглумилось?...

В свою очередь, провалила экзамен и алчевская коммуналка. Жителей максимально подготовили к тому, что тарифы станут теперь экономически обоснованными. Однако, уровень самих услуг, которые предоставляются в реальности и реакция служб на то и дело возникающие проблемы — тарифам пока не соответствуют. Похоже, ни руководство, ни рядовые сотрудники психологически и ресурсно не были подготовлены к тому, что они со своей стороны теперь должны бы демонстрировать потребителю больше, чем ранее. Такое впечатление, что они, наконец, добились своего кровно заслуженного и успокоились. А рвение, мобильность, ответственность — стоят намного больше, чем заложено в новых тарифах...

Между тем именно первые месяцы могут стать определяющими для вполне обоснованного желания людей и их решения — платить практически европейскую цену (по отношению к уровню доходов) за явно неевропейского качества услуги или ответить коммунальным службам «взаимностью». Понимает это и руководитель КТП «АТКЭ» Д. Радченко, с которым нам удалось встретиться, узнав от него последние «вести с полей» (на утро вторника 24 октября) и его видение ситуации в городе.

Газета «Взгляд» № 29 от 25 октября 2006 года, г. Алчевск


 
Другие материалы по теме:

21.10.2006, 20:27 Вся Луганская область может стать Алчевском?

21.10.2006, 17:44 Мэр Алчевска собирается согреть горожан после 25 октября

19.10.2006, 18:32 Германия хочет обновить Алчевск

19.10.2006, 15:43 Алчевск и отопление: «А счастье было так возможно…»

17.10.2006, 15:00 Отопительный сезон на Луганщине начался, вот только отопление включить забыли

15.10.2006, 15:18 В Алчевске, городе-символе коммунальных трагедий, к отопительному сезону не готовы

15.10.2006, 00:19 Школьный автобус от Литвина и котельная от Шуфрича — подарки или просто PR-акция?

14.10.2006, 13:39 Алчевск: от зимы до зимы