Как сообщалось ранее, 26 октября состоялось заседание Луганского пресс-клуба на тему «Повторится ли на Луганщине печальная алчевская история?». В заседании участвовали: Николай Козырев — председатель правления Гражданского комитета защиты конституционных прав и свобод граждан, Лариса Заливная — координатор Гражданского Форума Украины в Луганской области, Сергей Морозов — председатель Ассоциации социал-демократических сил Луганской области, Виктор Бакуменко — председатель ЛОО ВГО „Громадський контроль”, Наталья Кирилова — Восточный региональный адвокатский центр, а также журналисты средств массовой информации области.
Участники заседания констатировали, что, если жилищно-коммунальное хозяйство страны останется на прежнем, низком уровне развития, то в скором времени катастрофы, подобные прошлогодней алчевской, волной накроют все наши города. При этом повсеместно в Украине нарушается 48-я статья Конституции, гласящая, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище.
Острой критике жители области подвергают грядущее повышение тарифов на коммунальные услуги до уровня, недоступного большинству граждан Украины. Например, за 2-комнатную квартиру жильцам придётся платить около 400 грн в месяц. К слову, до этой суммы не дотягивает подавляющее большинство пенсий в стране. При этом, по подсчётам независимых исследователей, в Украине для более или менее полноценного питания необходимо около 700-800 грн в месяц. Представителей обеих ветвей власти страны, похоже, не волнует вопиющее несоответствие доходов и расходов простых граждан Украины.
Совершенно очевидно, что власть заблуждается, считая повышение тарифов выходом из положения. Лукавят по этому поводу и руководители жилищно-коммунальных предприятий. Также недопустимым жители области считают приход в жилищно-коммунальную отрасль иностранных предприятий. Речь идёт о так называемых частных жэках.
Правоведы считают, что отношения между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками должны основываться исключительно на взаимовыгодных договорных отношениях. Однако, коммунальщики, в том числе иностранные, избегают заключать договоры с конкретными потребителями.
Выводу жилищно-коммунального хозяйства Украины из глубокого кризиса не поможет повышение тарифов на коммунальные услуги. Единственный выход из сложившегося — продуманная реформа ЖКХ.
Представители правозащитных организаций обоснованно выражают общее мнение потребителей: состояние ЖКХ можно охарактеризовать как кризис на грани развала. Реформа, начавшаяся ещё 2 года назад, по-настоящему не проводится. Ни власть, ни предприятия ЖКХ не спешат давать ответы на один из основных вопросов: куда делись огромные деньги, выделенные на реформу ЖКХ?
Николай Козырев сообщил многозначительные цифры: в 2006 г. Луганская область должна была получить 208 млн. грн., а всего до 2010 г. — 511,5 млн грн. Было постановление Кабинета министров, было указание источников поступления денег.
Правозащитники Луганщины аргументировано доказывает, что предлагаемые в настоящее время тарифы на услуги ЖКХ завышены в несколько раз. По замыслу реформаторов, например, за 1 кубометр горячей воды потребитель должен будет платить 11 грн. 40 коп.
— На 11 грн 40 коп. можно купить примерно 60 кВтч электроэнергии, — говорит Николай Козырев. — Этим можно довести от состояния льда до кипятка более 2-х кубометров воды (?!). За эту же цену можно получить 4,5-5 кубометров горячей воды.
На заседании приводились ужасающие факты о деятельности ЖКХ не только Луганска, но Львова, Краснодона. Например, предприятия Краснодона, поставляющие тепло и воду населению, украли у потребителей более 1 млн. грн (!):
— Комиссия по контролю за ценами в Луганской области всё проверила и выявила несколько каналов, по сути, кражи денег у населения, — говорит Лариса Заливная.
Во Львове в квартирную плату были включены: стоимость 45 дней разговоров по телефону и расход воды для 5073 ванны (?!).
Для борьбы со своеволием жилищно-коммунальных предприятий участники заседания Луганского пресс-клуба объявили о начале акции «Гражданская самооборона». В рамках акции правозащитники предлагают вместе с представителями власти и общественности искать наиболее подходящие и наименее болезненные для населения Украины пути вывода жилищно-коммунальной отрасли из глубокого кризиса. Жильцы луганских многоквартирных домов горько шутят: «У нас настоящее паровое отопление — пар валит из подвалов».
Первая волна отчётов о готовности к отопительному сезону прошла до его начала. После начала отопительного сезона опять отчитываются о готовности к нему, но на отсутствие тепла находят причины. Ещё немного и после зимы без отопления, так, — где-то в апреле, — можно ожидать третью волну бодрых рапортов: «ЖКХ к отопительному сезону было готово», — и, конечно, найдут объяснения. Кризис в коммунальном хозяйстве возник не из-за «неуступчивости» России. Это лишь из поводов. Главная причина в том, что за все последние 15 лет никто развитием жилищно-коммунального хозяйства всерьёз не занимался.
Нам «предлагают»! платить повышенные расценки за все коммунальные услуги вообще и за 13 «навязательных» услуг по такой же «навязательной» цене в частности? И всё?! Пусть каждый где-то морально готов к повышению тарифов. Но!!! Это — только последний этап реформирования ЖКХ, а для этого необходимо пройти ещё 2 основных этапа. То есть, реформа должна пройти в полном объёме, иначе будут новые алчевски.
Первый этап — перевод работы ГКП с «навязательной» на договорную основу. Где с одной стороны ГКП, а с другой — непосредственный потребитель, — ОТВЕТСТВЕННЫЙ КВАРТИРОСЪЁМЩИК И ФИЗЛИЦО!!! Что бы этот ответственный квартиросъёмщик точно знал, за что, сколько и кому платить. Типовой договор есть в законодательстве, его необходимо расширить и большинством общественности одобрить. Он обязательно должен содержать следующие статьи:
Во-первых. ВЗАИМНЫЕ обязательства с уплатой штрафов с двух сторон. Во-вторых. Прозрачный и доступный механизм контроля за уплаченными деньгами. ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Статью о том, что жильё ни в коем случае не может быть средством платежа или залога за неоплаченные коммуслуги. Дай нашим властям волю — они людей на улицу повыбрасывают.
Второй этап — создание конкуренции в отрасли обслуживания жилья. Чтобы можно было выбирать — с кем заключать договора. Здесь также речь идёт о выборе способа коммунальных услуг, например, индивидуальное отопление или централизованное. Необходима также программа инновационных и энергосберегающих технологий. В итоге проведённой в полном объёме и с соблюдением общественных обязательств коммунальной реформы мы должны достигнуть простой и понятной цели — человек должен спокойно и удобно жить в своей квартире или доме и был хоть чуточку от этого счастлив.
Но каким методом можно заставить государство и власть на всех уровнях всерьёз этим заняться? Простым и эффективным — Акцией гражданской коммунальной самообороны, метод которой — оплата коммунуслуг по старым тарифам до тех пор, пока реформа не пройдёт в полном объёме. Это — единственно правильный выход. Имеются ли для этого обоснования? Имеются, полные. Правовые обоснования. Во-первых, требовать от органов власти исполнить Законы о коммунальной реформе, принятые ещё в 2004 г.
Во-вторых. У нас нет договоров — надо этим воспользоваться. Настоящее законодательство таково, что без договора никакой суд не присудит нам платить за любые услуги, тем более — «навязательные». Можно даже вообще не платить, но здесь есть определённые правовые тонкости. Но при оплате по старым расценкам — трудностей не будет, потому что это, — фактически сложившиеся договорённости. Договора об изменении цен нет.
Договора на основе типового должна разработать общественность и широко обсудить. Причём, согласиться с его содержанием должен каждый орган самоорганизации населения, каждый профсоюз, каждое объединение граждан. Попытки «провести» народ уже есть. Горисполком ещё не принял окончательно тарифов, антимонопольный комитет их не утвердил, а ЖЭКи уже требуют оплаты по новым ценам. Счета будут выписывать «задним числом».
«Теплокоммунэнерго» подало тепло в теплотрассах до дома, а в квартирах тепла нет, — ЖЭКи не сработали, а счета за оплату от «Теплокоммунэнерго» придут. Но никто многосторонних договоров заключать не хочет. Оплаты старых расценок вполне хватит для поддержания минимального уровня работы. Кто захочет больше – пусть переходит на договора и создаёт конкуренцию. Ну а если не перейдут? Значит, наши ГКП никогда этого не сделают, сколько бы мы ни платили. Так зачем же выбрасывать деньги на ветер? Другого случая заставить органы власти наконец-то реально заняться реформированием коммунального хозяйства у нас больше не будет.
АКЦИЯ: «ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА»
Цель акции: создания спокойных и удобных условий проживания людей в их квартирах и домах в итоге проведения коммунальной реформы в полном объёме, а не только через повышения тарифов.
Способ достижения цели: оплата коммунуслуг по старым тарифам и подписание договоров только после выполнения условий, предложенных участниками акции, — договорные начала по проверенным экспертизой расценкам и только по утверждённым общественностью договорам; подконтрольность расходования средств; конкурентная среда.
Общественностью Луганска развёрнута акция «Гражданская коммунальная самооборона», направленная на реализацию коммунальной реформы в полном объёме, а не только в направлении повышения тарифов.
Инициаторы акции выдвигают и предлагают органам власти на всех уровнях следующий порядок осуществления коммунальной реформы в полном объёме и в интересах людей, когда изменение (именно — изменение, а не повышение) тарифов происходит только на завершающей стадии реформы:
1. Проведение независимой экспертизы тарифов на коммунальные услуги с привлечением Государственного комитета по ценам, Государственного антимонопольного комитета и представителей общественности (в том числе делегированных общественностью специалистов, ранее работавших в сфере коммунальных услуг и органах власти).
2. Разработка местных Типовых договоров на коммунальное обслуживание с разнопрофильными коммунальными предприятиями с обязательным включением в них таких элементов социальной защиты и социальной безопасности:
а) статью о том, что жильё не может быть средством оплаты или средством залога за коммунальные услуги;
б) статья об ответственности коммунальных служб за некачественное или несвоевременное предоставление коммунальных услуг с уплатой неустоек потребителям;
в) статья, гарантирующая прозрачность механизмов расходования средств и доступность контроля за работой коммунальных служб;
г) статью о том, что договор носит временный характер и может быть расторгнут или изменён потребителем;
д) участие в договорах именно отдельных физических лиц из каждой отдельной квартиры, несмотря на балансовую принадлежность дома;
е) возможность заключения многосторонних договоров ( например, одновременно с «Горводоканалом» и ЖЭКом) с целью увязки в один договор ответственного квартиросъёмщика, как непосредственного потребителя коммунуслуг и плательщика и предприятие, поставляющее эти услуги и получающие конечную плату от потребителя.
ж) публичное обсуждение этих договоров до всеобщего их одобрения.
3. Создание конкурентных условий в сфере коммунальных услуг для работы предприятий всех форм собственности по обслуживанию населения (например, с правом выбора способа отопления квартир – центральное или индивидуальное). Льготирование бизнеса в коммунальной сфере.
4. Системное внедрение инновационных и энергосберегающих технологий (в том числе мини-котельные, индивидуальное отопление, ТЭЦы на базе котельных, пластиковые окна и т. д.).
5. Создание постоянно действующей общественной комиссии по вопросам коммунальной реформы.
6. Инвентаризация состояния каждого жилого дома и план реконструкции этого дома.
7. Создание ОСМД только после капитального ремонта дома.
8. Установка счётчиков за счёт коммунальных служб.
9. Ремонты и установка счётчиков в счёт квартплаты.
Каждый должен знать за что, кому и сколько платить. А до выполнения этих мероприятий с участием общественности участники акции призывают не обсуждённые публично всей громадой договора не заключать и коммунуслуги оплачивать по старым расценкам. Юридически – мы на это имеем полное право, пока нет договоров.
Координаторы акции «Гражданская коммунальная самооборона», — Гражданский форум Украины; Луганская коалиция «Граждане за прозрачность действий власти», ЛОО «Комитет защит конституционных прав и свобод граждан», ЛОО «Громадський контроль» призывают всех жителей города Луганска, общественные организации, органы самоорганизации населения, профсоюзы, союзы предпринимателей, печатные и электронные СМИ поддержать акцию, стать её участником и координатором.
Это единственно правильный выход из создавшегося положения и это единственный способ обязать органы власти на всех уровнях всерьёз заняться коммунальным хозяйством.
Все предложения и решения о поддержке направляйте по е-mail: seagull@cci.lg.ua.
В ближайшее время будет организовано юридическое сопровождение акции и проведен ряд подготовительных мероприятий, нацеленный на подготовку областного Гражданского форума по вопросам коммунальной реформы к 10 декабря, — Дню прав человека, с участием народных депутатов и членов Правительства. Акция будет расширена на областной и всеукраинский уровень.
Акция носит организационный характер неформального общественного движения. Предлагаемое название: «Фронт гражданской коммунальной самообороны».
Способ действия – молчаливая поддержка населением, никакой митинговщины, никакой заангажированности. Просто стоим фронтом на последнем рубеже гражданской самообороны наших прав потребителей коммунальных услуг. Платим по старым расценкам и не заключаем договора до выполнения наших предложений.
газета «Молодогвардеец»