Новости Луганска и области

 



На главную
Жилищно-коммунальное хозяйство

Луганчане имеют право не обращать внимание на выдуманные горсоветом тарифы ЖКХ

Право не платить

Юристы утверждают, что луганчане имеют право оплачивать коммунальные тарифы по старым расценкам

В конце октября общественность Луганска развернула акцию "Гражданской коммунальной самообороны". Не только в городе и области, но уже и по всей Украине поддержаны её принципы — оплачивать коммунальные услуги по старым тарифам до тех пор, пока коммунальная реформа не будет проведена в полном объёме.

"Коммунальная гражданская самооборона" вовсе не является акцией гражданского неповиновения, — а такой ярлык ей уже пытаются навесить. Это акция гражданского законопослушания. Удивительно, но в этом случае наши граждане пытаются заставить органы власти всех уровней выполнить закон.

Интерактивный опрос показал, что акцию "Коммунальная гражданская самооборона" поддерживает большинство населения. Но наши законопослушные граждане очень побаиваются: законны ли их требования? Могут ли коммунальные службы в одностороннем порядке навязывать свои услуги по не проверенным и не согласованным с потребителем ценам? И могут ли они истребовать оплату своих "навязательных" тарифов через суд, если жильцы будут платить по старым расценкам, пока нет договоров?

Для разрешения этих вопросов мы обратились к известным юридическим фирмам.

Вот как разъяснили нам ситуацию в юридической фирме "Чудовский и партнёры": Да, раньше действовала прежняя система оказания и оплаты коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без заключения договоров с жильцами, которую можно квалифицировать как традиционную, или устную договорённость. Но в 2003 году был принят новый Гражданский кодекс Украины, разработанный на уровне мировых правовых стандартов. А в 2004 году был принят Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах", который вступил в силу с 1 января 2005 года.

В нём часть 2 Раздела VIII гласит: "Договори про надання житлово-комунальних послуг, укладені до набрання чинності цього закону, мають бути приведені у відповідальність із ним до 1 січня 2006 року. Договори, що не приведені у відповідальність із цим Законом у зазначений строк втрачають чинність".

А в ч.1. ст.19 этого закона чётко говорится: "Відносини між учасниками договірних відносин у сфері житлово-комунальних послуг здійснюються тільки на договірних засадах".

Так что если с гражданином — ответственным квартиросъёмщиком после 1 января 2006 г. никто никакого договора не заключал, то все прежние договора, договорённости или обязательства в виде односторонних гарантийных писем о предоставлении и оплате коммунальных услуг утратили силу.

А могут ли местные органы власти своими новыми решениями заставить без договора платить за коммунуслуги, да ещё по повышенным тарифам? Для разрешения этого вопроса обратимся к Гражданскому Кодексу Украины (далее ГКУ).

В Ст.14 "Исполнение гражданских обязанностей" говорится:

"1. Гражданские обязанности выполняются в пределах, установленных договором или актом гражданского законодательства.

2. Лицо не может принуждаться к действиям, совершение которых не является для него обязательным".

А в ч.5. ст. 4 ГКУ говорится: "Иные органы государственной власти Украины могут издавать нормативно правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом".

То есть до вступления в силу Закона Украины "О коммунальных услугах" мы были обязаны исполнять различные нормативные акты без договора. Но с 1 января 2006 г. закон обязывает заключить договор, и никакими решениями местных органов власти — местными нормативными актами гражданского законодательства, которые и могут "регулировать гражданские отношения только в рамках закона", имеющего высшую юридическую силу, — заставить оплачивать коммунуслуги без договора нельзя, поскольку это противоречит закону.

А нет договоров — нет и обязательств.

Вот что далее говорится об обязательствах в Гражданском Кодексе Украины в ч.2. ст.509. "Обязательства возникают на основаниях, установленных статьей 11 настоящего Кодекса".

А в вышеупомянутой ч 2. ст. 11. ГКУ говорится: "Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки".

Так что, если нет договора — нет и никаких юридических оснований для взыскания обязательств по оплате коммунальных услуг, как и нет самих обязательств. Значит, никакой суд эти обязательства не взыщет.

Гражданский Кодекс Украины давно перевёл отношения субъектов права в цивилизованное договорное русло. А то, что наши коммунальные службы не вошли в это русло, органы власти не проконтролировали и не обеспечили этот переход, в результате чего вся сфера коммунальных услуг оказалась вне правового поля — так это не вина потребителя. А то, что потребителям коммунальных услуг предлагают новые тарифы с нарушением законодательства, даёт последним право их не платить.

Для справки, предвидя возражения, охарактеризуем юридически, с нашей точки зрения, процесс оказания коммунальных услуг в настоящее время в свете действующего законодательства.

Такое оказание услуг носит признаки одностороннего договора согласно ч.2. Ст. 626 ГКУ: "Договор является односторонним, если одна сторона берёт на себя обязанность перед второй стороной совершить определённые действия или воздержаться от них, а вторая сторона наделяется лишь правом требования, без возникновения обязательств".

Как мы уже показали, без заключённого договора у граждан нет обязательств. Но есть право требования к городским коммунальным предприятиям (ГКП) оказывать коммунальные услуги гражданам, так как они являются членами территориальной громады, которой эти ГКП принадлежат. У самого ГКП есть уставные обязательства перед членами территориальной громады осуществлять их коммунальное обслуживание.

Добавим также, что договора, которые предусмотрены к заключению Законом "О коммунальных услугах", являются двусторонними, так как закон обязывает их заключать как поставщика коммунальных услуг, так и потребителя, в том числе каждого из ответственных квартиросъёмщиков, а согласно "существенным условиям договора", оговоренных в ст.19. этого закона (дата, время и т.д.) он может быть заключён только в письменном виде. Обратим особое внимание на то, что цена (тариф) является также "существенным условием договора", как и ряд других существенных условий, которые закон обязывает включить в договор, иначе он будет не действительным.

В свою очередь Гражданский Кодекс Украины чётко определяет, когда договор считается заключённым. Ст.638. Заключение договора.

1. Договор является заключённым, если стороны в надлежащей форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определённые законом как существенные или необходимые для договоров данного вида…

2. Договор заключается путём предложения одной из сторон заключить договор (оферты) и принятие предложения (акцепта) второй стороной.

Поэтому разовая оплата предложенных коммунальных услуг после 1 января 2006 г. вовсе не означает признание или подтверждение факта заключения договора, как это очень хотят представить коммунальные службы, так как этот факт не подтверждает других многочисленных обязательных "существенных условий договоров" на оказание коммунальных услуг, предусмотренных Законом Украины "О коммунальных услугах".

Так что без договора в настоящее время потребитель может или не платить совсем, или платить частично. И эта оплата просто означает, что он согласился с оказанной услугой частично, в размере своей оплаты, или не согласился. Причём речь может идти только за какой-либо отдельный месяц, поскольку счета выписываются помесячно.

А при увеличении тарифов, которые являются в нашем случае существенным условием договора, тем более необходим или новый договор, или дополнительное соглашение к существующему (которого нет). Так что, ссылка на установившуюся какую-то договорённость, достигнутую в предыдущее время, после 1 января 2006 г. не имеет никаких юридических оснований.

Поэтому повторим вывод, к которому мы пришли ранее: пока нет договора — нет и никаких юридических оснований для взыскания обязательств по оплате коммунальных услуг, как и нет самих обязательств. Значит, никакой суд эти отсутствующие обязательства не взыщет.

В юридической фирме "МАКСИМ-ТЕКО" добавляют: Действительно, с 1 января 2006 года сфера коммунальных услуг и не только в нашем городе без наличия договоров с потребителями оказалась вне законодательно поля.

Предложения инициаторов акции "Гражданская коммунальная самооборона" платить по старым расценкам (в то время как нет юридических оснований вообще взыскивать оплату за коммунальные услуги без заключённого договора) выглядит как разумный компромисс, который даёт, с одной стороны, возможность функционировать коммунальным службам (аварийное обслуживание, справки — то есть то, что они, безусловно, обязаны делать), а с другой — настаивать на выполнении своих требований.

Закон Украины "О коммунальных услугах" предъявляет требования о заключении договоров и к производителям этих услуг, и к потребителям. Но если потребитель обязан просто заключить договор, то производитель коммунальных услуг обязан "підготувати та укласти із споживачем договір...", то есть инициатива принадлежит производителю коммунальных услуг. Поэтому обвинения в адрес потребителей о том, что они сами не пришли заключать договора, безосновательны.

Хочу обратить внимание ответственных квартиросъёмщиков, что после того, как вам вручат предложение о заключении договора от коммунальной службы, вы, согласно Закону Украины "О коммунальных услугах", не обязаны сразу подписывать договор, а имеете месяц срока для его изучения. И если предложенный договор вас в чём-то не устраивает, то можете послать коммунальной службе протокол разногласий со своими возражениями и предложениями.

Если они обоснованы, то коммунальная служба обязана их подписать. Но если производитель коммунальных услуг не согласен с вашими законодательно обоснованными предложениями, то договор не может быть заключён, и весь процесс начинается сначала.

Ознакомившись с предложением "Гражданской коммунальной самообороны" о включении в договор статьи о том, что жильё не может служить средством платежа или залога в счёт оплаты за коммунальные услуги, считаем, что для такого предложения у инициаторов есть юридические основания. Нового Жилищного кодекса нет. А в ст. 109. Житлового кодексу Української РСР говорится: "Виселення із займаного житлового приміщення допускається з підстав, установлених законом…" То есть, несмотря на то, что есть ряд нормативних актов, запрещающих выселять людей за коммунальные долги, закон имеет высшую юридическую силу. И есть теоретическая возможность через суд обратить сумму взыскания на квартиру.

Предполагаю, что коммунальные службы сейчас срочно развернут договорную кампанию. Советую воспользоваться потребителям месячным сроком для изучения предложенного договора и обратиться к юристам, чтобы не попасть впросак. Стоимость простой консультации и конверта, в котором будет отослан Протокол разногласий, гораздо менше месячной оплаты коммунуслуг по новым тарифам, не говоря уже о штрафных санкциях, которые могут бать заложены в скоропалительно составленных договорах.

Материал подготовил А.Березин, «Реальная газета Ижица»


 
Другие материалы по теме:

10.11.2006, 03:17 Вместо снижения тарифов ЖКХ мэр Луганска будет давать «обоснованные ответы на все вопросы горожан»

03.11.2006, 15:30 Луганский горсовет, оправдываясь за непомерные тарифы, упростил получение субсидий

02.11.2006, 15:04 «В Луганске открыли фронт гражданской коммунальной самообороны»

27.10.2006, 07:56 Луганчан призывают платить за коммунальные услуги по старым тарифам и принять участие в акции «Коммунальная самооборона»