Полторы тысячи жителей города Краснодон Луганской области отказались от центрального отопления. В горсовет люди подали заявления с просьбой отключить их квартиры от сети теплоснабжения.
— Мне уже отрезали тепло, — говорит 38-летняя Наталия Ганеева. — Как топят, то хорошо, претензий нет. Однако для меня это очень дорого. Я инвалид первой группы еще с детства. Родителей нет, воспитываю 18-летнего сына Сашу.
До октября за тепло люди платили 2,34 грн/кв.м. После повышения тарифов цена возросла до 5,85 грн.
Ганеева вместе с сыном позаклеивала в квартире окна. Обогреватель не будут покупать, потому что электричество тоже дорогое. На зиму Наталия навязала теплых свитеров и носков. Надеется, что больших морозов не будет.
— Мне проще выдержать холод, чем накапливать долги. Боюсь остаться без крыши над головой, — вздыхает женщина.
Говорит, что подключиться к отоплению опять планирует, как только сын закончит учебу и устроится на работу.
57-летняя пенсионерка Людмила Земцова тоже отказалась от центрального отопления.
— Теплотрассы тре скаются, сейчас весь квартал перекопали. Тепла до сих пор нет. В прошлом году только 1 декабря включили, — жалуется она. — А после повышения тарифов за свою трехкомнатную квартиру должна платить 406 гривен.
Пенсионерка осмелилась поставить собственный котел за 10 тыс. грн. Дочь пообещала помочь. Женщины подсчитали, что это все равно выгоднее.
В этом году с проблемой тепла в квартирах столкнулись жители многих населенных пунктов Украины. Из-за задолженности населения и плохого состояния сетей отопительный сезон своевременно начался, кроме столицы, лишь в нескольких городах. Недавно на своем заседании Совет национальной безопасности и обороны Украины признал состояние жилищно-коммунального хозяйства неудовлетворительным. Так, потери тепловой энергии и питьевой воды в сетях составляют 30–60%.
В то же время плату за тепло значительно повысили. В Тернополе, Виннице и Днепропетровске тарифы выросли вдвое, во Львове — в 2,5 раза, а в Киеве — в 3,5.
83% украинцев уверяют, что не смогут платить за отопление.
Владимир Гребёнкин, «Газета по-украински»