Большинство жителей многоэтажек Красного Луча зимуют без центрального отопления. Котельные, даже несмотря на теплую зиму, не в состоянии обогреть квартиры горожан. Поэтому почти 75% краснолучан официально отказались от услуг «Теплокоммунэнерго» и обогревают свои квартиры с помощью электроконвекторов или газовых котлов.
В дома 2-го микрорайона и школу-гимназию № 2 с начала отопительного сезона тепло подавали всего несколько недель. Из-за холода в классах занятия не проводятся, почти тысяче учеников приходится заниматься в соседней школе. Перед началом занятий дети собираются у входа своей нетопленой школы-гимназии и в сопровождении учителей отправляются на учебу. Говорят, что в соседней школе отопление тоже никудышное, просто там «надышали»: в первую смену занимаются «родные» ученики, а во вторую смену – из школы-гимназии.
Котельная №2 построена 20 лет назад, раньше она числилась на городском балансе. В 2003 году ее передали «Теплокоммунэнерго», без долгов за отопление. Но, как утверждали тепловики, с 90% износом оборудования. За три года хозяйствования долги не только появились, но достигли огромных величин. А вот отремонтировать котельную должным образом коммунальщики так и не удосужились, дескать, не было финансирования. В результате жителям микрорайона приходилось зимовать в холодных квартирах и при этом оплачивать счета, которые им регулярно выставляли тепловики.
«- У нас в доме все берут кредиты, чтобы провести газовое индивидуальное отопление», - говорит пенсионерка Галина Щербатюк. «- У нас вообще с самого начала зимы отопления нет, все страдают». Сама Галина Николаевна уже давно отключила батареи от стояков, тепла в квартире все равно не было, от сырости испортились обои, покрылись плесенью стены. Свою квартиру она теперь отапливает электрообогревателями, это в три раза дешевле центрального отопления.
Включить отопление обещали на прошлой неделе, но помешала очередная авария. Что примечательно, снова в Алчевске! На этот раз - на магистральном водоводе. Из-за нее котельная № 2 (как и квартиры горожан) почти на сутки оказалась без воды, поэтому подать тепло вовремя не смогли. Аварию на водоводе, конечно, устранили. (Если бы не плюсовая температура, считают специалисты, ее последствия для всего региона были бы весьма серьезны. Но это уже история о катастрофе всей коммунальной сферы области.)
«Теплокоммунэнерго» в предоставлении некачественных услуг винит … потребителей. Дескать, многие отказались от центрального отопления, из-за чего теплосистемы якобы «разбалансировались». Но сами потребители утверждают, что виной халатное отношение коммунальщиков к своей работе и заоблачные тарифы. Для депрессивного шахтерского города тепловики установили цену в 5,77 гривны за квадратный метр отапливаемой площади.
Краснолучане говорят, что у них свой «алчевск» случился еще зимой 2001 года. Авария городских теплосистем была не менее масштабной, чем в Алчевске в прошлом году. Но на краснолучские проблемы ни СМИ, ни власть особого внимания не обратили. И десятки миллионов гривен на ликвидацию, как Алчевску, не выделили. Системы отопления тогда в должный порядок не привели. И мерзнущие в своих квартирах горожане, окончательно потеряв доверие к коммунальщикам, совершенно справедливо пришли к выводу, что от центрального отопления необходимо отказываться. Зачем платить за несуществующие услуги? Сейчас в Красном Луче из 10 тысяч квартир только 2,5 тысячи имеют центральное отопление. Жители массово отказываются от некачественных услуг «Теплокоммунэнерго». После повышения тарифов, процесс этот значительно ускорился и продолжается даже зимой.
Представители «Теплокоммунэнерго», боясь потерять абонентов, предложили запретить отключения от центрального отопления. Впрочем, терять особенно уже нечего. Повышение тарифов привело лишь к тому, что выросли долги потребителей-частников. Население оплачивает лишь 10% от начисленных сумм, полностью поступают платежи только от бюджетных предприятий. Депутаты Краснолучского городского совета на февральской сессии признали неэффективной деятельность «Теплокоммунэнерго» на территории громады, а качество его услуг не соответствующим стандартам.
«- Качество получаемого тепла не удовлетворяет ни население, ни нас», - сообщила секретарь горсовета Марина Филиппова. «- Температура подаваемого в дома теплоносителя составляет 40-50 градусов, то есть мы понимаем, что поступая дальше по разводке, он квартиру не отопит. Естественно тарифы не соответствуют той услуге, которую люди получают.»
Красный Луч последний раз зимует с центральным отоплением, считают в горсовете. Уже весной город может отказаться от услуг «Теплокоммунэнерго» и полностью перейти на индивидуальное отопление. Это обойдется в несколько раз дешевле, чем ремонтировать проржавевшие теплотрассы и полуразрушенные котельные. В горсовете уже разработали «Программу по упорядочению и оптимизации систем отопления».
Источники в областном «Теплокоммунэнерго» утверждают, что руководство компании-монополиста недовольно перспективой потерять Красный Луч и намерено лоббировать свои интересы через руководителей области. Вдруг такому примеру последуют и в других городах? Однако чиновникам вряд ли удастся повлиять на выбор рядовых краснолучан, против некачественных услуг коммунальщиков они уже давно голосуют гаечными ключами и сварочными аппаратами, отключая свои батареи от холодных стояков.
Олекса НЕЧИПОРУК, газета «Молодогвардеец»