В Луганске уже год работает фондовая биржа, находится она по адресу ул. Советская, д.60. Первые и пока что единственные торги на ней прошли в сентябре 2003 года, с торгов ушли акции угольных предприятий. На фондовом рынке страны на сегодня работают 35 тысяч акционерных обществ, из них 12 тысяч открытых акционерных обществ и 23 – закрытых. Это 17% экономического потенциала Украины. Луганская область занимает сегодня 8-е место в Украине по количеству АО, в прошлом году занимала 7-е. Сейчас в регионе 1119 АО, из них 483 ОАО и 636 ЗАО.
Незначительное снижение количества предприятий-акционеров аналитики рынка связывают с очередной сменой угольными предприятиями формы собственности. В 2004 в Луганской области было осуществлено 18 эмиссий акций на общую сумму 2 миллиарда гривень.
Самая крупная эмиссия 2003 года в Украине была именно в Луганской области, когда акции выпустило ЗАО «Краситель». Специалисты утверждают, что самой больной проблемой остается защита интересов мелких держателей акций, участие которых в доле от прибылей зачастую является номинальным.
В принципе, корпоративные законы и трактуют ситуацию именно по принципу „золотого правила”: „У кого золото, тот и правит”. То есть управляющим пакетом акций всегда было и будет 50+1 %. В стране, где номинал одной акции варьируется от 25 копеек до 1 гривни, что, учитывая размеры уставных капиталлов тех же угольных предприятий даже не сотая процента, акции, поделенные между колективами предприятий являються скорее знаком внимания руководства корпорации к своим работникам. И никто не сможет доказати, что должно быть иначе, ибо не бывает так, что собственник приобретает бизнес и...отдает его. Просто так.
Приведем пример. Последние 5 лет компания АРС инвестирует добычу угля в компании „Краснодонуголь”, вложив в дело около 2 миллиардов. При этом не имея законных механизмов управления своими инвестициями. А сегодня, когда „Краснодонуголь” выставляется на торги, вдруг откуда ни возьмись, появляется „мнение”, что акции по условиям конкурса, поделены неверно. Хотите пример? На Краснодонский шахте им Баракова в НПГ этой шахты под руководством председателя НПГ, депутата Луганского областного совета Дмитрия Калитвенцева проведен сбор подписей шахтеров под обращением к Минтопэнерго и Фонду Госимущества относительно изменений к условиям корпоратизации.
Новая попытка корпоратизации после первой, что была начата в 1996 году, проходит, по мнению шахтеров, с намного худшими условиями для членов трудовых коллективов. Если раньше на долю наемных работников планировалось около 1/3 акций, то за новыми условиями это где-то около 1 %.
Шахтеры считают, что сделано все, чтобы они не получили части акций, достаточной для реального участия в управлении будущим акционерным обществом. Напомним, что в 1996 году, когда готовилась первая корпоратизация угольных предприятий, будущее всей отрасли было под большим вопросом, а металлургия только оживала, отечественные ФПГ не имели достаточно фондов для стратегической приватизации сырьевых цепочек производства. Естественно, что условия конкурсов были иными.
Сегодня ситуация поменялась с точностью до наоборот, более того, завтрашние участники приватизационных конкурсов уже успели вложить в производство значительные средства, и после этого в НПГ ожидают, что 1\3 собственности компании отойдет им «за красивые глаза»? И кто , угадайте, будет избран управляющим этой частью акций, если, предположим невероятное, это абсурдное требование будет удовлетворено? Не господин ли Калитвинцев, успевший за время несения «бремени общественной службы» изрядно подзабыть «чем пахнут ремесла»?
Корпоратизация отечественных предприятий суть калька с западных стандартов. Именно этому учили представители профильных проектов Международной Финансовой Корпорации наших пионеров акционирования. Но вот уже 4 года эти проекты в области свернуты, как оказалось, рано.