Мирослава Скибинская,
podrobnosti.ua
"Новые бедные" в Украине.
Что изменилось?
Бедность в Украине — явление укоренившееся, привычное, и с ним придется жить. Безусловно, нет ни одной страны — даже самой богатой и справедливой, — где бы часть людей вынужденно не жила значительно хуже, чем большинство населения. Но когда почти треть граждан Украины оказывается за чертой бедности, общественная система, в которой это происходит, порочна.
Сколько же в действительности бедных в Украине и кто они?
Официально в Украине насчитывается 13 миллионов бедных, то есть лиц, доход которых ниже прожиточного минимума.
Согласно принятым в мире критериям, около 30% украинского населения следует квалифицировать как бедных — эти люди страдают от недостаточного потребления продуктов питания, они не могут приобрести необходимую одежду и обувь, ограничиваются самыми дешевыми и не всегда эффективными лекарствами.
В среднем за один час работы украинец зарабатывает 3,35 гривны. Сегодня в Украине один работающий не может содержать даже одного неработающего члена семьи. Более того, интересный факт: за последнее десятилетие реальная зарплата сокращалась значительно быстрее, чем ВВП и производительность труда.
В Украине с каждым годом становится все больше и больше бедных людей. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические опросы. Так по данным Центра "Социальный мониторинг", в результате опроса выяснилось, что 40% респондентов считают, что за последние 5 лет качество их жизни ухудшилось. При этом только 25% украинцев уверены, что их материальное положение за это время изменилось к лучшему. Граждане Украины также считают, что среди проблем, стоящих перед нашим государством, важнейшей считают проблему бедности (86,8% опрошенных).
Бедность, особенно в Украине — явление неоднозначное. Причем главная проблема лежит не в сравнении отечественного уровня жизни с уровнем развитых стран (что так любят делать политики), а в соотношении уровня жизни богатых и самых бедных граждан. Кстати, в 1994-2004 годах до 75% украинских семей считали, что живут хуже... среднестатистической украинской семьи.
Что делать?
Правительство, казалось бы, принимает всевозможные меры для решения проблемы бедности в Украине. "Бедность унизительна и делает человека рабом обстоятельств". Этими словами открывается раздел "Борьба с бедностью" на официальном сайте президента Украины (как при Кучме, так и при Ющенко).
Дело в том, что бедность как государственная проблема вообще признана в сравнительно немногих государствах, и в девяностых годах Украина в их число не входила. Соответственно, в стране не было единой программы преодоления бедности. Насколько видно из официальных документов, ситуация изменилась только с подписанием 15 августа 2001 года Указа президента "О Стратегии преодоления бедности". Этим Указом определены и терминология, и направления деятельности, и даже сроки — Стратегия рассчитана до 2010 года.
Правда, правительство не поспешило разрабатывать тактику осуществления указанной Стратегии, ибо только спустя четыре месяца утвердило комплексную программу обеспечения её реализации. В ней проблема преодоления бедности решалась только через повышение уровня доходов населения. А это лишний раз доказывает, что понимание разработчиками программы проблемы бедности является "одномерным". Такой подход отражает лишь часть (пусть и очень важную) причин бедности: уменьшение уровня занятости, рост уровня безработицы, низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, значительную задолженность по ним. Однако не связывает бедность с проблемами семьи, с образованием, со здоровьем, с медицинским обслуживанием, с человеческим капиталом, с демографическими показателями и тому подобное. Установление одного критерия бедности граждан — ошибочный путь борьбы с этой проблемой.
Скажем, нехватку бюджетных средств руководство страны решило заменить системой предоставления льгот и субсидий. Разнообразными льготами и дотациями закрепленными почти в 50 нормативных документах, пользуются как отдельные граждане, так и целые ведомства. Это привело к тому, что расходы на предоставление льгот по всем действующим законам в настоящее время более чем в три раза превышают выделяемые в государственном бюджете суммы на эти цели.
Решит ли проблему увеличение минимальной заработной платы с 1 декабря 2005 года на 70 гривен до 432 гривен? Вероятно, не решит, так как минимальная зарплата не является социальной гарантией — она выполняет функции технического норматива в налогообложении, взимании штрафов, определении суммы различных пособий. Нужно, вероятно, отказаться от практики регулирования оплаты труда исключительно путем повышения минимальной зарплаты. Такой подход уже привел к тому, что соотношение минимальной и средней зарплат в Украине составляет более 50%, хотя нормальным считается 30-35%.
Кроме того, бедность на свете бывает разная. Украинская бедность характеризуется, кроме всего прочего, как "бедность работающих", поскольку наличие работы отнюдь гарантирует, наличие адекватной зарплаты. Кроме того, бедность напрямую связана с демографией. Если в странах "третьего мира" демографический взрыв продолжается, несмотря на крайне низкий уровень жизни, то постсоциалистические государства являются единственными в мире, где старение и, увы, вымирание нации объясняется, в первую очередь, страхом людей перед бедностью.
Особенности "национальной бедности"
Наряду с этими общими признаками украинская бедность имеет целый ряд специфических особенностей.
Низкий уровень жизни. Сегодня население Украины в целом бедно. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением. Несмотря на то, что доля затрат на питание в бюджете средней украинской семьи выросла за 1991-2004 годы с 33 до 64%, качество питания заметно ухудшилось: энергетическая ценность дневного рациона снизилась с 3597 до 2505 ккал.
Миграционный отток. Непосредственной реакцией граждан на низкий уровень жизни является повальная миграция населения за рубеж. Ежегодно в течение 1994-2004 годов из-за миграции общая численность населения Украины сокращалась примерно на 90 тысяч человек — наиболее активных, инициативных, образованных. Всего же за последнее десятилетие Украину покинули 270 докторов и 640 кандидатов наук, половина которых — специалисты моложе 50 лет.
Региональная бедность. В течение последних лет происходит усиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни населения, причем пропасть между областями по части доходов их жителей углубляется гораздо быстрее, чем разрыв в экономическом потенциале. По единым для всей страны критериям самые высокие уровни бедности — в Луганской (44,8%) и Николаевской (42,6%) областях, а самые низкие — в Киеве (10,9%). Проблема усугубляется и тем, что в западных областях Украины население проживает в не лучших условиях. Проблема безработицы здесь приобрела огромные масштабы.
Бедность среди образованных людей. Представители целого ряда профессиональных групп (врачи, учителя, ученые, инженеры), которые еще в начале переходного периода имели средние по национальным стандартам доходы и играли стабилизирующую роль в обществе, ныне в большинстве своем оказались среди "новых бедных". В силу своего высокого интеллектуального уровня такие люди оказывают существенное влияние на общественную психологию и настроение общества в целом. Бедность, в свою очередь, формирует пассивное поведение, и следовательно, способствует снижению экономической активности населения. А это, впоследствии, приводит к экономическому кризу и, опять же, к снижению доходов населения, то есть бедности.
Каким бы ни был уровень жизни населения страны, всегда есть часть, которой живется значительно хуже. Такие люди считаются бедными по национальным стандартам. И совершенно ясно, что бедные, например, в Швейцарии или США, могут быть вполне обеспеченными людьми по стандартам Украины, а наши бедняки живут вовсе неплохо по сравнению с большинством населения Эфиопии.
В настоящее время власти предпринимают в области преодоления бедности определенные шаги. Однако на сегодняшний день это, скорее, временное социальное маневрирование, направленное не на решение, а на сглаживание остроты социальных проблем и неравенства.