В государственной налоговой администрации в Луганской области состоялась коллегия, на которой были подведены итоги работы органов налоговой службы области в первом квартале 2005 года по мобилизации платежей в бюджеты всех уровней и определены задачи по обеспечению поступлений в апреле-июне. С докладом на эту тему выступил первый заместитель председателя ГНА в Луганской области Анатолий Репицкий.
С начала года, как отметил Анатолий Васильевич, в государственный бюджет налоговые органы области обеспечили сбор налогов и платежей в сумме 563,2 миллиона гривен. Показатели Министерства Финансов Украины в первом квартале выполнены.
Прирост платежей к аналогичному периоду прошлого года составил 199,6 миллионов гривен или 64 процента. В местные бюджеты в текущем году направлено 217,3 миллионов гривен, что больше, чем в прошлом году на 43 миллиона, но меньше на 13 миллионов гривен, чем утверждено местными советами.
Из 31 административно – территориальной единицы области не выполнены утвержденные местными советами показатели по 20 регионам. Среди них - Красный Луч, Кременской и Старобельский районы, Алчевск, Северодонецк и др.
В местные бюджеты сбор налогов и платежей в текущем году должен возрасти на 199 миллионов гривен, или на 24,3 процента, из них по налогу с доходов физических лиц на 95 миллионов.
“Совершенно очевидно, что выполнить задачи по наполнению бюджета можно при условии изменения философии работы с плательщиком”, - подчеркнул Анатолий Репицкий. Для этого, прежде всего, нужно начать с анализа работы приоритетных отраслей региона и вклада каждого плательщика как в развитие своего региона, так и в целом государства. Однако отраслевой анализ показателей свидетельствует, что при миллионных объемах продаж в государственный бюджет поступают мизерные суммы налогов и платежей от отдельных предприятий.
В области остается низким уровень реальных плательщиков. Так, если по итогам 2004 года уровень уплачивающих налоги достигал 77,9 процентов, то на 1 апреля т.г. этот показатель снизился до 75 процентов. Из более чем 21 тысячи субъектов предпринимательской деятельности, обязанных уплачивать налоги, лишь 15 тысяч 210 предприятий работали с бюджетом. В текущем году 40 процентов плательщиков не заплатили в бюджет ни копейки, снизили уплату 4 383 субъекта.
Можно сделать вывод, что только каждое пятое предприятие, из состоящих на налоговом учете, увеличило уплату платежей в 2005 году.Лозунг сегодняшнего дня: “Налоги должны быть приемлемыми и платить их должны все”. Для реализации этой задачи придется сделать многое. Реальной базой для расширения налогового поля на сегодняшний день, когда налоговики должны как минимум не мешать работать малому и среднему бизнесу, являются плательщики, имеющие миллионные обороты, основную группу которых формируют крупные плательщики. Таких предприятий в области 196. Они дают государственному бюджету 72 процента поступлений.
В первом квартале налогооблагаемые обороты этих предприятий, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились больше чем в 1,4 раза. В тоже время их нагрузка по уплате платежей в бюджет снизилась. На коллегии отмечалось, что впервые за более чем полтора года, их вклад в формирование доходной части бюджета стал соответствовать той роли, которую они играют в экономике региона. Доля крупных плательщиков в объемах продаж области составляет 69,4 процента, а в сборе налогов – 72,1 процента. Ранее было наоборот.
Ряд предприятий, несмотря на наработки налоговой службы в прошлом году, так и продолжают уплачивать в бюджет менее 3 копеек с 1 гривны реализации. Более того, при росте объемов реализации продукции (услуг) и снижении уплаты налоговых платежей в первом квартале потери бюджету на 8,2 миллионов гривен принесло 31 предприятие. Восполнить потери возможно лишь при условии индивидуальной работы с предприятиями, на основе которой налоговики должны владеть причинами спада производства, иметь ясное представление о свойственном или несвойственном для плательщика экспорте товаров и услуг.
Сравнительный анализ работы предприятий одной отрасли и истинно партнерские отношения между плательщиком и налоговиками помогут подсказать отдельным хозяйствам пути увеличения рентабельности производства. На этой основе необходимо ликвидировать имеющиеся схемы минимизации.
Следующее направление - “минимизаторы”. За три месяца 2005 объемы продаж у этой категории предприятий выросли на 584 миллиона гривен, уплата платежей снижена на 14 миллионов, если сравнивать с условиями прошлого года. Ежедневный мониторинг поступлений платежей от каждого предприятия этой группы дал некоторые сдвиги в этом направлении, что свидетельствует о необходимости продолжать эту работу.
Категория “минимизаторов” определена на основе данных и динамики объемов реализации продукции, уплате платежей в бюджет. Другой вопрос, как называть тех субъектов, которые ведут хозяйственную деятельность и декларируют объемы продаж, но не считают себя обязанными уплачивать платежи в бюджет.
Подходы в организации работы с данной группой предприятий должны применяться такие же, как и с “минимизаторами”. Наиболее многочисленную группу плательщиков составляют предприятия оптовой торговли – более трети от общего числа сдавших декларации. Характерной чертой оптовой торговли в нашей области является то, что половина из них работает с налоговой нагрузкой менее 1 процента. О чем говорить, если такой прибыльный вид деятельности как торговля топливом, является столь “низкорентабельным”, что при увеличении объемов продаж платежи в бюджет падают.
Работа с этими предприятиями для налоговой службы области столь же приоритетна, как и работа с другими группами риска. Далее А.В.Репицкий коротко остановился на администрировании отдельных налогов, поскольку их сбор непосредственно влиет на наполняемость бюджета отдельными категориями плательщиков. Подводя итоги работы коллегии, председатель ГНА в Луганской области Алексей Глухов подчеркнул, что выполнение заданий 2005 года и, прежде всего, самого напряженного второго квартала, возможно лишь при изменении приоритетов в работе, во главе которых - обеспечение интересов государства, противодействие минимизации доходов, уклонению от уплаты налогов, легализация “теневых” доходов.