В прямом эфире Луганского областного телевидения в программе «Угол отражения» с руководителем налоговой службы региона общалась журналист Елена Батюк.
О чем шел разговор? О реформировании налогового ведомства и не только.
Дозвонившиеся в студию во время прямого эфира телезрители, имели возможность принять участие в интерактивном голосовании, итоги которого приведены в конце материала.
- Алексей Александрович, вы в должности председателя ГНА в Луганской области почти три недели. С чего начали свою работу?
- Прежде всего, с общения с коллективом. Ни для кого не секрет, что два года назад я по предложению А.Н.Антипова поехал в Запорожье и был там до определенного времени председателем налоговой администрации.
Естественно, вернувшись через два года, меня интересовала, в первую очередь, какая атмосфера, какой дух царит в коллективе областной налоговой администрации. И буквально на следующей неделе после назначения уже была первая встреча с коллективом инспекции в Красном Луче. Эти встречи я планирую проводить постоянно. На днях у меня встреча будет в Северодонецке.
Это мне необходимо для того, чтобы наметить вопросы, которые связаны с реформированием налоговой службы. Мы должны их сегодня обобщить, подготовить на уровне налоговой администрации Украины, чтобы более эффективно, с учетом поставленных задач Президентом Украины, премьер-министром, председателем ГНАУ, проводить бюджетную политику в регионе.
- На уровне ГНА Украины произошли кадровые изменения. Позиция и Президента, и ГНАУ такова, что 90-95% руководящего состава, начиная с районных инспекций, должны быть заменены новыми, перспективными людьми. Николай Катеринчук говорит о том, что каждый из глав ГНА должен создать свою команду. Какие кадровые перестановки уже произошли в налоговой службе области? Вы сформировали свою команду?
- На сегодняшний день на уровне центрального аппарата это четыре заместителя с учетом первого. Аналогичная ситуация в областях. Раньше, у нас было 12 замов. Естественно, очень серьезная ответственность будет лежать на заместителях – работы значительно больше.
На сегодняшний день из тех, кто работал заместителями, остались три человека. Я их знаю давно и считаю высоко профессиональными руководителями.
Что касается регионального уровня, то сейчас есть задача и уже подписаны фактически приказы о том, что в инспекциях – районных, межрайонных и объединенных – будет два зама, из них один - первый.
Если говорить о формировании команды, то в настоящее время остается вакантной должность заместителя, который будет курировать налоговый аудит. Кандидатура на этот пост мной подана на рассмотрение в Киев. Надеюсь, что в ближайшие дни состоится его представление. Таким образом, команда на уровне области будет сформирована в полном объеме.
- Начальники инспекций в городах и районах остаются прежними?
- Нет. На сегодняшний день уже принято решение и освобождены от занимаемых должностей пять начальников инспекций по регионам.
На коллегии, которая у нас недавно прошла, мы четко определили задачу – кто не в состоянии сегодня выполнять требования, которые поставлены перед налоговой службой Украины, с теми мы будем расставаться.
А вообще, говорить о том, что все было плохо в Луганской области – не правильно и ошибочно. Мы даем сегодня возможность людям перестроиться к новым требованиям, новым задачам, новым условиям работы. И те, кто выдержат эти требования, будут работать долго, успешно и, я думаю, достойно на благо нашего государства.
- Вы в налоговой службе не первый год. О вас говорят как о профессионале. Профи обычно работают на перспективу, естественно не забывая и о дне сегодняшнем. К какой перспективе стремится налоговая служба и какие первоочередные задачи стоят перед налоговиками области сегодня?
- Во-первых, я бы хотел поблагодарить Александра Николаевича Антипова – моего предшественника – за то, что коллектив очень работоспособный и высоко профессиональный. Я понимаю, критиковать то, что было до меня, легче, но я этого не буду делать.
Во-вторых, нужно доказать, что ты лучше, ты профессиональнее, а следовательно и более эффективными будут результаты.
Если говорить об основных задачах налоговой службы, главная из них – контрольная функция, она закреплена ст. 2 Закона «О налоговой службе».
Вторая задача – обеспечить, прежде всего, объем платежей, которые определены законом о госбюджете на 2005 год. А он, к сожалению, или к радости, увеличился по сравнению с прошлым годом почти на 290 млн.грн.
Новый импульс получит реформирование налоговой службы. Она проходит в области в рамках административной реформы. Мы сегодня готовим свои предложения по оптимизации работы региональных налоговых органов, рассматриваем структурные изменения, которые необходимо провести в инспекциях.
К чему мы должны прийти? Приоритет работы наших сотрудников – кабинетный аудит. Что имеется в виду? Прежде, чем выходить на какие-то проверки, мы должны знать о предприятиях все: цены поставки, на импорт и экспорт продукции, какие схемы существуют по легализации того или иного вида продукции. Мы должны на равных говорить с плательщиком, чтобы конкретно определять реальные ресурсы, которые поступят в бюджет.
- Что-то изменится в отношениях с налогоплательщиками?
- Мне хотелось, чтобы они почувствовали себя плательщиками.
Для своих сотрудников я ввел правило – сегодня плательщик – главное лицо, благодаря которому существует наше государство, выполняется бюджет, благодаря которому, в принципе, и получают зарплату налоговики. Исходя из этого, мы ставим задачу - полностью изменить психологию, подходы и отношение к плательщикам.
- Каким образом?
- С одной стороны, мы рассматриваем вопрос, как упростить принятие налоговых документов, с другой – значительное внимание будем уделять массово-разъяснительной работе. Речь идет о том, чтобы отношение между рядовым инспектором и плательщиком строились на совершенно иных принципах.
К сожалению, у нас сложился определенный стереотип, что налоговый инспектор всегда прав. Документальные проверки и их результаты говорят о том, что это далеко не так. По итогам первого квартала 60 процентов решений, которые принимаются специалистами налоговой службы, впоследствии отменяются.
За то время, как возглавляю ГНА в Луганской области, я столкнулся с потоком обращений, жалоб и предложений от разных структур бизнеса. Со своими бедами и проблемами ко мне приходят на прием по личным вопросам в регионах. После этих встреч можно сделать вывод – есть масса проблем, которые накопились и требуют решения. Причем 90 процентов из них вполне решаемы на нашем уровне и не требуют вмешательства вышестоящих организаций.
- Сегодня и Президент, и правительство объявили войну коррупции в государственных органах. Среди наиболее коррумпированных после таможни, называют налоговую службу. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы слова «налоговик» и «коррупция» стали несовместимыми?
- На сегодняшний день эта проблема, действительно, существует. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. Но я бы не хотел, чтобы это каким-либо образом проецировалось на Луганскую налоговую администрацию.
С моей точки зрения, здесь существует две проблемы, решение которых позволяет каким-то образом сгладить, скажем, негативное представление, существующее на сегодняшний день в обществе.
Прежде всего, это материальный стимул. Для сравнения – если в прошлом году средняя заработная плата сотрудника налоговой службы была приблизительно 1100 грн., то в этом году, с учетом принимаемых правительством Украины мер, будет ее двухкратное повышение. Это не маленькие деньги. Думаю, что мотивация труда минимизирует влияние коррупции в налоговом ведомстве.
И вторая составляющая – это моральная сторона. Согласитесь, многое зависит от конкретного человека, зачастую от рядового инспектора. Он намного чаще общается с плательщиком, и все острые моменты, в основном саккумулированы на этом этапе. От этого общения зависит и имидж налоговой службы.
Поэтому моя задача, как руководителя, создать условия, чтобы упредить те негативные моменты, которые имеют место в отношениях между сотрудниками налоговой администрации и, скажем так, бизнес-структурами. Если это не будет происходить, то, естественно, будем с такими людьми расставаться.
- В условиях демократизации общества Президент Украины предложил «10 шагов ГНАУ навстречу бизнесу». Исходя из этого, как налоговые органы области собираются строить свои отношения с луганскими бизнесменами, я имею в виду и крупный, и малый, и средний бизнес?
- С первого дня моего назначения на должность руководителя налоговой администрации я буквально каждый день провожу серьезные встречи с руководителями финансово-промышленных групп. Это те предприятия, которые определяют бюджетную политику, объемы поступлений Луганской области.
Проблема в другом. Честно могу сказать, из 26 тысяч предприятий-юридических лиц, которые зарегистрированы на территории Луганской области, около 90% средств в госбюджет перечисляют всего лишь 200 предприятий. А если говорить о 99 процентах налоговых поступлений в казну, то их формируют лишь 5 тысяч предприятий.
Сегодня наша позиция довольно четкая - бизнес должен находиться в равных условиях. Недавно мы провели отраслевой анализ, посмотрели в сельском хозяйстве, какая налоговая нагрузка в регионах области. Мне было не понятно, не хочу кого-то обидеть, или своих сотрудников, или представителей бизнеса, но существует разница в процентах по уплате налогов между бизнесом, которым занимаются в Старобельске и, например, Белокуракино.
А когда проанализировали деятельность тех предприятий, которые занимаются оптовой торговлей продуктами питания, выяснилось, что разница между плательщиками, уплачивающими налоги, которые, к примеру, зарегистрированы в Артемовской и Жовтневой ГНИ в г.Луганске, составляет 4-5 процентов.
Исходя из этого анализа, мы видим, что есть неравное отношение к бизнесу в разных инспекциях.
- А как быть с проверками?
- Налоговая служба сегодня имеет право проверять не более 20 дней. Не имеют право производить проверки работники налоговой милиции. Что касается перспектив деятельности в этом направлении, мы уже начали формировать группу предприятий, физических лиц, которые будем проверять в 3-4 квартале. Для чего это делается? С бизнесом мы должны говорить на равных, с позиции аналитики, финансовых аргументов, чтобы, в конечном итоге, приходить к определенным договоренностям. Если таковые не будут соблюдаться, то мы будем выходить на проверки. Поскольку эта работа нормативно закреплена, проверки планируются ежеквартально.
- 4 апреля журнал «Бизнес» опубликовал список крупнейших предприятий Украины – должников Сводного бюджета. В него вошли 100 предприятий. Журналисты их окрестили «черной сотней». Среди «черносотенцев» и 12 наших предприятий. Из 12 предприятий-должников 9 – это угольные предприятия. Причем в основном стабильно работающие. Да и зарплаты там немаленькие. А если так, то в чем проблема и как Вы собираетесь «развести» эту ситуацию?
- Налоговый долг Луганской области составляет около 1,5 млрд. грн., в том числе, по угольной отрасли – 1,3 млрд.грн.
На сегодняшний день сложились партнерские отношения с угольными предприятиями. Практически ежемесячно мы встречаемся, обсуждаем финансовые планы развития. И если говорить о позитиве, то в течение последних двух лет у нас 100 процентов начисленных сумм уплачивают и погашают налоговый долг «Краснодонуголь», «Свердловантрацит». Сегодня, я думаю, на подходе успешно работающее предприятие «Ровенькиантрацит». Мы уже практически договорились, что в этом квартале они выйдут на стопроцентную уплату начисленных сумм, дабы не допустить роста налогового долга. Хотя, объективности ради, проблем у угольщиков достаточно много. Одна из таких – взаиморасчеты с энергорынком. Порядка 552 млн.грн нашим угольщикам должен энергорынок. Я надеюсь, что закон и распоряжение Кабмина позволят в определенной степени частично урегулировать те проблемы, которые возникают в облэнерго.
- А теперь, если позволите, несколько личных вопросов. Ваша семья – это кто?
- Это мои родители - папа, мама, жена и два сына: старшему – 20 лет, младшему – 13.
- Вы романтик или прагматик?
- Наверное, что-то посередине, с учетом моего знака Весов.
- Есть ли у вас принцип, которому вы никогда не изменяете?
- Не предавать.
- Вы – депутат Запорожского областного совета. А в депутаты Луганского облсовета баллотироваться не собираетесь?
- Нужно пока выполнить те обязательства, которые я дал избирателям Бердянского района Запорожской области.
- Алексей Александрович, спасибо Вам за содержательный разговор.
Итоги интерактивного опроса телезрителей программы «Угол отражения»:
Вопрос: первоочередная задача реформирования налоговой службы – это…
Варианты ответов:
- упрощение системы налогообложения – 51
- создание равных условий для всех налогоплательщиков – 20
- развитие партнерских отношений с плательщиками налогов – 49
- повышение профессионального уровня специалистов - 2.
Всего в интерактивном опросе участвовало 122 телезрителя.
С.Негребецкий,
начальник отдела взаимодействия со СМИ
и общественностью ГНА в Луганской области.