Новости Луганска и области

 



На главную
ЭКОНОМИКА

В. Ющенко: Актуальным становится газопровод «Новопсков — Ужгород», актуальным становится газопровод «Александров Гай — Новопсков»

По просьбе НТН Президент Украины Виктор Ющенко нашему каналу первому в стране детально прокомментировал раскритикованную оппозицией газовую договоренность с Россией.

Могут критиковать те, что ничего не понимает в газовой теме. Вот поверьте, тот человек, который знает всю философию договоренности позиции украинской стороны. Я сказал бы так, давайте сосчитаем, первая позиция — Украина получила цену 95 долларов. Посмотрите на карте Европы у кого такая цена. Чем мы уступили? — Ничем. У нас остался в балансе туркменский газ — 40 миллиардов, на 5 лет мы обеспечены стабильно балансом газа — и это самое главное, поверьте. О цене можно говорить, если у тебя есть где покупать. Если нет где покупать, можно говорить, не говорить — басни это всё.

Мы оставили баланс газа за Украиной в том диверсифицированном виде, который я сделал в 2000-м году. У нас с 2000-го года стал туркменский газ в баланс, российский газ, как транзит, и собственной добычи. Этот баланс мы сохранили сейчас на 5 лет. Четвёртая позиция — мы подняли цену на транзит: с 1,09 до 1,6, причем никакого зеркального ответа с российской стороны не получили. Я имею в виду, что туркменский газ доставляется по старой схеме, по старому объему. Пятая позиция — мы стали продавать газ Молдове, этого не было раньше.

Конечно, я не все вещи пересчитал, я это все могу сделать. Я 20 раз крутил настоящее соглашение, в разных версиях с июня месяца. И то, что достигла сегодня Украина такого компромисса, я сказал бы, что это замечательное достижение. Я не хочу сказать, что оно выиграно, так как есть и вторая сторона. И правило переговоров, когда каждая сторона встает с переговоров чем-то недовольная, тогда это первое свидетельство того, что договор составлен правильно. Я думаю, что российская сторона тоже является достойной в этой позиции.

Я думаю, что мы имеем больше двух десятков проектов договоров, пока дошли к тому, что согласовали ночью два дня назад. Это вы не подумайте, что речь идет о каком-либо одном договоре, вокруг которого 5 месяцев шли споры. Ничего подобного. Нам приходилось раз пять совсем полностью менять тактику. 10 дней назад, когда мы по полной позиции достигли договоренностей, то это и соглашение, которое на две трети близко к тому, которое мы подписали, на две трети. Были там немного другие параметры по отношениям с газом и платой за транзит с Туркменистаном, и тот газ, который мы получали, мы передавали другой структуре, чем совместному предприятию как сегодня. Но я думаю, я откровенно скажу, что политическое соревнование, оно выиграно — Украина не имеет 230 долларов цены и не будет: она не приемлема для нас была, есть и будет. И потому это самое главное. Мы нашли компромисс, никого не унизив, и этот вопрос урегулировали.

Драма показала, что вопрос истинной независимости находится не только в политические плоскости. И теперь у меня 11-го числа января у меня первая встреча будет с президентом России Владимиром Путиным. И, конечно, мы начинаем тему и по строительству новых версий газопроводов по территории Украины. Нам надо вернуться к этим ценностям, к ценностям геополитического расположения Украины. Нам надо, чтобы через нашу территорию шли новые альтернативы. Хватит радоваться тем, что у нас было 10, 20 ли 40 лет назад. Мы должны делать новую, модерную, интересную политику.

Я думаю, что на повестке дня стоит центрально-азиатский газ, и альтернатива этой стороны к интеграции относительно европейского газового рынка. Я думаю, что актуальной становится тема «Богородчаны — Ужгород», я думаю, что актуальным становится газопровод «Новопсков — Ужгород», я думаю, что актуальным становится газопровод «Александров Гай — Новопсков». Думаю, что актуальной становится тема каспийского европейского газового провода от Средней Азии через Украину к рынкам Европы.

Другими словами, вы видите, что мир за эти 3 дня уже политически по-иному начал реагировать на энергетическую безопасность. Уже президент Франции Жак Ширак объявил новую ядерную программу, которая, по сути, выводит страну через 20 лет к управляемой термоядерной реакции, и пригласил все страны, которые разделяют такую концепцию, такое энергетическое будущее, присоединиться к этому проекту. Я думаю, что для Украины есть предмет хороших размышлений над такой будущностью.

Одним словом, то, что состоялось за последние 3-4 драматические недели, это не только со знаком минус. Мы стали другой нацией, знаете, мы встали с колен. Возможно, кого-то, чтобы он начал себя любить, уважать, сначала надо унизить. Я думаю, что такой урок мы получили все. Но это нас консолидировало, объединило. Я на второй день, когда это без пяти 12 мне стало известно решение «Газпрома», я у себя в квартире на 50% сократил газ (это я спрашивая себя и давая себе ответ), мне такого тепла не нужно, это не то тепло, которое нужно Украине.

Я думаю, что это нам даст возможность по многим вопросам, которые относятся к энергетической политике и безопасности, ядерному компоненту, обогащению ядерного топлива, завершению цикла, и многих-многих других вопросов, которые у нас, знаете, десятками лет наполовину были решены, сейчас возвратиться к ним и по чести на высоком профессиональном уровне их решить. Поэтому я думаю, что для нации это большой урок был: и политический, и моральный.

Думаю, хорошо, что мы все-таки нашли ту политическую ноту решить этот вопрос, что оставляет наши страны в дружбе и согласии — это очень важно. Но урок есть урок.


 
Другие материалы по теме:

06.01.2006, 13:44 Руководители предприятий Луганской области восприняли повышение цены на газ в целом спокойно

04.01.2006, 13:58 Ситуация со снабжением и потреблением газа в Луганской области остается под полным контролем. - Александр Кобитев

02.01.2006, 17:32 Для Луганской области определён лимит потребления газа 9,027 млн. куб. м в сутки и отлючены предприятия-должники по газу

19.12.2005, 16:30 Анатолий Ягоферов: «Надо не скулить, а заниматься энергосбережением»