Кабинет министров решил возобновить приватизацию угольных шахт и подготовить к продаже в этом году четыре небольших предприятия. По крайней мере, три из них являются убыточными. Специалисты отрасли говорят, что это не очень привлекательные объекты, и скептически оценивают возможность их продажи.
Кабмин решил готовить к приватизации в этом году государственные открытые акционерные общества (ГОАО) «Шахта им. Гаевого» и «Шахта «Новодзержинская», а также государственные предприятия (ГП) «Шахта «Постниковская» (все — Донецкая обл.) и «Шахта «Словяносербская» (Луганская обл.).
Представитель шахты им. Гаевого сказал корреспонденту «ЭИ», что это предприятие, как и большинство остальных в отрасли, держится на плаву только благодаря государственной дотации в размере 50-60 млн. грн. в год, за счет которой выплачивается заработная плата работникам. Объемы добычи на предприятии невелики — в месяц оно выдает на-гора около 20 тыс. т угля на 6 млн. грн., тогда как затраты составляют около 10 млн. грн. Собеседник «Эі» сказал, что его предприятие является наименее убыточным среди угольных шахт Центрального Донбасса, поэтому попытка приватизации — это проведение своего рода эксперимента: найдутся ли желающие приобрести эту «лучшую из худших» шахту. Сам он скептически оценивает возможность приобретения предприятия инвесторами, которые согласятся вкладывать значительные суммы в развитие добычи угля, и опасается, что после покупки ее оборудование будет в течение 1-3 лет просто порезано на металлолом. «Печальный опыт уже есть»,— сказал представитель руководства шахты.
Представитель предприятия также сказал, что шахта добывает угли из пластов крутого падения, а это значит, что уголь рубится отбойными молотками, а механизировать добычу из таких пластов очень сложно.
Что касается шахты «Новодзержинская», то, по неофициальным данным, ее нынешнее финансовое состояние еще хуже, чем на шахте им. Гаевого, и угля на ней добывается значительно меньше — около 300 т в сутки или до 10 тыс. т в месяц.
Третья шахта — «Постниковская» — по оценкам специалиста Донецкой областной государственной администрации, располагает запасами угля на уровне 5-6 млн. т. По его словам, запасы угля есть и на шахте «Новодзержинская», но для добычи там необходимо вложение инвестиций, размер которых сейчас очень сложно спрогнозировать.
Представитель Луганской обладминистрации сказал корреспонденту «ЭИ», что четвертая шахта из этого списка — «Славяносербская» — также убыточная, она добывает энергетический уголь, но не выполняет план добычи — 60 т в сутки, которые вмещаются в один железнодорожный вагон.
Потенциальные покупатели без особого интереса восприняли решение Кабмина продолжить приватизацию в угольной отрасли.
Специалисты корпорации «Донбасская топливно-энергетическая компания», которая является энергетическим подразделением System Capital Management, привлекательность указанных шахт затруднились оценить без детальной информации о техническом состоянии активов, горно-геологических условиях добычи, износе оборудования, финансовой деятельности предприятий (долги по з/п, регрессам, социальным выплатам, перед третьими лицами) и т.д.
Представитель «Смарт-групп» (торгово-посреднические операции с металлопродукцией и оборудованием, контролируется российским бизнесменом Вадимом Новинским.— Ред.) сказал «Эі», что компанию пока что в принципе не интересует покупка шахт, поскольку она не располагает коксохимическими мощностями.
Представители других компаний для комментариев вчера были недоступны.
Приватизация шахт замерла после 2004 г., когда компаниям Рината Ахметова были проданы «Павлоградуголь» и «Краснодонуголь», после этого были только декларации о намерениях продолжить приватизацию в угольной отрасли. Возобновив процесс, Кабмин пока не предложит к продаже такие привлекательные объекты, как, например, «Ровенькиантрацит» или «Свердловантрацит», которые находятся в списке предприятий, запрещенных к приватизации законом.
Александр СУКОВ, газета "Экономические известия"