Параллельный рост цен на металлопродукцию и сырье вынуждают металлургов искать пути нормативных ограничений сырьевого экспорта из Украины. Однако последствия подобных ограничений негативно отразятся и на металлургических заводах. В краткосрочной перспективе они приведут к усугублению проблемы дефицита сырья, а в долгосрочной - затруднят поиск новых рынков для сбыта проката. В скором времени в отечественном ГМК может вспыхнуть очередной скандал. На этот раз противостоящими сторонами могут стать коксохимики и металлургическое лобби в правительстве и парламенте. Так, по словам главы ассоциации "Укркокс" Анатолия Старовойта, не исключено, что в ближайшем будущем руководители отечественных коксохимзаводов обратятся с открытым письмом к президенту с просьбой разобраться с ситуацией на отечественном рынке кокса. Поводом для недовольства коксохимиков стали меры, предпринятые правительством в отношении сырьевого сектора ГМК. Так, 29 апреля правительством был принят ряд постановлений, касающихся деятельности сырьевиков. Согласно одному из них, предприятиям коксохимической, железорудной и угольной отраслей предписывается ограничить уровень рентабельности экспортного производства. В частности, для коксохимиков максимальный уровень рентабельности не должен превышать 30%. Такой уровень существенно ниже нынешней рентабельности металлургов - к примеру, средняя рентабельность производства на ММК им. Ильича на текущий момент составляет более 50%.Другое постановление правительства касается деятельности сырьевых предприятий на экспортных рынках. Так, Кабмин ввел лицензирование экспортных поставок кокса, полукокса, каменного и коксующегося угля, железных руды и концентрата. Характерно, что лицензирование при этом не вводится в отношении окатышей.. При этом до конца июня текущего года правительству предлагается решить вопрос о прекращении давальческих операций с коксующимся углем и коксом. В апреле в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о введении экспортной пошлины на украинский кокс в размере €100/т. Автором проекта является руководитель ММК им. Ильича, депутат Владимир Бойко, неоднократно высказывавший жалобы на дефицит сырья в ГМК. По словам г-на Бойко, именно по причине дефицита ЖРС и кокса ММК вынужден был остановить одну из доменных печей на внеплановый ремонт. Позже на ремонт остановилась одна из печей "Запорожстали".
По некоторым данным и АМК испытывает проблемы с отечественным коксом, вовсю потребляя российский. А все три коксохимических завода Днепропетровской области - "Баглейкокс", "Днепрококс" и Днепродзержинский КХЗ на сегодня работают по давальческой схеме с российскими потребителями. Соответственно, полный запрет давальческих схем фактически приведет к остановке этих заводов.
К примеру, разница в ценах на листовой прокат и кокс с января 2003 держалась практически на одном уровне, составляя $200/т. И если до апреля текущего года цены на экспортируемый кокс были идентичны ценам на внутреннем рынке, то в прошлом месяце экспортные цены на 30% превышали внутренние ($263/т и $210-215/т соответственно).
Данный факт свидетельствует о выполнении отечественными коксохимиками обязательств, принятых в рамках меморандума о регулировании цен в металлургии. Тем более, что в начале мая коксохимики с металлургами подписали еще один меморандум, в котором речь идет о регулировании цен на кокс на внутреннем рынке в зависимости от конъюнктуры цен на металлопродукцию. Наконец, при нынешнем уровне расхода кокса на тонну чугуна и чугуна на тонну стали, в себестоимость готовой металлопродукции переходит лишь 40-45% прироста цены кокса.
Кроме того, ограничение рентабельности может сделать невозможным для коксохимиков проведение модернизации в отрасли. Напомним, по данным "Укркокса", до 2010 года отечественные коксохимы планируют направить на техперевооружение производства 3,6 млрд. грн., из которых в текущем году - 600 млн. грн. Однако даже при нынешнем скачке цен на сырье средний уровень чистой прибыли от реализации кокса составляет 3,7 грн./т. В то же время, прибыль от реализации тонны чугуна по итогам прошлого месяца выросла до $27, а от реализации толстолистового проката - до $78/т.
Примечательным моментом ограничения рентабельности сырьевиков является, в частности, еще и то, что подавляющее большинство отечественных угольных шахт на сегодня принадлежат государству. Соответственно, ограничивая по требованию металлургов уровень рентабельности работы шахт, правительство фактически перераспределяет финансовые потоки из государственного сектора в частный, в данном случае, металлургический.
Наконец, принятие ограничивающих мер в долгосрочной перспективе еще более негативно скажется на функционировании отечественных металлургических комбинатов. Стоит отметить, что подобные ограничения прямо противоречат принципам ВТО, организации, куда Украина намеревается вступить в ближайшее время. Так, согласно нормам ВТО, страны-участницы торгового соглашения не имеют права устанавливать лицензионные ограничения на экспорт продукции. Таким образом, в случае вступления в силу постановления о лицензировании экспорта сырья, процесс вступления Украины в ВТО может значительно усложниться. Это, в свою очередь, негативно скажется на "антидемпинговых" перспективах украинской металлопродукции и усложнит переговорный процесс о доступе отечественного проката на рынок расширенного ЕС.