ДАЕШЬ НЕФТЕРАЗВЕРСТКУ!
«Зеркало недели»
Очередной меморандум, подписанный 4 июня между правительством и нефтяниками на фоне многочисленных «апокалиптических» комментариев экспертов, операторов нефтерынка и владельцев НПЗ, вызывает легкое ощущение дежа вю. В который раз только за последние два года правительственные чиновники и руководители нефтяных компаний собираются вместе, чтобы заключить очередной пакт о ненападении, а через несколько месяцев снова встретиться и подвести неутешительные итоги «нейтралитета» и найти новые пути выхода из очередного кризиса. И хотя последняя встреча заинтересованных сторон сопровождалась рядом нововведений, все говорит о том, что эта «установочная» встреча между «великими» — далеко не последняя в текущем году.
В духе «чрезвычайки»
Критическая ситуация требует применения экстраординарных мер. Похоже, что именно к таким мерам прибегли финансовый и энергетический вице-премьеры Николай Азаров и Андрей Клюев по отношению к основным операторам отечественного рынка нефти и нефтепродуктов. Сказать, что появившиеся на брифинге для прессы после подписания в Кабмине меморандума руководители компаний «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «НК «Альянс-Украина» и «Укртатнафта» имели «бледный вид» — не сказать ничего. Ритм выступлений задавал председатель правления ЗАО «Укртатнафта» Павел Овчаренко, проявивший себя неформальным лидером среди выступавших руководителей НК. Он акцентировал внимание на том, что сложившаяся в Украине ситуация напоминает общемировую, в результате которой ведущие страны пережили «ценовой шок».
Оценивая встречу в Кабмине, председатель правления ЗАО «Укртатнафта» с легкой неуверенностью в голосе отметил: «Это был процесс переговоров, где основным аргументом стал здравый смысл». По словам г-на Овчаренко, «мы (нефтяные компании. — «ЗН») делали все возможное, удерживали ситуацию до последнего, пока не наступил ценовой крах и нефть не начала резко расти в цене. Никакого сговора, никакой договоренности, никакой спекуляции с нашей стороны по отношению к рынку Украины не было».
Категоричность заявлений представителя «Укртатнафты» одновременно радовала и настораживала. Эксперты не раз отмечали, что стабильность ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов Украины существует во многом благодаря именно крупным НК, которые довольно успешно вытесняли с рынка мелких игроков за счет удержания более низких цен либо переводили их на условия джобберских программ. В результате цена действительно держалась до последнего, вместо того, чтобы плавно повышаться с начала года, что не отразилось бы так болезненно и на экономике страны, и на бюджете каждого конкретного гражданина.
Правда, исходя из настроений нефтепереработчиков, правительственные чиновники в этот раз не миндальничали, переведя процесс малодейственных реверансов в плоскость «существенных аргументов», заставивших нефтяников изыскать внутренние резервы. В итоге, по словам самих руководителей НК, в случае дальнейшего роста цены на нефть они изыщут еще «скрытых резервов» для стабилизации ситуации. Пока же по «настоятельной просьбе» Кабмина во внутренних резервах нашлось 200 тыс. тонн дизтоплива для аграриев по цене 1950 грн. за тонну. Правительство договорилось с главами трех основных операторов рынка и о снижении стоимости бензина марки А-95 до уровня 2,90 грн. за литр.
По мере выступлений представителей НК складывалось впечатление, что внутренних резервов у нефтяных компаний не меньше, чем у Родины закромов. Однако, судя по состоянию цен на 9 и 10 июня, обещанная стабильность наступила не везде, да и до посевной кампании еще далековато, а значит, Родина еще раз «настоятельно попросит» руководителей нефтяных компаний вспомнить, какие еще дополнительные резервы имеются в их распоряжении, но сделает это уже ближе к осени.
Предложение, от которого не отказываются
Похоже, что итоги прошлогоднего «бензинового кризиса» таки были учтены правительством в текущем году, но, судя по примененным методам работы, полученный опыт был использован несколько однобоко. В последнее время в Кабмине апробировано и довольно удачно используется своеобразное управленческое ноу-хау, состоящее в следующем. Правительство принимает ряд постановлений, направленных на регулирование отрасли путем введения индикативных внутренних цен и лицензирования экспортных контрактов. Параллельно инициируется рассмотрение в Верховной Раде законопроекта о введении пошлины на экспортные поставки продукции. После этого заинтересованным сторонам предлагается договориться без административного вмешательства, а действие принятых постановлений приостанавливается путем неопубликования текста документа в официальных изданиях.
Однако, если проводить аналогию с ситуацией, возникшей в споре между коксохимиками и металлургами, достижение компромисса между участниками процесса не является залогом окончательного дезавуирования правительственных решений.
В отношениях операторов рынка нефти и нефтепродуктов с правительством возникла подобная ситуация. Как уже сообщало «ЗН» в предыдущем выпуске, Кабинет министров Украины постановлением № 712 от 28 мая разрешил Минтопэнерго по согласованию с Минэкономики устанавливать предельные уровни оптово-отпускных цен на дизельное топливо и моторные бензины, реализуемые на внутреннем рынке (кроме продукции, которая реализуется через АЗС). Помимо этого, постановлением №713 от того же числа правительство включило нефть и нефтепродукты (код ТВЭД — 2709 00 90 00) в перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию в 2004 году. Лицензии должны выдаваться по согласованию с Министерством топлива и энергетики.
В результате подписания 4 июня меморандума между Кабмином и операторами рынка нефтепродуктов реализация данных постановлений правительством приостановлена, но законопроект, зарегистрированный в парламенте и также предусматривающий лицензирование производства и реализации ГСМ, пока никто не отзывал. Таким образом, правительство оставило за собой право оценить «старательность» нефтяников по стабилизации ситуации на рынке, и в случае недостаточной их прилежности имеет возможность задействовать «нормативно-воспитательный комплекс» со всей пролетарской ненавистью и буржуазным цинизмом.
Вторым, довольно интересным моментом, является тот факт, что правительство начало переговоры исключительно с производителями, как и ранее выпустив из вида «чистых трейдеров», которые работают на рынке и по полной программе используют ажиотажный спрос на нефтепродукты.
Напомним о состоявшемся в ноябре прошлого года закрытом совещании Антимонопольного комитета с владельцами НПЗ, результатом которого стало подписание меморандума о взаимопонимании. В тот период «послекризисного романтизма» Антимонопольный комитет даже гарантировал компаниям своевременное и широкое информирование об изменениях в конкурентном законодательстве и брал на себя обязательства разъяснять его наиболее проблемные моменты. Со своей стороны, работающие в Украине нефтепереработчики обещали не допускать нарушений конкурентного законодательства, содействовать органам комитета в реализации их полномочий, а также информировать АМК о состоянии и тенденциях развития рынка. Однако допущенная еще тогда ошибка — невнимание к трейдерам — не была учтена в сегодняшней ситуации.
Такое развитие событий явно не порадовало нефтепереработчиков. По словам президента «ТНК-ВР-Украина» Александра Городецкого, «говорить о каком-либо рычаге влияния на рынок довольно сложно. Существует достаточно большое количество факторов, влияющих на рынок».
«95-й продукт появится на рынке только 12—15 числа (речь идет о поставках с ЛиНОСа. — «ЗН»). До этого момента мы будем прилагать все усилия, чтобы те компании-партнеры, которые работают с нами на договорных отношениях (владельцы АЗС. — «ЗН»), снизили свои цены, будем пытаться на них влиять. Но у нас этих рычагов наименьшее количество, поскольку это сеть не наша. Это сеть джобберская, она работает под нашими логотипами и в наших стандартах, но хозяева в этой сети совершенно другие, и свою ценовую политику они ведут исходя из собственного видения этого процесса. Мы можем только рекомендовать, просить, мы будем настаивать, мы будем жестко настаивать (на снижении цен. — «ЗН»), посмотрим, к чему это приведет», — отметил А.Городецкий.
Несмотря на увещевания партнеров-джобберров, в Киеве 9—10 июня цена 95-го бензина еще сохранялась на уровне 3,3 грн. за литр. Тогда, как в Харьковской области та же марка бензина в розничной сети «Авиас» стоила 3 грн. за литр, а на АЗС компании «ТНК-Украина» была снижена до зафиксированного в меморандуме уровня — 2,90 грн. (Ценовую динамику в некоторых регионах смотрите в таблицах.)
По опыту подписания меморандумов прошлого года можно сказать, что снижение цен таки состоится, но будет иметь временный характер. Во-первых, при снижении цены 95-го бензина до 2,90 грн. за литр с сохранением стоимости остальных позиций горюче-смазочных материалов спрос на него резко увеличится из-за уравнивания с ценой 92-го. Во-вторых, февральским меморандумом было предусмотрено поставить аграриям 1,5 млн. тонн дизельного топлива до ноября по цене 1700 грн. за тонну. Естественно, что при составлении бизнес-плана для кредитования посевной и уборочной сельхозпроизводители исходили именно из этого показателя. И для них уже будет абсолютно непринципиально, насколько увеличится стоимость солярки, поскольку все финансовые расчеты можно будет спокойно сдать вместе с залоговым зерном еще не собранного урожая кредитору.
В совокупности с вполне ожидаемым ростом тарифов на транспортировку и удорожаним всех видов продукции отечественной промышленности, энерго-финансовому кризис-блоку правительства не останется ничего другого, как начать нефтеразверсточную экзекуцию для предотвращения еще более непредсказуемого по своим последствиям транспортно-продовольственно-промышленного кризиса в отечественной экономике