Уже длительное время в «Луганскводе» на официальной должности числится эмиссар из России, а специально созданный отдел собирает информацию для будущего российского концессионера. Все заранее просчитано и определено. Облтеплокоммунэнерго пошло и того дальше: выписали из Израиля опытного менеджера, который, имея израильское гражданство, стал заместителем генерального директора и фактическим распорядителем финансов предприятия.
Продолжается захват производственных структур Луганска и региона. Более мощные компании все чаще скупают за бесценок наши предприятия, предварительно фактически превратив их в финансовых банкротов. Интересный факт: в один день на угольных предприятиях области появились сразу четыре новых генеральных директора, причем прибыли они на одной машине!
Бесчестную тактику ведения бизнеса в Украине порождает «крышевание» персон с депутатскими значками на лацканах. Не случайно автомобиль одного из «донецких» (компания СКМ) практически ежедневно курсирует по маршруту облсовет – «Лугансквода» – облтеплокоммунэнерго. В свое время по классической схеме (ни за грош!) досталось нынешним собственникам ГП «Краснодонуголь». Предприятию создали специфический микроклимат, оградили от «ненужных» партнеров по поставке техники, оборудования, материалов. А затем «подвернулось» одно мощное объединение из Донецкой области. Оно и стало главным поставщиком «Краснодонугля». Цены диктовались такие, чтобы как можно быстрее загнать предприятие в долги.
Как правило, подобные операции происходят по благословлению областных «советчиков». Чаще всего цена вопроса оказывается намного выше суммы «отката» определенным лицам за «сотрудничество». Все финансовые потоки намеченной к захвату организации оказываются в нужном русле, где их можно легко контролировать. Следующее звено – искусственные трудности с возвратом средств предприятию за оказанные услуги. При неполноценном госфинансировании ситуация становилась критической. Основные фонды предприятия на этой стадии уже обесценены, и за долги через суд «кредиторы» его получают в полное распоряжение. Или проводят псевдотендер с одним претендентом. Интересно, что спустя некоторое время у нового инвестора работа предприятия стабилизируется, оно начинает приносить невиданную доселе прибыль. Вопрос только, кому?!
Так произошло с «Краснодонуглем». Полученное за бесценок предприятие вроде бы работает. Есть только одна интересная сторона медали: металл продают по мировым ценам, а вот зарплаты рабочих – по сравнению с мировым стандартом этих отраслей – нищенские. Но люди вынуждены с этим мириться, так как лучшего предложения не существует.
В вышеописанной бизнес-мясорубке дробились и дробятся кости многих луганских предприятий. Ни для кого не секрет, что среди них «Интерсплав», «Донбассантрацит», «Ровенькиантрацит», Теплокоммунэнерго, компания «Лугансквода». Примечательно, что уже длительное время в «Луганскводе» на официальной должности числится эмиссар из России, а специально созданный отдел собирает информацию для будущего российского концессионера. Все заранее просчитано и определено. Чего остается ждать? Специфической организации тендерных торгов – правдоподобно, но под одного игрока. Здесь и профану ясно, что тот и будет победителем, кто давно владеет информацией. Облтеплокоммунэнерго пошло и того дальше: выписали из Израиля опытного менеджера, который, имея израильское гражданство, стал заместителем генерального директора и фактическим распорядителем финансов предприятия.
Все бы ничего, пусть бы развивался капитализм, новые инвесторы вкладывали бы деньги и зарабатывали, обеспечивали бы населению рабочие места и богатели бы себе на радость, миру на удивление. Вроде терпимый сценарий. Но!!! Согласно вышеописанной схеме нашими инвесторами, акционерами и концессионерами всегда движет одно – перспектива быстрого получения прибыли без особых финансовых усилий. Вот тут-то и возникает вопрос, зачем кому-то понадобились прогнившие и капиталлоемкие коммунальные монстры, созданные в советское время? Любому мало-мальски мыслящему человеку понятно, что с этих предприятий мгновенной отдачи капиталов ждать бессмысленно. Одни только дырки в теплосетях и водопроводах приносят убыток до 60%. Вряд ли кто-то из любителей «по-быстрому» заработать будет вкладывать миллионы в их латание и внедрение новых экономтехнологий. Так почему же экспансия в коммунальную сферу имеет место? И чем это грозит?
А грозит либо бешеным ростом цен, либо мощным политическим прессингом и манипуляциями. Проникнуть в коммуналку управлять народными настроениями легко и просто. Когда есть свет, вода, тепло, все довольны. А вот отключи, например, электроэнергию, и начнется бунт. Останется только указать пальцем на того, кто виноват…
Прав был Совет национальной безопасности Украины, когда акцентировал внимание на том, что положение дел в сфере коммунального хозяйства страны угрожает нацбезопасности. Для нас эти прогнозы уже становятся реальностью. Коммунальная система построена еще при советской власти, она максимально зацентрализована. Это монополия, где нет рыночных стимулов конкуренции, нет двигателя развития. Есть только центральная кнопка в здании с шарами. Представьте, если главный электрорубильник или центральная водная задвижка окажутся в руках иностранного политика или «окрышеванного» бизнесмена из Донецка! Под чью дудку мы тогда запляшем?
В коммунальной сфере провернуть ручку той самой бизнес-мясорубки будет очень легко: потребитель за услуги ЖКХ не рассчитывается, цены на энергоносители растут, у государства денег на все дырки в этом решете не хватает. Остается только подождать и немного подтолкнуть к нужному краю.
Как же избежать коммунальной кабалы? Для предупреждения этой проблемы необходимо оперативное законодательное вмешательство. Нужно запретить передавать коммунальную собственность под любые иностранные концессии, а местные власти, если они действительно переживают о судьбах регионов, должны побеспокоиться о демонополизации коммунальных систем и о создании условий для здоровой конкуренции в этой отрасли. Так как только конкуренция может выявить недееспособных и некомпетентных руководителей этой отрасли, заставить применять новые технологии, пресечь воровство и работать исключительно в интересах отрасли, а не в собственных интересах. Также необходим механизм, обеспечивающий финансовую прозрачность, чтобы люди знали, за что они платят, чтобы не было у монополистов возможности и соблазна взвинчивать цену исключительно в интересах собственной прибыли или для прикрытия собственной недееспособности и непрофессионализма, которые сегодня так мудро называются «коммерческой тайной»
газета «Молодогвардеец»