В начале 2004 года Константин Бондаренко - один из киевских политологов — отвечал на вопросы корреспондента «Украинской правды». Само интервью не имело какой-либо интриги, пока Бондаренко на вопрос
«Кто, на ваш взгляд, из регионалов (представителей власти в областях – Ред.) рискнет выдвинуть свою кандидатуру на грядущих Президентских выборах?»
не предположил:
«… Возможно «дозреет» Ефремов в Луганске!».
Что скрывалось за ответом Бондаренко: PR-ход - эдакая проверка Ефремовым реакции электората, истеблишмента или, может, Президента? Либо политолог что-то слышал о намерениях нашего губернатора?
Впрочем, как показали дальнейшие события, Ефремов, видимо, не «дозрел».
А вопросы остались.
Александр Сергеевич – один из самых «долгоиграющих» губернаторов в Украине. В то время как председатели других облгосадминистраций регулярно летели со своих мест за малейшую провинность, Ефремов удержался даже после ряда серьезных скандалов, связанных с его деятельностью на высоком посту. Впрочем, справедливости ради отметим, что Александра Сергеевича «снимают» каждые 6-8 месяцев. Именно с такой периодичностью возникают слухи о его «увольнении» и «переводе», к примеру, послом в Китай. Слухи приходят и уходят, Ефермов остается.
Люди, попривыкшие к мысли, что депутатское кресло – хорошая возможность уйти от ответственности, давно уже прочили Ефремову место в нардепах. Но выборы-1998 и выборы-2002 показали, что губернатор не боится ни Бога, ни черта. И место в Верховной Раде его не прельщает, во всяком случае, намерений таких председатель обгосадминистрации не высказывал и не обнаруживал. И не исключено, что плановая работа, обеспечившая победу «единому блоку» в отдельно взятой Луганщине на выборах 2002 года, настолько упрочила губернаторские позиции, что просто не было смысла тратиться на свою предвыборную кампанию. Хотя, думаю, что и особых трат не последовало бы, достаточно было просто изъявить желание, а за нужного кандидата у нас голосуют всегда так, как нужно. В том числе, в психлечебницах или тюрьмах. Конечно, пришлось бы поиздержаться на полмиллиона гривень для регистрации в президентских перегонах. Все остальное, как говаривал Остап Бендер, дадут пожертвования.
За добровольными взысканиями дело бы не встало. Немалое количество людей хоть сейчас готово отблагодарить соискателя, позволившего им чувствовать себя сухо и комфортно в самые тяжелые для страны времена. Соискатель и сам, безусловно, не бедствовал. И самоличным указом еще в конце 90-х повысил зарплату аппарату облгосадминистрации, дабы своих не обидеть. Нардепы-коммунисты тщились доказать губернаторскую «самоволку», а тот и в ус не дул. И, как показали дальнейшие события, правильно делал, что «не дул», потому что депутаты поголосили-поголосили, на этом дело и закончилось. А председатель облгосадминистрации доказал, что депутатский корпус бессилен против него. «Свой» же депутатский корпус, то есть, из состава облсовета, к решению облгосадминистрации отнесся лояльно. Впрочем, это и неудивительно, поскольку порядка 40% корпуса – сами же представители власти из областной и районных ведомств. А кто ж будет голосовать против того, что уже согласовано?
Впрочем, это уже авторское отвлечение от темы.
Итак, каковы же были шансы нашего губернатора на Пост?
Алгоритм размышлений на эту тему приведем в двух вариантах:
1) Ефремов пошел бы «на Президента» по согласованию с вышестоящими органами;
2) Ефремов пошел бы «на Президента», заручившись… личными амбициями.
В первом случае все было бы достаточно прозаично. Либо губернатор стал бы, как это сейчас принято говорить, технологичным кандидатом. Что вряд ли бы удовлетворило самолюбие председателя облгосадминистрации: не для того порядок в регионе наводил (да и победа бы ему досталась бы в этом случае лишь в отдельно взятой области, которую бы «изнасиловали» на предмет поддержки нашего кандидата). Либо необходимо было бы первое лицо области двигать вверх по служебной лестнице. Но на заместителя Премьера и уж тем более на Премьер-министра Сергеич «не тянет», прямо скажем.
Даже с опытом административной работы. Поскольку трудно работать в Правительстве и не удариться в эксперименты с размахом. Разве что коммерциализировать Правительство, опыт есть: еще в начале тысячелетия Ефремова иначе, как коммерческим губернатором и не называли — спасибо газете «Зеркало недели». Губернатор тогда изо всех сил старался доказать свою белизну, но уж больно убедительно на Луганщине выглядели факты использования власти в личных целях.
Второй вариант кажется менее реализуемым, но, возможно, он так же имеет право на существование в силу ряда приведенных ниже аргументов.
Что нужно «проходному» и, условно говоря, независимому кандидату?
Предвыборная программа.
Хороший тыл.
Определенная финансовая независимость.
Поддержка «с воздуха», то есть, структур, зантересованных в победе кандидата.
Медиа-команда.
И, собственно, команда «Поехали!»
С программой дело не станет. Трактат на тему «Как возродить Луганщину до 2010 года» можно смело переиначивать в «Как здорово заживет Украина после 2010 года!», лишь необходимо перевести экономические показатели «до» и «после» во всеукраинскую плоскость. Регулярно в конце года Александр Сергеевич анализирует экономические показатели региона и также регулярно сетует, что не хватило его команде сил довести эти показатели до уровня 1991 года. Эдакое самоедство: ну, нет у нас возможности возродить Украину начала 90-х и хоть ты тресни! Но мы этого очень хотим. И Бог с ним, что после 1991 года прошло 13 лет и целое поколение. Не исключен вариант, что краеугольным камнем предвыборной программы могла стать посылка о необходимости дальнейшего наращивания объемов сотрудничества с близлежащими областями России. Как известно, места эти нашим высоким властям знакомы не понаслышке, навещают сопредельное государство они регулярно, да и россияне периодически на Луганщине бывают.
Касательно тыла тоже можно не беспокоиться. В области губернатора любят, и регулярно приглашают зажигать факела в деревнях, куда газ провели: чем не образ Прометея? Образ, правда, шаткий, поскольку большинство деревень обнищало настолько, что о газе и не мечтают, деревья в округе вырубывают. И поэтому даже в случае ефремовского проигрыша, Александру Сергеевичу будет, куда и с чем вернуться. Повезло бы соискателю и с поддержкой духовенства, поскольку церквей в области и в Луганске понастроили немало. А верхом бестыдства можно обозвать надпись «МИ» на фронтоне свято-казанского собора (так сказать, увековечили себя на века). Почему-то вспоминается славная ассоциация «продвинутых», приближенных к кормилу власти предпринимателей «Мы».
Подходя к пункту о возможной финансовой независимости соискателя, нет-нет, да и шевельнется мысль о том, что негоже лезть в чужой карман. И не полезем. И Ефремов не полезет. Потому что все… дадут.
Во-первых, не зря существует фонд «Благовест». Во-вторых, не зря создавали ассоциацию «Мы». В-третьих, запросто можно заручиться поддержкой извне, даром что ли практически даром отдали «Линос» российской компании «ТНК». Думаю, что найдется и ряд других «забугорных» поддерживателей. А, подытоживая, приведем одну цитату: «Россия просто скупит всю Украину, что сегодня реально и происходит. Наше будущее - это формат Советского Союза, но построенный не на идеологии, а на финансовом подчинении…». Именно так заявил относительно недавно депутат Росссийской Госдумы г-н Митрофанов.
Итак, остается за малым: медийная поддержка. Здесь проблем бы не возникло. На территории области подконтрольные масс-медиа, при несомненном понукании некоей организации с региональным названием, развили бы бурную деятельность. Своих всеукраинских телеканалов у губернатора, кажется, нет. Разве что зять президента мог подсобить с АЙ-СИ-ТИ-ВИ. Ряд злопыхателей давно говорят о существовании некоей смычки между губернатором и контролером вышеуказанной телекомпании.
Кому была бы выгодна победа Ефремова?
Думаю, что тут и так все ясно: всем, кто, так или иначе связан с губернатором.
А выиграла бы от этого Луганщина?
Не знаю. Зависимые предприятия и так бы остались зависимыми. Независимые привыкли выживать самостоятельно.
Остается один вопрос: «Почему же Ефремов не оказался на старте президентских перегонов?».
Не «дозрел»?
От редакции:
На наш взгляд попытка "дозреть" была предпринята. Сам губернатор додумался до этого, или ближайший соратник Тихонов подсказал, но факт остается фактом - попытка создания автономии получившей в массах название ПиСУАР. И вот тут Александр Сергеевич своего не упустил бы... Но уголовный кодекс надо чтить... И поэтому ждем продолжения как истории так и этого материала.