В одном из выпусков вечерних новостей ЛКТ на экраны «выплыл» расстроенный начальник областного управления культуры, экс-начштаба экс-кандидата в президенты Виктора Януковича Михаил Голубович.
“После тех слов, которые были заявлены на всех уровнях, что никто не будет репрессирован по политическим мотивам, мне настойчиво рекомендуют подать заявление об уходе, – сказал он. – Но я еще раз повторяю, я имею полное моральное право… Почему? Потому что я за все годы, которые я посвятил тому делу, которым я занимаюсь, это около 40 лет, последние 9 лет с небольшим я возглавляю областное управление культуры и искусств Луганской области, ничего плохого не делал ни государству, ни области, ни людям. Все, кто имеет свою позицию, мы все равны перед законом и Конституцией без исключения. Мне было сказано – если я не напишу заявления, то мне докажут, что я не прав и найдут причину, чтобы освободить от занимаемой должности”.
Причиной плача в эфире послужил конфиденциальный разговор Голубовича с заместителем губернатора Анатолием Путинцевым, во время которого начальнику культурного управления было предложено написать заявление об уходе.
Михаил Голубович сыграл около 70 ролей в кино. После того как в 1969 году вышел в свет фильм “Комиссары”, в котором Голубович сыграл атамана белогвардейской банды, к актеру, по его же признанию, “начало прилипать амплуа злодея”. Дабы избавиться от негативного имиджа, Голубович отказался от роли главаря банды в нашумевшем фильме «Холодное лето 1953-го». Одна из его последних ролей в кино – героя-запорожца Байды в сериале “Роксолона”. В финале казака казнят янычары, поднимая за ребро на крюк.
Девять лет назад Михаил Васильевич возглавил областное управление культуры. Коллеги по богемному цеху этому назначению не удивились, ибо всегда знали, что Голубович пойдет далеко. У него потрясающий талант нравиться сильным мира сего, он неподражаем в компании, умеет рассказывать дотепные анекдоты…
Посетители приемной начальника управления культуры зачастую становились свидетелями “крутых” телефонных разговоров хозяина кабинета, от колорита которых у интеллигентов вяли уши. Гулять в управлении тоже умели. А вот приходившие на прием к Голубовичу его коллеги часто уходили ни с чем. К примеру, когда артист Виктор Фесун попросил Михаила Васильевича разобраться, за что же с него – Фесуна – сняли звание “заслуженного”, культурный начальник ответил, что ничего поделать не может, сняли, значит сняли. Но, как оказалось потом, “заслуженного” Фесуна никто не лишал, произошла ошибка, о которой артист узнал, только написав запрос в Администрацию Президента…
Отношения же с начальством у Михаила Васильевича складывались прекрасно: на всех мероприятиях он был неизменным спутником Ефремова и Тихонова. Последние платили ему взаимностью: на 60-летие Голубовичу подарили черный “опель-вектра” стоимостью в 27 тысяч долларов. По слухам, деньги собирали всем миром – сотрудники районных ДК якобы жертвовали со своей 0,75 ставки по пять гривен. На свой юбилей Михаил Васильевич стал генералом – станично-луганские казаки присвоили ему генеральский чин казачьего войска.
Накануне выборов Михаил Голубович вопреки Закону “О выборах Украины”, запрещающему госчиновникам заниматься агитацией, возглавил штаб кандидата в президенты Виктора Януковича. Вместе с руководством области Михаил Васильевич обеспечивал высокую культуру избирательной кампании-2005 на Луганщине. Прославился он на этом посту рядом ярких высказываний. “Мне знакомые мужики говорили, вот Янукович сидел, значит, жизнь знает”, “Янукович еще президентом не стал, а наши самолеты уже в Москву летают”, “Пятнадцать подонков в оранжевой символике вклинились в толпу демонстрантов, поддерживающих Виктора Януковича, и принялись их избивать битами”.
Анатолий Путинцев, заместитель председателя областной администрации:
– Я не понимаю, что так возмутило Голубовича в том нашем разговоре. По-моему, это нормальная практика, когда проигравшая команда уходит в полном составе. Так какое я совершил преступление, попросив его написать заявление об уходе? У нас с Михаилом Васильевичем состоялась непротокольная встреча. И я очень удивлен, что он вышел с этим на телевидение. Так мужчины не поступают.
Галина Мурзай, народная артистка Украины:
– Я жду, чтобы Михаил Голубович ушел. Нога моя не ступит в управление культуры, пока там будут работать он и его команда. Благодаря этим “добродеятелям” я потеряла 6 лет творческой жизни.
Как только я вступила в Соцпартию Александра Мороза, меня перестали приглашать на все значимые концерты в области. У меня хватило “наглости” выступить на съезде партии, сказать о политике Кучмы, о том, что происходит в области с культурой. На следующий день у губернатора на столе лежала стенограмма моей речи. Чиновники из облгосадминистрации при встрече корили: “Ну что ж ты, Галя, пошла против нашей власти?”
На концерт, посвященный 60-летию области, где выступал Юрий Богатиков, с которым мы столько лет прославляли Донбасс, меня не пригласили. Александр Ефремов мне сказал: “Я не разбираюсь в искусстве, списки составляло управление культуры”.
Видя такое отношение к себе, я была в депрессии. Мы с мужем решили уехать в Севастополь, на его родину, и начать жизнь с чистого листа. Я решила: унижаться перед властью я не буду, это не достойно артиста. Через два года мы вернулись в Луганск, я не смогла жить без своего края.
Пошла в филармонию, в которой проработала 30 лет, а директор мне говорит: “Михаил Васильевич Голубович сказал, что для вас ставки нет”. И добавил: “Галя, ты гордыню убери, пойди к Тихонову с Ефремовым, попроси”. Я ответила, что лучше буду есть черный хлеб.
Узнав, что я вернулась домой, журналистка ЛКТ пригласила меня принять участие в программе “Ночной гость”. Я подготовилась, вечером звонок: “Галина Николаевна, извините ради бога, если я сделаю с вами интервью, меня с работы снимут”.
В 2003 году мне исполнилось 60 лет. Мы с Голубовичем одногодки. Ему отгрохали звонкое торжество с фейерверками. А меня никто из управления культуры ни словом, ни полусловом не поздравил. Министерство культуры России по поручению Путина поздравило, а ведомство Голубовича не снизошло.
60-летие областной филармонии, тоже пришедшееся на 2003 год, – полный позор. Ни одному музыканту даже грамоты не дали. Даже цветка!
Когда перед выборами Голубович стал начальником штаба Януковича, я не удивилась. Подумала, значит, метит куда-то. Я считаю, что кампанию Януковича Голубович провалил с треском. Так проиграли – уйдите. Я была возмущена поведением Ефремова, который сначала, как Олег Кошевой, кричал “Ющенко, я тебя не боюсь”, а потом его еле выпхали! Голубович тоже магнитом прилепился к креслу.
Миша, ты унизился! Если ты действительно народный артист, ты играл положительных героев, поступи, как герой. Не выпрашивай кресло. Не говори, как много хорошего ты сделал, пусть люди скажут.
Управление культуры должен возглавить действительно культурный человек. Чтобы водка рекой не лилась. Управление культуры – это не ассенизаторская!”
Как нам удалось узнать, 22 марта Михаил Голубович решил впервые за долгие годы отметить День культуры. В этот день в “Светлице” он собрал артистов, накрыл для них стол и вручил денежные премии.
Чтобы получить пенсию чиновника, Михаилу Васильевичу нужно доработать 8 месяцев. В противном случае ему придется жить на повышенное пособие от “знающего жизнь” экс-премьера.
У губернатора Алексея Данилова есть все основания отстранить Голубовича от должности без уговоров и слез. Участие должностных лиц в избирательной кампании на стороне одного из кандидатов препятствует гражданам осуществлять свое избирательное право. За это законодательством предусматривается уголовная, дисциплинарная и административная ответственность.
"МГ-Медиа"