Михайло Бублик, «Україна молода» № 083 от 07.05.2005.
На днях в Луганске произошла, без преувеличения, политическая сенсация: в областном совете сформировалось пропрезидентское, то есть «оранжевое», большинство. Оно не только образовалось де-факто, но и засвидетельствовало своё рождение в письменном виде: координатор большинства Эдуард Дидоренко подписал соглашение с главой областной государственной администрации Алексеем Даниловим.
Формально документ направлен на социальное партнёрство, общественное согласие и социально-экономическое развитие родной области: «Учитывая важность, масштабы и многогранность проблем региона, стороны берут на себя труды объединить усилие относительно принятия решений, которые отвечают интересам государства и населения региона, направленные на консолидацию общества, поддержку действий и решений Президента Украины, имеют определенную социальную направленность. Стороны приглашают всех депутатов областного совета, которые болеют за будущее страны и Луганщина и небезразличные к судьбе соотечественников, присоединиться к соглашению» (см. тж. «Открытое письмо депутатов Данилову». — CityNews).
Похоже на то, что самим декларативным соглашением дело не ограничится. На собраниях нового луганского большинства было решено, в частности, инициировать замену всех глав комиссий совета и всех руководителей областных коммунальных предприятий. Это уже почти революция регионального масштаба. Под угрозой свержения был даже председатель Луганского областного совета Виктор Тихонов. Пока страной управлял Кучма, позиции его личного друга казались непреклонными, и Тихонов мог творить в пределах области всё, что ему заблагорассудится (знаменитые луганские путчи — дело его рук). Депутаты голосовали за подготовленные председателем проекты решений почти единодушно (включительно с решением относительно инициации создания отдельной финансово-денежной и налоговой систем т.н. «Писсуара», который едва не разрушило банковскую систему страны в конце ноября прошлого года). Под председательством Тихонова проходили шабаши в Северскодонецке и Харькове и т.д. Можно было бы долго перечислять его грехи перед государством и нацией, однако однозначно прогнозировать окончательное свержение Виктора Николаевича сложно (Никто его не сверг, как выяснилось впоследствии. — CityNews.). Однажды он уже «валился» как первый секретарь Луганского горкома КПУ в 1991 году — однако за четыре года опять всплыл на поверхность. Теперь же может и совсем не тонуть, а своевременно перебежать на сторону победителя.
«В последнее время муссируются слухи о моей отставке. Я хочу подчеркнуть, что не собираюсь идти с должности, потому что никогда не служил каким-то кланам, а служил Родине. Но если депутаты хотят выразить мне своё недоверие, прошу их проголосовать за включение вопроса о досрочном прекращении моих полномочий в повестку дня», — заявил Тихонов на дежурной сессии облсовета 28 апреля. «За» это проголосовал аж один депутат. Более того, затем депутаты проголосовали за предложенный председателем мораторий на отставку председателей облсовета и обладминистрации на время, которое осталось к выборам-2006.
Впрочем очевидно, что прежней влиятельности сверхосторожный Виктор Тихонов уже не возобновит в любом случае. Даже если в последний момент будет вскакивать на подножку, скажем, поезду под названием «Народная партия им. Владимира Литвина» (а председатель Луганского облсовета ещё подрабатывает руководителем одной из общеукраинских ассоциаций местного самоуправления). Кстати, такой шаг позволит ему не только осуществить подвиг самосохранения, но и сохранить политическое лицо. Частично. Не оппозиция, но и не власть в чистом виде. Представить же Тихонова на «баррикадах» (хотя бы в виде президиума съезда какой-либо Партии регионов, по примеру его «подельника» Ефремова) очень тяжело.
В целом, можно было бы даже сказать, что элита «красного», пророссийски настроенного региона перешла на сторону «бандеровца» Ющенко (как оценивает его большинство луганчан). Но суть не в этом. Тихонов или Ефремов, как и, скажем, Медведчук с Януковичом, — гениальные карьеристы, однако никудышные стратеги. Система власти при «кучмизме» выстраивалась на принципах бюрократической целесообразности и, в конечном итоге, сыграла с ними злую шутку. Они смогли достичь того, чтобы большинство в местных советах состояло из чиновников обл- и райадминистраций, а также других подневольных лиц. Лица же эти подневольными так и остались, никуда не делась и их прислужливая психология. Зато изменилось начальство, которое тот сервилизм когда-то почувствовало на собственной шкуре. То как же же им не воспользоваться с благородной целью? Вот и весь секрет луганского фокуса.
Хотя есть и нюансы. Скажем, одни из собраний луганского большинства проводил уже отставленный от должности председателя Новоайдарской райгосадминистрации Николай Михайловский. А координатор Эдуард Дидоренко, генерал-полковник милиции, почти отставлен от управления Луганской академией внутренних дел.
Эдуард Алексеевич, в отличие от Тихонова или Ефремова, — личность действительно нерядовая. Когда в Фергане узбеки резали турков-месхетинцив (1989 год), он работал начальником УВД Ферганы. В том же году его направили из Узбекистана на Родину, в Луганск, — на такую же должность, а в следующем году избрали в Верховную Раду Украинской ССР. Причём доверенным лицом Дидоренко был ни кто другой, как первооткрыватель мафии на поприщах СССР, народный депутат СССР от Луганска Юрий Щекочихин.
Характерно, что, создав в 1993 году Институт внутренних дел (будущую академию), Дидоренко забрал к себе чуть ли не всю прежнюю либеральную оппозицию Луганска — историков, философов, экономистов. Под широким крылом своего ректора они чувствовали себя уютно и тогда, когда господин Эдуард возглавлял областной избирательный штаб кандидата Кучмы в 1999 году. Возможно, такая генеральская гибкость и обеспечила ему определенный психологический комфорт при изменении лагеря. Хотя... Сами «большевики» утверждают, что не чувствуют за собой ни одного зерна измены «сине-белым» идеалам, которые отстаивали при Кучми-януковичу. Просто же они должны заботиться о мире и покое родного края...