Огромные усилия правительства, просто пуп себе надрывающего в стремлении наполнить бюджет, пока ощутимых плодов не принесли. Экономика оказалась неблагодарной и на страстные речи, артистичные жесты и горящие глаза вечно юной премьерки не повелась.
В качестве врагов украинского просперити уже назначались последовательно местные олигархи; российские нефтетрейдеры; преступно сговорившиеся сахароторговцы; посредники, отбирающие мясо у честных производителей. Ну и, конечно, контрабандисты.
Эти зверюги оказались особо алчным и неистребимым племенем. То и дело везут через границу, и что характерно, преимущественно через ее луганский участок, фуры с мясом, салом, сахаром, цистерны с бензином и даже «газели» с косметикой. А то повадились российскую карамель таскать с игривым названием «Лизун-сосун». Понятно, что при таких делах экономике Украины к процветанию хода нет.
За последние полтора месяца уже трижды границу с Россией – бывшим союзником и другом, а ныне злокозненным соседом – в районе Луганска инспектировали высокие должностные лица страны. Первым грозно хмурил брови Петр Порошенко, буквально через пару дней после него из вертолета горестно смотрел на все это безобразие министр иностранных дел Тарасюк, а надысь с инспекционной поездкой побывал и командующий пограничными войсками Николай Литвин. Как специально, всякий раз именно в момент налета на гнездо контрабанды в поле зрения инспекторов появлялся какой-нибудь злостный нарушитель госграницы и тут же бывал героически обезврежен. Такие совпадения только еще больше укрепляли высокопосадовцев в мнении об исключительной склонности к контрабанде луганского населения.
Тогда взялись границу укреплять. Даром, что в нескольких метрах от пункта пропуска и погрнанзаставы начинаются поля и леса без всяких формальных признаков границы. Денег потратили на визиты и подарки пограничникам в виде автомобилей и мотоциклов тьму-тьмущую. Пришлось даже поинтересоваться у командующего – неужели ущерб от контрабанды больше, чем многомиллионые затраты на обустройство границы? От прямого и ясного ответа г-н Литвин ушел (это, видимо, у них, Литвиных, семейное), но и.о. губернатора области Зиновий Гузар назидательно поднял палец: «Неужели вы не понимаете, как контрабанда подрывает экономику? Как она убивает отечественного товаропроизводителя?!» Устыдившись, но не забыв о злокозненном журналистском долге, развиваем тему: «А куда идет конфискованный сахар, бензин и мясо? Например, 30 тонн роскошной бразильской свинины, изъятой намедни? Где можно купить весь этот чудесный конфискат?»
Увы. Полакомиться изъятым не придется. Оказывается, сначала нужно доказать в суде, что конфискована именно контрабанда. Потом решить, что делать с продуктом, на который контрабандисты не позаботились ввезти сертификат соответствия. Тем временем то да се, усушка-утруска, сахар тает, мясо тухнет…Но и спалить просто так еду не получится – придется пройти массу согласований, судебных решений и даже заплатить за утилизацию. Информированные источники говорят, что малую часть конфискованного все же где-то кому-то передали для реализации, и этот кто-то - народный депутат Виктор Кириллов, но счастливых покупателей пока найти не удалось.
Между тем, благодаря (простите, если можете) контрабанде, население Луганска покупает сахар все же не по 5.40, как в Киеве, а по 4.10. За что в душе несознательно благодарит вредителей и ужасно злится на тех, кто не дал попробовать бразильской свининки. А вот это зря – контрабанду правительство намерено выкорчевать под корень.
И все бы было справно и благостно, если бы не такая, например, информация, опубликованная в «Коммерсанте»: министр транспорта и связи Евгений Червоненко официально сообщил, что весь сахар-сырец, который последние полторы недели беспошлинно импортируется в страну через одесский порт для переработки и последующего вывоза, останется в Украине и будет продан. По словам Ефгения Альфредовича, решение о сырцовых поставках было принято руководством правительства тайно и является преступлением. Производители сахара и министр сельского хозяйства Баранивский поддержали выступление г-на Ченрвоненко и заявили, что разработанная чиновниками схема ввоза сырца – «последний гвоздь в гроб отечественной сахарной промышленности». По оценке председателя правления ассоциации «Укрцукор» Николая Ярчука, приведенной в «Коммерсанте», участники этой схемы заработают на ее реализации около $50 млн, а вот многие украинские заводы будут вынуждены закрыться». А первый вице-премьер Анатолий Кинах назвал операцию контрабандой.
Но на участке украино-российской границы, пролегающей по территории Луганской области, отважные погранцы будут неукоснительно задерживать «газели» с «лизуном-сосуном».