Поводом к слухам о захоронении ядерных отходов в Луганской области могло послужить участие Стахановского вагоностроительного завода в одном из российских проектов. Об этом на пресс-конференции 1 ноября заявил начальник теруправления Госнадзорохрантруда по Луганской области Георгий Басакин.
Он сообщил, что приблизительно 5 лет назад Стахановский вагоностроительный завод принимал участие в реализации проекта россиян, которые вели переговоры с рядом европейских стран о захоронении на своей территории ядерных отходов. Стахановский вагоностроительный завод получил заказ на изготовление подвижного состава для перевозки контейнеров с ядерными отходами.
По словам Георгия Басакина, в течение полугода коллектив завода выполнил заказ. Его продукция прошла необходимые испытания. «Насколько я знаю, этот проект не состоялся между Россией и Европой по захоронению ядерных отходов, — отметил он. – И завод закончил свою деятельность в этом плане».
Никаких захоронений ядерных отходов на территории Луганской области не было, отметил Георгий Басакин.
Он отметил, что к такому выводу пришла специальная комиссия созданная для проверки информации о захоронении отработавшего ядерного топлива и высокотоксичных химических отходов в заброшенных шахтах. По словам Георгия Басакина, теруправлением Госнадзорохрантруда каждый квартал принимает программу мероприятий по действующим и ликвидированным шахтам.
«Мы ежеквартально знаем, к чему готовится данная структура по конкретному предприятию, — уверяет он. – Любой проект, любая работа, которые производится на предприятии, обязательно согласовывается с нами. Поэтому мы обязательно бы об этом (захоронениях – «ПМ») знали».
Георгий Басакин подчеркнул, что теруправление получило официальный ответ от ГП «Луганскуглестройреструктуризация», что никаких работ по захоронению не в закрытых шахтах области производилось. На действующих же шахтах «Должанская-Капитальная» и «Комсомольская» функционирует система управления охраной труда, табельный учет, исключающая допуск посторонних в шахту.
Начальник госуправления экологии и природных ресурсов в Луганской области Юрий Конов сообщил, что в его существует специальный отдел, который выдает разрешение на размещение отходов. «По части радиоактивных отходов, размещении химически опасных веществ по указанным шахтам никогда официально ничего не выдавалось и во время существования, и во время ликвидации, и после, — подчеркнул Юрий Кононов. – Может быть, речь идет о какой-либо неофициальной стороне, что кто-то мог проникнуть и захоронить тайно».
Чтобы убедиться, были ли произведены тайно захоронения радиоактивных отходов, шахты, в которых могли быть произведены эти захоронения, проверила специальная комиссия (радиоактивное излучение в устьях стволов шахт). «Радиоактивный фонд был от 9 до 25 мкр/час, — отметил Юрий Кононов. – А до 50 мкр/час – это всего лишь фон».
Георгий Басакин также отрицает возможность скрытого захоронения радиоактивных отходов. «Реализация таких проектов связана с большим перемещением грузов, с привлечением большого количества людей и техники, — уверяет он. – Чтобы темной ночью, согнувшись, полмешка этих ядерных отходов тащить в эту шахту – это просто нереально».
Как сообщалось ранее, 28 октября в Луганскую ОГА поступил официальный документ из Министерства Иностранный Дел РФ с требованием «незамедлительно прекратить захоронения отработавшего ядерного топлива и высокотоксичных химических отходов вблизи границы с РФ, вывезти уже захороненные отходы и о принятых мерах проинформировать». В документе указано, что захоронения произведены в шахтах «Должанская» (Свердловск), «Комсомольская» и «Центральная» (Антрацит), «Яновская №3» и «Штеровская» (Красный Луч), а также сообщается о том, что подобное захоронение планируется произвести в шахте №153 в городе (Красный Луч).