Практически все вопросы, заявленные на последнюю в этом году плановую одиннадцатую сессию Луганского областного совета двадцать четвертого созыва депутаты успели рассмотреть. В принципе, ничего удивительного, ведь подведение итогов-традиционный ритуал для всех без исключения органов представительской власти. Как впрочем и декларирование планов работы на следующий год, которые так же не стали откровением для нас-простыж жителей области.
Депутаты утвердили: Областной бюджет и Программу социально-экономического развития Луганской области на 2004 год, уточнили показатели бюджета года уходящего, утвердили Стратегию развития Луганской области до 2011 года, а также комплексную программу профилактики и борьбы с преступностью в Луганской области. Депутаты утвердили план работы облсовета на будущий год и приняли решение переименовать Луганский лицей с усиленной военно-физической подготовкой в Луганский лицей с усиленной военно-физической подготовкой имени героев «Молодой Гвардии».
Из приведённого выше перечня становится ясно, что все принятые и утвержденные вопросы были четко проработаны на заседаниях соответствующих постоянных комиссий областного совета. Вообще, для этого созыва характерно повышенное внимание как депутатов так и администрации к заседаниям комиссий. Оно и понятно, на сессиях неожиданностей быть не должно, уж больно много полномочий они имеют.
За кажущейся безмятежностью процесса, для удобства именуемого “слушали-постановили”, иногда звучали весьма грозные нотки со стороны органа, всего-то исполняющего волю депутатов, то есть облгосадминистрации. А именно: некоторые высказывания председателя облгосадминистрации Александра Ефремова заставляют лишний раз убедиться в том, что властные полномочия в области продолжают постепенно переходить из рук “выборных” в руки “назначаемых”. Судите сами, несмотря на то, что бюджет области в 2004 году на 300 миллионов гривень превышает нынешний, «для территорий это никак не бюджет развития», утверждает Александр Ефремов. 93 процента, по его словам, составят "защищенные статьи” и лишь 7 процентов останутся “для других вопросов”.
Местным органам власти городов и районов области, видимо, доведется расчитывать на собственные силенки, когда и если они решаться перейти из разряда “касс социальной помощи” в разряд “источник прибыли территориальной громады”. Однако уважаемый председатель облгосадминистрации словно бы забыл, что все основные коммунакации и инфраструктура ЖКХ в городах и района развалена не нынешними мэрами а задолго до них. В итоге же “назначаемые” получают в руки рычаг прямого управления “выборными”, ведь теперь последним просить помощи у облгосадминистрации означает расписаться в собственной несостоятельности, причем абсолютно незаслуженно. Других толкований вышепреведённое высказывание к сожалению не допускает. Основная же беда в том, что любая империя, пусть и в миниатюре, разваливалась именно из-за жесткой централизации, а посему благое с виду пожелание контролировать порядок в области вполне может оказаться дорогой в тупик.
«В следующем году мы однозначно будем жить лучше, чем в предыдущем», - заявил Александр Ефремов в интервью журналистам. Он отметил, что идет повышение минимальной заработной платы и это коснется, в том числе, всех категорий работников бюджетной сферы. Кроме того, проводится перерасчет пенсий, и некоторые люди уже с начала года почувствуют повышение пенсий. Вот тут то же следует остановиться немного подробнее. Всяческие повышения и перерасчеты не есть заслуга именно нашей областной власти, сей вопрос-продукт совместных действий по изысканию “Новогоднего подарка для народа” Парламентом и Правительством. Впрочем присоединиться к успехам всегда удобнее чем их создавать и это привычная тактика “трезвых и прагматичных”.
Тэзис второй: “повышение реального жизненного уровня человека - главная цель программы социально-экономического развития Луганской области на 2004 год”. В принципе то же ничего нового, счастье и много всего нам обещают каждый год, и к этому все давно привыкли. А вот предложенные методы… Так, снижение числа убыточных предприятий до 40% - единственное новшество, достойное внимания, хотя и оно осталось непроясненным. Если этого не смог добиться менеджмент предприятий, их собственник и всевозможные контролеры, то как это сможет сделать областная власть? А главное, почему только теперь? За счет чего планируется не допустить снижения поставок нефти на ОАО «Линос» и экспорта объединением «АЗОТ», уменьшения заказов для ХК «Лугансктепловоз», если все эти компании-суть частная собственность и неприкосновенна по законодательному определению? Видимо, когда крупные компании ТНК-ВР, ИСД или АРС расширяют производство, инвестируют в новые технологии и повышают зарплаты-это “задачи-выполненные областной властью”, а не забота собственника о прибыли. При этом банальная и набившая оскомину “разрешительная функция” власти преподносится обывателю как “проделанная работа”, а “инсайдерство” (неравноправный доступ к информации возможных инвесторов по принципу симпатий и антипатий)-как “продуманная политика по возрождению предприятий”.
И последнее: оказывается обеспечение 100 процентной оплаты населения за потребленную воду - приоритетное задание обласного концерна “Лугансквода”. Не модернизация систем водообеспечения и водоотведения, не повышение качества воды и не строгий учет квот. А посему вопрос “Будем ли мы в будущем году жить лучше”- так и остался открытым, ибо очередная последняя в очередном году сессия так на него и не ответила.