Вчера народные депутаты подавляющим большинством принял Закон «О газе (метане) угольных месторождений» за основу. Данный документ бы внесен в парламент еще в 2003 году группой нардепов, среди которых бизнес-звездами блистают фамилии Байсарова и Астрова-Шумилова.
О промышленной добыче метана говорили уже давно и много. Более того, конгломерат из самых мощных донецких ФПГ Ахметова, Клюева и Гайдука даже специально создал специальную структуру «Экометан». Дело оставалось за малым – законодательно урегулировать рынок, для того, чтобы с наибольшей эффективностью заняться данным весьма перспективным направлением бизнеса. В то же время, парламент не спешил с нововведениями. В результате, «Укрподшипник» и СКМ уступили часть своей доли ИСД. Так что теперь ООО «Экометан» почти полностью контролирует структура Гайдука.
Интересно, что законопроект о добыче метана подали в парламент отнюдь не представители ИСД, которые очевидно просто намерены использовать преференции в своих целях. Так, и Геннадий Астров-Шумилов и Леонид Байсаров являются «штыками» других групп. Правда, оба данных депутата связаны с угольной отраслью. Так, Леонид Байсаров имеет самое непосредственное отношение к ОАО «Угольная компания» шахта Красноармейская западная №1», которое входит в сферу влияния Виктора Нусенкиса и Владимира Логвиненко, а Астров-Шумилов пришел в парламент с поста генерального директора «Ровеньки-Антрацит» и представлял «луганских».
В то же время, очевидно, что в законодательном разрешении вопроса о добычи метана, заинтересованы все стороны, которые имеют под своим контролем шахты, которые практически все богаты метаном и необходимые средства для инвестиций. Особую актуальность данный законопроект приобретает с учетом весьма пессимистических прогнозов относительно цены на российский газ. Конечно, существенные объемы промышленной добычи метана в Донбассе можно будет получать еще нескоро, однако подобная инвестиция, судя по всему, может стать достаточно выгодной. Ведь с одной стороны, инвесторы делают свою шахту более безопасной, с другой – зарабатывают на этом еще и деньги. Если же при этом, сделать этот бизнес максимально безопасным и прибыльным, за счет льгот, то прибыль может быть вообще колоссальной. Судя по всему, по подобному пути и намерены пойти «донецкие», которые на сегодняшний день разбрелись в разные стороны и часто находятся во враждующих политических группах.
В законопроекте вышеупомянутых «интересных» льгот находится предостаточно. Упомянем лишь несколько из них. Во-первых, депутаты предлагают обеспечить бюджетное финансирование научно-исследовательских и экспериментальных работ, в данной сфере. То есть наименее прибыльное занятие, как всегда перелаживается на государственные плечи.
Разрабатывать же метановые месторождения, естественно, будут частные инвесторы. Более того, с учетом преференций, это занятие может стать сверхприбыльным. Так, для добычи метана депутаты предлагают перво-наперво ввести упрощенную систему лицензирования, что позволит ФПГ сократить риски в плане получения разрешений на разработку. Согласно документу, предприятия, которые будут добывать и утилизировать метан получат льготы в сфере налогообложения и в плане таможенных ставок. Более того, таможенные и налоговые льготы будут иметь также предприятия, которые производят продукцию из добываемого метана. То есть, теоретически уже сейчас делается законодательный задел для экспорта энергоносителей, что вряд ли является позитивным для энергетической безопасности Украины, под соусом которой, вероятно, и будут в целом голосовать за этот проект парламентарии.
Естественно, в законопроекте существует немало норм, которые призваны обезопасить инвесторов от изменений векторов государственной политики. На практике же это будет означать, что ФПГ, если уж она занялась разработкой месторождения «выбросить» оттуда не удастся никому, а значит, предприниматель сможет делать на шахте практически что угодно. Так, к примеру, личности, которые являются первооткрывателями месторождений метана (читай хозяева шахт) имеют первоочередное право на промышленную разработку нового месторождения, или дополнительных запасов. Более того, сама лицензия на разработку выдается на период не менее 25 лет без проведения государственной экспертизы и оценки запасов метана. Такая же ситуация и в плане добычи метана на отработанных угольных залежах, где специальная лицензия выдается без конкурса, без предварительного получения разрешения на геологическое изучение недр и оценки запасов.
Чисто протекционистский подход к собственному бизнесу наблюдается и в плане квот. Так, установка квот на добычу метана на действующих шахтах запрещается. Интересно, что эксплуатация шахт, на которых не предусмотрена система добычи метана и его утилизация также запрещена. Не допустимы также квоты для первооткрывателей месторождений, которые провели геолого-разведочные работы за счет при мотивации импорта в Украину метана, либо продукта из него.
Фактически данные нововведения могут создать в Украине достаточно интересный прецедент. Так, будет создано несколько компаний, либо вообще одна общая фирма, в которую в разных долях войдут практически все хозяева шахт, и которая монополизирует рынок. Государство же в данном случае утратит возможность влиять на процессы в отрасли, теряя бюджетные средства на эксперименты и научно-исследовательские работы и не получая налогов и таможенных сборов. Кроме того, при перспективе обязательной работы с метанодобывающей компанией-монополистом, на отечественные угольные шахты иностранный инвестор не придет, сколько бы об этом не говорили чиновники.
Кирилл Лисовский, "Ukraine Daily"