Владимир Резун, газета «Молодогвардеец»
Нетайная вечеря
Вечером, 19-го января, в северодонецком пресс-клубе «Свобода выбора» встретились три кандидата в народные депутаты от Луганской области — Игорь Гекко (Блок Марчука — «Единство»), Алексей Данилов (Блок Юлии Тимошенко) и Спиридон Килинкаров (Коммунистическая партия Украины). Корреспондент «Молодогвардейца» (в компании с почти двумя десятками журналистов Луганщины) сначала наблюдал за дискуссией кандидатов на тему энергетической независимости Украины, а затем вместе со всеми подкреплялся перед обратной дорогой в Луганск.
Надо сказать, что вышеперечисленные господа занимают явно проходные места в избирательных списках своих партий и блоков. А, учитывая данные социологических исследований, как минимум двух из них — Данилова и Килинкарова — уже сейчас можно смело называть будущими депутатами Верховной Рады. О г-не Гекко, проживающем в Северодонецке и представляющем нерейтинговый Блок Марчука-«Единство», такого пока сказать нельзя. Но кто знает, что за оставшиеся до выборов два месяца успеет рассказать общественности бывший шеф Службы Безопасности Украины Евгений Марчук? Одним словом, на прошлой неделе в Северодонецке можно было увидеть луганскую частицу будущего украинского парламента. Надо сказать, что наши претенденты показали себя, в общем, культурными и образованными людьми, держались достойно и даже демонстрировали умение вести дискуссию, почти не переходя на личности. Может быть, не слушать своих оппонентов, кричать друг на друга и хватать коллег за лацканы пиджаков во время заседаний парламента они ещё научатся. Тем более, что учителей у них будет предостаточно — в стенах будущей Верховной Рады снова окажется большая часть нынешних народных избранников.
Первым свою позицию, согласно выпавшему жребию, представлял лидер луганских коммунистов. По словам Спиридона Килинкарова, вопрос об энергетической независимости страны так остро стоит впервые за все 14 лет независимости. «Все это время вопросами энергосбережения у нас никто не занимался», — заявил г-н Килинкаров, забыв, видимо, о том, что в первой половине 14 лет независимости крупнейшей фракцией Верховной Рады была именно фракция Коммунистической партии, и, вероятно, коммунисты могли что-нибудь сделать в этом направлении. Кроме того, энергетическую безопасность страны луганский коммунист напрямую связал с межгосударственными отношениями Украины и России и добавил, что нынешний газовый кризис был сознательно спровоцирован обеими сторонами конфликта — для украинской власти это был якобы пиар-ход с целью создания образа врага в лице России, а российская сторона была заинтересована в этом, так как у неё будто бы есть некий план. В подробности российского плана секретарь Луганского обкома КПУ вдаваться не стал. Всё это время г-н Гекко старательно записывал мысли г-н Килинкарова. Экс-губернатор Луганщины Данилов тоже очень внимательно слушал коммуниста, но при этом брался за ручку крайне редко, пометив у себя лишь замечание Килинкарова об украино-российских отношениях. Между тем отведенные для выступления пять минут уже истекли и, бросив взгляд на песочные часы, Спиридон Килинкаров закончил свою речь философским замечанием о том, что в результате бездарной внешней политики украинского правительства «мы получили то, что получили».
В самом начале своей пятиминутки г-н Гекко тактично дал понять, что воспринимает почти половину выступления г-на Килинкарова как бесполезное пустословие. Г-н Килинкаров, несколько оскорбившись, взялся за ручку — теперь настала его очередь конспектировать слова г-на Гекко. Последний тем временем критиковал подписанное 4 января газовое соглашение, заявив, что Украине не стоило подписывать его с такой сомнительной структурой, как «РосУкрЭнерго». Хотя, сообщил г-н Гекко далее, цены на газ в Украине должны были подняться в любом случае. Кроме того, Игорь Гекко сказал, что для украинской промышленности цена 95 долларов за тысячу кубометров газа не является критичной, и что она (промышленность) с этой ценой «справится».
Взяв слово, Алексей Данилов согласился, к своему удивлению, со Спиридоном Килинкаровым, заявив, что у России действительно есть «имперский план», и ситуация, завершившаяся подписанием договора о поставках газа, была «четко спланированной операцией». Затем г-н Данилов согласился с Игорем Гекко, сказав, что с заключением договора с «РосУкрЭнерго» «цинизм нынешней власти дошел до своего пика». Кроме того, по его словам, соглашением от 4 января Украине «перекрыли доступ к казахстанскому и туркменскому газу», оставив нашу газотранспортную систему в заложницах теневой коммерческой структуры. В ближайшем будущем г-н Данилов не ожидает никаких радостных перспектив, так как, по его словам, из нынешнего кризиса Украине надо выходить самой, не надеясь ни на какую внешнюю помощь, а, как следует из слов руководителя Луганского областного штаба БЮТ, пока шефом Совета национальной безопасности и обороны является Анатолий Кинах, ничего путного у Украины не выйдет.
Отвечая затем на вопрос «А как бы вы решили газовый кризис?», Алексей Данилов заявил, что приемлемый договор по газу у Украины уже есть. Вернее, был. Г-н Данилов имел в виду контракт на поставки газа до 2013 года, подписанный «Газпромом» и «Нефтегазом» в июне 2002 года. Г-н Данилов сравнил договор от 21 июня 2002 года, занимающий 20 страниц, с двухстраничным договором от 4 января 2006г. и назвал последний «очевидной газовой аферой». Г-н Гекко был, очевидно, согласен с таким определением январского соглашения, добавив, что, по имеющимся у него сведениям, учредителями «РосУкрЭнерго» с российской стороны являются люди из окружения президента Российской Федерации, а один из владельцев акций украинской части компании — экс-глава «Нефтегаза» Юрий Бойко. Эта же информация, кстати, была опубликована в субботнем номере еженедельника «Зеркало недели».
Избавиться от энергетической зависимости, по словам г-на Данилова, можно, получая газ из альтернативных источников — Ирака и Ирана. Прошлым летом, сообщил он, Юлия Тимошенко побывала в Париже, где якобы договорилась о постройке газопровода, по которому иракский и иранский газ будет поступать во Францию. На это Спиридон Килинкаров заметил, что «жить надо сегодня», а когда будет построен этот газопровод и будет ли построен вообще — неизвестно. «А Северобалтийский газопровод, — добавил, поглядывая на «бютовца», луганский коммунист, — будет работать уже через несколько лет (если только его действительно начнут строить, — CityNews), в отличие от ваших рассказов о том, как из тумана делать золото и других пиар-ходов». Подколол, в общем.
Сам г-н Килинкаров, впрочем, четко объяснить, что надо делать для избавления от энергетической зависимости, не смог. По его словам, для этого Украине «надо в корне поменять отношения со странами СНГ». После замечания о том, что это — слишком размытый ответ, г-н Килинкаров сказал, что, во-первых, Украине надо отказаться от вступления в НАТО, а, во-вторых, внедрять энергосберегающие технологии. Логика, прямо скажем, небезупречная.
С тезисом о внедрении энергосберегающих технологий в той или иной форме были согласны все участники дискуссии. Вообще, по словам Игоря Гекко, стране необходима стратегическая программа развития, для создания которой в свою очередь необходимо стабильное правительство, а нынешнее правительство стабильным никак не назовешь. «А при нынешнем Президенте, — тут же добавил г-н Килинкаров и снова глянул на Алексея Данилова, — никто не знает, что будет завтра. Вот и Данилов до сих пор не знает, за что его уволили». По количеству подколов счет стал 2:0 в пользу коммуниста.
Вообще в этот вечер кандидаты в народные депутаты много и по-доброму шутили, иногда и друг над другом. Позиции Игоря Гекко и Алексея Данилова совпадали практически всегда, а вот коммунисту Килинкарову, оказавшемуся в буржуазном идеологическом окружении, было, наверно, несколько неуютно. Но он не подавал виду.
Взгляды г-на Гекко и г-на Данилова резко разошлись лишь один раз — по их отношению к так называемой политреформе. Зато здесь совпали взгляды «бютовца» и коммуниста — оба считали, что парламентская республика лучше президентской. Г-н Гекко, наоборот, полагает, что для передачи большинства полномочий Верховной Раде время еще не наступило. По его словам, для этого необходимо разделение власти и бизнеса, а до тех пор парламент не сможет принять нужных стране законов.
Через несколько минут кандидаты в народные депутаты уже растворились в гуще гостей, уминавших приготовленные бутерброды и запивавших их апельсиновым соком. Пролежавший два часа за спинами выступавших черно-белый кот по завершении встречи тоже поднялся и, лениво потянувшись, развалился под фуршетным столом в ожидании колбасы. Для него это был прекрасный во всех отношениях вечер.