Валентин Пустовойт, для «Главреда», 21.02.06
Почти месяц вся Украина боролась с крупнейшей техногенной аварией на Луганщине. Можно подводить предварительные итоги финансовых потерь и популистских «достижений».
Если от телесюжетов из замерзавшего после 22 января Алчевска пробегал мороз по коже, то от заголовка «Шуфрич: Авария в Алчевске убила более 200 человек» просто начала стыть кровь в жилах. В заметке излагалось сообщение пресс-службы «Оппозиционного блока «Не Так!» о визите представителя блока народного депутата Нестора Шуфрича из СДПУ(о) в Луганскую область, и приводилась цитата сказанного им: «Впервые за 15 лет независимости коммунальная авария привела к гибели более чем двухсот человек. Никогда такого в Украине еще не было». Естественно, начав готовить материал о предварительных итогах этой крупнейшей за годы независимости техногенной аварии, я начал уточнять эту цифру с опаской. Потому как если на 1 февраля погибших было 200, то сколько же их стало к концу второй декады месяца?
На кладбище вели… утиные следы
Попытка привела к обескураживающему результату: следы этих двухсот покойников по мере продвижения к кладбищу, куда они должны были неизбежно попасть, все больше напоминали утиные. Знаете, такие треугольные, с плавательными перепонками. Судите сами.
Ни в горотделе милиции, ни горздравотделе, ни в штабе по ликвидации аварии, ни в мерии такое количество погибших от холода не подтвердили. Ну, замалчивать у нас умеют, подумал я, но если цифра реальна, то шила в мешке все равно не утаить. Ведь если за 10 дней с 22-го (когда произошла авария) по 31-е января (информационное сообщение датировано 1-м февраля) от холода погибло 200 человек, то стотысячный Алчевск по частоте похорон должен был если не сравняться, то приблизиться к блокадному Ленинграду: в среднем 20 покойников в день.
Позвонил алчевским журналистам — обилия похоронных процессий на улицах не заметили. Кое о чем это говорило, но не обо всем. В конце концов, существуют на свете несчастные бомжи, которых хоронят без траурных маршей. Нужны были конкретные цифры.
В городском патологоанатомическом отделении (именуемом в просторечии моргом) такого наплыва преставившихся не зафиксировали, но за точной цифрой погибших именно от холода порекомендовали обратиться в Алчевское отделение судебно-медицинской экспертизы. Его начальник Борис Чернушкинответил: только в одном случае поставлен предварительный диагноз, что непосредственной причиной смерти стало переохлаждение.
Не верить ему оснований не было, но тут есть нюанс. При длительном переохлаждении смерть может наступить непосредственно, например, и от инфаркта: сначала сердце не вытягивает дополнительную нагрузку по обогреву кровью организма, потом ухудшается кровоснабжение, в том числе миокарда…
Но какие диагнозы ни ставь, если была массовая гибель от холода, это неизбежно отразится на общей статистике. А статистика городской ритуальной службы Алчевска такова: через нее действительно «прошло» на кладбище 200 покойников. Но… за весь январь. Из них 6 бомжей.
Правда, если в течение года служба в день выполняет в среднем три похоронных обряда, т.е. около 90 в месяц, рост, безусловно, значительный. Но вопрос, чем он вызван? Зимой людей всегда умирает больше, особенно пожилых. Для сравнения назвали цифру: за январь прошлого, 2005-го года, ритуальная служба выполнила 250 похорон.
Надо признать, сравнительная статистика смертности в сравнительно нехолодном январе-2005 по сравнению со студеным январем-2006, да еще когда значительная часть города осталась без отопления, достаточно удивительна. Ну, да если мне втерли очки и я в чем-то ошибся, то следствие по уголовному делу, возбужденному по факту аварии, эти цифры уточнит и исправит. Но, уверен, незначительно. Потому как у меня нет сонений: в Алчевске не погибло от холода несколько сот человек.
Я не оговорился, хотя «несколько сот» это уже больше, чем двести. В информации, опубликованной в «From-Ua» была ссылка на пресс-службу «Оппозиционного блока «Не Так!». В ее изложении слова Нестора Шуфрича по поводу жертв аварии в этом городе звучат следующим образом: «Нет объяснения тому, почему впервые за пятнадцать лет независимости Украины мы в результате коммунальной аварии потеряли несколько сот (выделено автором — Ред.) наших граждан.»
То ли депутат Шуфрич кого-то не так понял во время поездки на Луганщину, то ли пресс-служба блока не так поняла депутата Шуфрича, то ли журналисты не так поняли пресс-службу, излагавшую сказанное депутатом Шуфричем... Но интернетовская «утка» по поводу количества погибших в Алчевске родилась. Кстати, Нестор Иванович имеет возможность прокомментировать это в специальном окне, которое «Глаvred» ставит под каждым материалом.
Пока же приведу комментарий зам. главы Луганской облгосадминистрации Олега Татимира, являющегося куратором ЖКХ в области: «Думаю, что народного депутата Н. Шуфрича авария в Алчевске должна была подвигнуть на лоббирование в Верховной Раде проблемных вопросов жилищно-коммунального хозяйства, которое финансируется по остаточному принципу, и не стало приоритетным направление деятельности парламента. Человек с такой работоспособностью и энергией может здесь отстаивать интересы отрасли, равно как и своих избирателей… И последнее, о гибели людей. Я — человек духовный и считаю, что распространение таких кощунственных и недостоверных фактов — грех.»
Как город попал в капкан из двух куч металлолома
Учитывая плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства Украины, случившиеся этой зимой аварии систем отопления в Алчевске, Цюрупинске, Орджоникидзе, Килии, Чаплынке (и это не полный перечень!) конечно же не последние. Не буду даже употреблять традиционное «Дай Бог ошибиться!» — еще рванет, и не раз, вот только неизвестно где. Поэтому, наверное, имеет смысл хотя бы предварительно попытаться проанализировать опыт ликвидации крупнейшей из этих техногенных аварий — в Алчевске. Может кому-то пригодиться.
О том, что же произошло, рассказывалось неоднократно, поэтому остановлюсь только на узловых моментах. Прорыв, произошедший на тепломагистрали от котельной «Восточная» в ночь с 21-го на 22-е января, был устранен примерно в течение суток — к 2 часам ночи 23-го января. Но вот то, что произошло в эти сутки, и повлекло столь тяжкие последствия. 23-го вышла из строя еще одна котельная — «Заводская». Кстати, губернатор Геннадий Москаль назвал эти две старые котельные «кучами металлолома», заложниками которых и стало население города.
Хозяйственников города обвиняют в том, что они не отдали своевременно команду слить воду из систем отопления в жилых домах. Зам. городского головы Владислав Татаренко в беседе с мной сказал, что это «и так, и не так — по-разному было».
По-разному на разных участках?
Да.
А кто отвечает за команду слить воду? Жилкомунхоз? Кто конкретно виноват, выяснили?
Да нет… Просто поскольку системы старые после слива воды все равно на изгибах, внешних частях труб оставалась маслянистая жидкость, ржавчина, и, учитывая, что была очень низкая температура, оно рвало. Был бы мороз меньше, оно было бы нормально.
Ну, было б лето, вообще б ничего не произошло. Впрочем, следствие установит, насколько своевременно отдавались необходимые команды. Но один из собеседников объяснил, что учитывая то, как построена система теплоснабжения Алчевска (да и многих других городов), при разрыве основной тепломагистрали в такой сильный мороз ( -35) избежать тяжких последствий почти невозможно. Три-четыре жековских слесаря не в состоянии быстро слить воду из систем отопления нескольких десятков домов, обслуживаемых каждым ЖЕКом.
Очевидно, единственный выход — привлекать рабочих с соседних предприятий, бригадирами над которыми ставить жековских слесарей, которые знают что и где надо крутить. В принципе это возможно, но для этого нужен оперативный план, обкатанный на практике вместе со службами МЧС. Ну, а где ему взяться, если таких масштабных аварий в такие дикие холода до сих пор не было?
Ошибкой было то, что в промерзшие системы дали горячую воду, поступающую под давлением — трубы и батареи прорвало. Ну, а дальше все видели все по телевизору...
Похоже, остальные службы сработали лучше коммунальщиков. Член штаба по ликвидации аварии заведующая горздравотделом Светлана Маркевич рассказала, что население проинструктировали, как себя вести. Кроме того, медики совместно с сотрудниками соцобеспечения обходили пожилых одиноких людей, которым устанавливали благотворительные калориферы... Матерям с грудными детьми была предоставлена возможность переселиться на время аварии в профилактории, где сохранилось теплоснабжение (Светлана Михайловна с удивлением констатировала, что воспользовались этим только 9 мам).
Конечно, не все было так уж радужно, но гибель людей от холода в своих квартирах предотвратить удалось. Во всяком случае, на данный момент таких случаев не выявлено. Обмороженные есть. По данным медчасти горбольницы в стационаре находится 21 пострадавший, у нескольких из них (бомжей) произведены мелкие ампутации (пальцы на ногах или руках), у одного — нога по голень. Амбулаторно лечатся 48 человек.
В городе не зафиксированы случаи мародерства, криминогенная обстановка вообще улучшилась. Ну, это нередко отмечалось и в других городах во время сильных морозов.
Что упустили.
При низкой температуре человеку требуется высококалорийное питание. Многие ли алчевцы, особенно пенсионеры и безработные, могли себе его позволить? Уж во всяком случае централизованное горячее питание надо было организовать для жителей домов, оборудованных электроплитами (были перебои с подачей электроэнергии). Ведь во многих семьях дети…
Вместе с замерзшими отоплением и водопроводом в некоторых домах вышла из строя канализация. В таких случаях возле домов, очевидно, необходимо ставить биотуалеты. Хотя как быть жильцам верхних этажей? Один 14-этажный дом промерз больше других, т.к. в нем были не газовые, а электроплиты, которые тоже не работали. Что будет в нем с канализацией дальше?
По ТВ показывали намерзшие глыбы льда на лестничных клетках. Куда будет стекать вода при таянии ледяных сталактитов? В квартиры? И не обвалятся ли куски бетона на головы жильцам после размерзания?
Население понесло дополнительные расходы на электроэнергию для отопительных приборов. Очевидно, что они должны быть возмещены. А за чей счет будет делаться ремонт в квартирах, которые позаливало, когда разрывались отопительные системы?
Так что те 100 млн. гривен («1+1», ТСН, 19.02.2006), которые уже потрачены всей страной на ликвидацию этой аварии, — это еще не все. Не в один миллион влетит устранение ее последствий.
Украина обречена на такие аварии?
Пререкания по поводу того, кто виноват, начались с первых дней аварии. По сообщению «Зеркала недели» руководство мерии и Алчевского металлургического комбината сразу же обменялось взаимными обвинениями по поводу своевременности выделения техники для устранения аварии на тепломагистрали.
Луганский губернатор Геннадий Москаль заявил, что прибыл в Алчевск по своей инициативе не смотря на то, что мер города Николай Кириченко уверял его, что местная власть справится с аварией сама. Однако после того, как стало ясно, что в нескольких сотнях домов системы отопления заморожены, не то что городская, областная власть не могла справится с этим самостоятельно.
Кстати, вопрос к самому Москалю, а вместе с ним и к министру по чрезвычайным ситуациям Виктору Балоге: что имел в виду Президент Ющенко, когда во время визита в Алчевск сказал: «… Если бы Киев знал хотя бы на трое суток раньше, если бы нас не обнадеживали, — до такой беды бы не дошло…». Вообще, интересно, в каком виде подается информация нынешнему хозяину кабинета № 1 на Банковой? Периодически возникают разные подозрения…
Не удивило, что представители различных политических сил воспользовались этой аварией, чтобы потыкать пальцами друг в друга.
После того, как Президент заявил, что следствие должно дать оценку действиям местной власти, «которая поработала бездарно и в самый тяжелый момент спряталась в больницу», очевидно имея в виду мэра Алчевска Николая Кириченко, легшего в больницу с гипертоническим кризом, руководитель одного из республиканских ведомств заявил по телевидению, что в пятидесятые годы этого мера уже наверняка бы расстреляли.
Ну, если уж вспоминать сталинскую практику, то следует заметить, из расстрелянных очень удобно было делать козлов отпущения — они не могли оправдаться. И в этом плане настораживает, что власть в центре — «помаранчевая», а алчевский мер — один из местных лидеров Партии регионов.
А первый зам. руководителя избирательного штаба блока «Наша Украина» Роман Зварыч так вообще прямо заявил, что авария на теплосети Алчевска Луганской области является следствием безответственности Партии регионов. (УНИАН, 7.02.2006)
В тот еж день народный депутат Нестор Шуфрич аварию в Алчевске тоже привел в качестве яркого примера «неадекватность власти», только не местной, а центральной. И ткнул не в бровь, а в глаз: «В 2004-м, впервые за долгие годы правительство выделило из госбюджета средства для предупреждения аварийных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве. На это было выделено 920 миллионов гривен. Подобную сумму мы предлагали выделить в проекте бюджета на 2005 год. Но тут произошла "народная" революция, и новое правительство вычеркнуло эти средства из бюджета».
Видимо, политические страсти повлияли даже на такого взвешенного человека, как премьер Юрий Ехануров, заявившего во время визита в Алчевск, что он не желает встречаться с местным мэром. Странное решение. Если по мнению премьера мэр — представитель местной выборной власти — не оправдывает доверие избирателей, ему об этом надо сказать в лицо при людях, учитывая, что 26-го марта будут выборы и в местные органы власти. А если достаточных оснований для таких обвинений нет, то надо координировать работу по устранению аварии.
Кстати, вряд ли из алчевской мэрии удастся сделать козла отпущения, поскольку, по словам ее руководителей, они обращались к областным и центральным властям по поводу недостатка средств на подготовку городского жилищно-коммунального хозяйства к зиме.
И тут мы уже переходим к перетягивания властных полномочий между центральной и местными властями в Украине, которое делает такие аварии не просто возможными, а неизбежными. Точнее, к распределению финансовых потоков между центральной и местными властями.
За последние несколько лет объездил практически всю Украину. И от мэров больших и малых городов довелось неоднократно слышать, что новая система формирования местных бюджетов самым пагубным образом сказывается на состоянии жилищно-коммунального хозяйства, соцкульбыта и т.д. Сейчас львиную долю средств местные бюджеты отдают в центр, откуда потом выпрашивают деньги на свои потребности. Например, по нормам в 2005-м году Алчевску на капремонт жилфонда было необходимо 2,9 млн. грн., а он смог наскрести всего 300 тыс.
— После того, как приняли Бюджетный кодекс, где-то с 2003-го года начала действовать эта система. Фактически нам хватает денег только на зарплату и энергоносители, — говорит зам. алчевского городского головы Владислав Татаренко.
Но, боюсь, нашим политикам будет не до этой проблемы. По итогам алчевской аварии все друг друга дружно обругают. Потом займутся выборами. После выборов попавшие в парламент будут праздновать победу, не попавшие — судиться и зализывать раны. Потом будут избирать премьера. Потом настанет лето, и на его излете народные избранники проведет бархатный сезон на далеких и ближних морях. Где благополучно и забудут, что в Украине за летом приходит осень, а за ней зима. Иногда весьма суровая…
С ужасом думаю, что будет, если, не дай Бог, завалится крыша «саркофага» в Чернобыле, которая уже давно дырявая. Воплей будет много, толку — мало. И не исключено, что большая часть радетелей народа вообще разбежится по ближнему и дальнему зарубежью…
***
По информационным каналам прошла информация, что авария в Алчевске ликвидирована. Утром перезвонил туда. Да, все дома к теплу подсоединены. Но прорывы домовых теплосетей все еще случаются…