Финиш, баста, конец, словом – отвыбирались. Партии отбояриваются Центру о проделанных расходах, местные партийцы, кто горюет, а кто – предвкушает удовольствие от полученного места в Парламенте или в местных советах.
Электорат до сих пор обсуждает перипетии событий: бурно дебатируют на лавочках пенсионеры, истеблишмент выражает эмоции более скупо, ибо кто-то поставил на правильную лошадку, а кто-то на «темную». Итоги от подобной игры в тотализатор скоро дадут о себе знать.
Главным поводом для практически всех избирателей является обсуждение самого насущного вопроса – как жить теперь будем?
Главным поводом для внутрипартийного обсуждения является вопрос: «Почему мы проиграли?» или «Почему так мало мест взяли?»
Последние два вопроса я и взял темой для данной публикации.
Я не стану анализировать в межвыборный период деятельность так называемых партий-однодневок: с ними все ясно – это или технологические партии, или просто некоторых политиков и предпринимателей амбиции настолько задавили, что впору в петлю или в Парламент. Также не стану рассуждать о пропагандистских приемах партии-победителя – Партию Регионов. По той простой причине, что победителей не судят, да и электорат свое веское слово сказал.
Итак, согласно данным ЦВК после обработки 100% бюллетеней, в Луганской области «за» парламентариев от
- Партии Регионов проголосовало 74,27% избирателей;
- КПУ – 4,43%;
- Блока Юлии Тимошенко – 3,68%;
- Блока «Наша Украина» - 2,04%;
- СПУ – 1,16%.
В Луганском областном совете Партия Регионов получила 100 мест, Блок Наталии Витренко "Народная оппозиция" - 8, Компартия - 7 и Блок Юлии Тимошенко - 5.
В Луганском горсовете количество депутатских мандатов распределилось так: Партия Регионов - 61 мандат, Блок Витренко - 7 мандатов, БЮТ - 4 мандата и КПУ так же 4 мандата.
По предварительным подсчетам наибольшая вероятность стать Луганским городским головой также у представителя Партии Регионов – Сергея Кравченко.
После таких статистических выкладок начинаешь понимать электоральные настроения: даже самый креативный «ролик» не добавит радикальное количество симпатиков, хотя и вызовет, возможно, у них какие-то позитивные эмоции.
Что же реально было сделано местными парторганизациями для привлечения к себе внимания?
Начнем с БЮТ.
И тут сразу следует сказать, что, по сути, предвыборную кампанию и по Украине, и по Луганской области «вытянула» исключительно сама Юлия Владимировна.
В то время как местные лидеры занимались внутренними разборками, деля возможные в будущем портфели и перспективы, а попутно «нагибая» водителей луганских «маршруток» рисовать на бортах своих авто лозунги партии «Батькивщина», реально агитацией занималась исключительно Тимошенко. И только себе в заслугу она может вменить хоть какие-то дивиденды от Луганщины после выборов. Местные партайгеноссе не ударили и палец о палец, сумев привлечь к себе внимание лишь раздорами внутри облпарторганизации. Крутящиеся с завидной постоянностью на ТВ «ролики» БЮТ - это не заслуга местных, а просто один из элементов всеукраинской кампании. К тому же масла в огонь местные партократы подлили в один из последних визитов пани Ю. накануне выборов, умудрившись оскандалиться на всю область, массово вывозя в учебный день на встречу с лидером БЮТ студентов Луганских вузов. В результате и такой рейтинг, такие и итоги выборов.
Луганская организация СПУ и ранее не проявляла какого-то творческого подхода в деле популяризации своей партии. Недаром на Луганщине сложился принцип голосования: «В первом туре – за Мороза, во втором – за коммунистов». Имея стабильно чахленький рейтинг, областная организация СПУ ограничилась размещением вдоль дорог лайт-боксов с фотографией лидера да тотальным распространением партийной газеты «Товарищ» (к слову сказать, газета, несмотря на свою партийную концепцию, все равно обычному читателю приходится по душе). Хотя тот же конфликт на «Азоте», когда к спасению предприятию подключилась не только социалистка Валентина Семенюк, но и сам Александр Мороз, можно было бы использовать смело в агитационной кампании. Ан нет, не захотели, видать. Имейте теперь, что имеете.
Тот факт, что представители витренковской «Народной оппозиции» завоевали места в облсовете и в горсовете, можно назвать парадоксом. Собрав с бору по сосенке, разработчики предвыборной кампании имени Витренко в результате «сварили» такой «компот», что умудрились оттянуть голоса не только у Партии Регионов, но и у социалистов и коммунистов. Но на местном уровне все надежды опять-таки возлагались именно на лидера – Наталью Витренко, которая своими зажигательными речами на встречах с Луганскими избирателями пробуждала дух воинственности даже у пенсионеров. Собственно, на них-то и была прицелена сама кампания.
А «пять с минусом» (чистую победу присудить не могу – все равно проиграли) можно смело ставить Луганской облпарторганизации КПУ. В последний год перед выборами коммунисты развернули кампанию по всем фронтам. Да, может вызвать смех их акция с установлением перед облгосадминистрацией креста в память жертв бандеровского террора. И пусть позже этот крест спилили активисты «Поры», но это был специально организованный скандал. И лучше б «пористы» крест не трогали, конфликт бы утих сам собой. А в результате коммунисты выиграли морально. Нельзя не вспомнить и скандал с изгнанием из своих рядов руководителя городской организации КПУ Евгения Рубана, который не сумел «понравиться» соратникам в качестве кандидата на пост мэра. И хотя Рубан сумел привлечь к себе внимание прессы, рядовым членам партии конфликт был преподнесен в духе «Очистим свои ряды от карьеристов!» (так что в выигрыше остался и Рубан, и сама парторганизация). Обновила местная организация КПУ и свою прессу, привлекши к себе специалиста-газетчика, издание «Советская Луганщина» получила второе дыхание.
Опять-таки в заслугу коммунистам можно ставить привлечение в свои ряды редакторов двух популярных и читаемых в Луганске изданий – Николая Северина («Ракурс+») и Юрия Юрова («XXI век»), а также известного в городе бизнесмена Владислава Кривобокова, который также является учредителем хоть и малоизвестной, но газеты. В результате, на местном уровне коммунистам удалось максимально возможно задействовать медиа-ресурс. Да и найти денег на кампанию.
Опять-таки, выигрышными в плане необычности агитации были и коммунистические биг-борды. Пусть тот факт, что кандидатами на пост мэра выдвинулось сразу пятеро (перед выборами четверо сошли с дистанции в пользу Владислава Кривобокова), вызывает сарказм, но и это был лишний повод для коммунистов напомнить о себе. Единственное, что не вызывает удивления, так это то малое количество мест, что они заработали в местных советах: не секрет, что у КПУ – эти выборы были последним шансом остаться хоть при какой-то власти.
НСНУ - «Двойка»! И отсутствие представителей правящей партии в местных Советах – тому доказательство. Не спас положение даже губернатор Геннадий Москаль, возглавивший список кандидатов от НСНУ в облсовет. Впервые за всю историю Независимости председатель Луганской облгосадминистрации не депутатствует в областном Совете.
Блок «Не Так!»… Никто не станет оспаривать тот факт, что с членами СДПУ(о) в Луганской области считались, у них был годами наработанный авторитет и популярность. Руководство партии своими откровенно бездарными телодвижениями (достаточно вспомнить изгнание секретаря Луганского обкома СДПУ(о) Николая Песоцкого и вынужденный уход с такого же поста Александра Киселева) после утраты власти утратили и своих сторонников. Блокирование с Республиканской партией, «Женщинами за будущее» и «Центром» - жалкая попытка получить хоть что-то. Эпоха СДПУ(о) уходит в прошлое, скажем ей последнее «прости»…
На этом, пожалуй, и закончу свой субъективный анализ. Сможет ли НСНУ понять свои ошибки и исправить свое реноме? Что реально хорошего сделают на своих депутатских постах витренковцы и коммунисты? Докажут ли социалисты свою социалистичность?
На все это требуется времени.
А его не так уж и много: всего пять лет.
Андрей Плахов