У НАС БЫЛА ВЕЛИКАЯ ЭПОХА?
Отчет слуги перед народом
Сообщение Валентины Татарчук о том, что существует отчет о проделанной областным советом работе, ввергло меня в состояние эйфории. На целых пятнадцать секунд. Еще бы — ведь это после моих неоднократных и публичных призывов руководство совета отважилось на такой акт гражданского мужества. И вот — знаменательная победа “четвертой власти” над властью представительской, когда последняя, пусть не сразу и с неохотой, но вынуждена была отвлечься от выяснения отношений с “оранжевым” Киевом и попытаться выяснить их с работодателем. То есть с населением родного края
Плач Милтона Фридмана
Валентина Прокофьевна отсылала всех желающих приобщиться к административно-хозяйственной мудрости своих шефов на сайт Луганского областного совета www.oblrada.lg.ua. И действительно: по данному адресу, при некотором упорстве, можно найти текст под заголовком «Об итогах работы Луганского областного совета в 1998 — 2005 годах». Считать ли этот пространный (на 49 страниц) документ отчетом? Вообще-то я предлагал примерную форму подобного отчета г-ну Голенко совсем недавно — в январе («Я спросил у облака…», «МГ» № 2 за этот год): «Еще неплохо было бы услышать… отчет о проделанной за эти восемь лет работе. Проделанной либо им лично, либо обоими созывами руководимого им совета. Причем, по возможности, по схеме, хотя бы немного приближенной к научным стандартам. Ну, приблизительно так: за время нашего правления перед областным руководством встали такие-то проблемы… Для решения первой из них были приняты такие-то меры экономического характера, такие-то — юридического, такие-то — чисто политического. Результаты — вот такие. Вторая проблема... Третья…» А как на самом деле отчитываются наши «вожди»?
Начало выглядит почти обнадеживающе. После сообщения о том, что «Основная цель деятельности областного совета, местных органов власти — реализация стратегии вывода экономики региона из кризиса» идет описание руины, полученной в наследство авторами «отчета». Всех названных в тексте ее параметров пересказывать не стану, приведу из него только две цитаты. Первая: «В 1998 году объемы производства сократились в сравнении с 1990 годом в 3 раза. Разрыв по глубине падения в 1,5 раза превышал среднереспубликанские показатели». И вторая: «задолженность по заработной плате в хозяйственном комплексе достигла 483 млн. грн., в бюджетной сфере — 21,5 млн. грн., по выплатам пенсий — 130 млн. грн., помощи семьям с детьми — 2,6 млн. грн.». И т.д., и т.п.
И вот в апреле 1998 года в области начинается новая эра: на первые роли в области вышел знаменитый тандем Виктор Тихонов — Александр Ефремов. Надо полагать, решения, принятые новой областной властью, как минимум, заслуживают отдельной главы в мировых учебниках по экономике. Что же это за решения? Цитирую: «В этих условиях в 1998 году в числе приоритетных поставлена, и решена, задача консолидации на региональном уровне представительной и исполнительной власти, объединения политических партий и течений, общественных организаций вокруг идеи стабилизации социально-экономического развития области, создания предпосылок для экономического роста».
В общем, перед лицом угрозы теснее сплотим ряды… Милтон Фридмен рыдает от зависти. Иностранный член РАН Джон Кеннет Гэлбрайт впился вставными челюстями в собственный локоть. Однако рыдания даже нобелевского лауреата не отменяют обязанности чиновника перечислить достаточно скучные нормативные акты, в данном случае — решения областного совета и областной государственной администрации. Что это были за решения — номер, дата, основные положения? Ответ: «Эту работу проводили с широким привлечением ученых, представителей известных научных школ. Результаты трансформировались в дальнейшем в две комплексные программы: Программу социально-экономического развития Луганской области на 1999 — 2010 годы и Программу создания специальных экономических зон и введения режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития».
Блестяще! Однако есть два маленьких уточнения. Во-первых, первая из упомянутых программ окончательно была принята в июле 1999 г. правительством Валерия Пустовойтенко. То есть вступила в действие спустя год и три месяца после того, как знаменитый «тандем» вступил в руководство областью. Выходит, экономика целый год продолжала разваливаться, долги по зарплатам — расти (это следует даже из окороченных диаграмм, приведенных в «отчете»), пока мудрейшее руководство строчило прожекты, рассчитанные, как минимум, на две пятилетки. А во-вторых, работа над Программой началась несколько ранее 1998-го.
Поправка на обаяние
Надо полагать, что какие-то решения областной властью принимались и до июля 1999-го, но нам об этом по какой-то причине не рассказывают. Хотелось бы знать, почему. Ведь когда — по не зависящим от него обстоятельствам — со своей должностью расстался Александр Ефремов, критика решений его воспреемника начала звучать задолго даже до истечения пресловутых «ста дней». А здесь вырвали чуть ли не полтора года славной истории — и будто так и надо. Единственное, о чем удосуживаются сообщить авторы «отчета» — это что «с апреля 1998 года в центре не принято без согласования с местными органами власти ни одного решения, касающегося предприятий, организаций и учреждений области». Ценное признание, если помнить, что после указанной даты под топор «реструктуризации» попала значительная часть из закрытых в области 43 шахт. Теперь мы точно знаем: с местными органами власти этот погром был согласован.
Собственно, и до апреля Виктор Николаевич с Александром Сергеевичем не были в администрации людьми совсем уж посторонними. Первый занимал пост первого заместителя главы ОГА (учитывая его личную дружбу с Кучмой, еще неизвестно, кто реально тогда правил областью), второй — зама по промышленности. Так что если экономика края и досталась им в катастрофическом состоянии, то они к этому тоже приложили руку. В том числе, как мы только что выяснили, и к развалу угольной отрасли. Правда, снова непонятно, какие решения для этого принимались на областном уровне.
Далее виртуальный «отчет» покатился по странной колее. Авторы переключаются на прочувствованный рассказ о том, как о родном крае заботились в отчетный период не менее родные Президент и Правительство, как они чутко и внимательно относились к пожеланиям областного «истеблишмента». Один раздел о «Лугансклегинвесте» чего стоит: «Придана должная динамичность реализации двух целевых указов Президента Украины: № 116 от 7 февраля 1996 года «О структурной перестройке угольной промышленности»; № 451 от 20 июня 1996 года «О мерах по развитию легкой промышленности в Луганской области и создании государственной компании «Лугансклегинвест». Его цена — 71,5 млн. грн. вложений на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства шахтеров, высвобожденных в связи с закрытием шахт. Создано 1404 рабочих места в шахтерских городах…».
Какую часть из указанных 1404 мест заняли, переквалифицировавшись в швей, шахтеры, не сообщается, поэтому вынужден воспользоваться своими источниками, чтобы уточнить: нуль целых, нуль десятых. Иначе говоря, налицо все признаки нецелевого использования бюджетных средств. Единственное, что в данном случае непонятно — зачем об этом вообще надо было вспоминать? Указ писал Президент, причем, как видим, снова задолго до апреля 1998 года. Я бы с удовольствием узнал, каким образом указу была «придана должная динамичность», но об этом тоже — ни гу-гу. Наверное, хватило личного обаяния Виктора Николаевича, усиленного детской непосредственностью и энтузиазмом Александра Сергеевича. Все это, наверное, полезно для социально-экономического развития региона, но здесь же возникают и определенные сложности. Мне вот неизвестна такая экономическая категория, как обаяние. И потом: почему оно столь резко улетучилось после смены центральной власти? Это я к тому, что данную категорию невозможно вводить в научный оборот по причине ее крайнего непостоянства. Разве что очередной Милтон Фридман эмпирическим путем выведет систему поправочных коэффициентов.
И еще одно замечание к данному разделу. Если все дело в обаянии председателя областного совета (или, в общем случае — в его влиянии) — зачем в таком случае ему нужны депутаты?
Принять к сведению
По большому счету в анализируемом здесь отчете можно найти массу полезных сведений из истории экономического развития Луганской области в указанный период, однако эта масса находится вне всякой связи с нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления. В лучшем случае применяется формулировка «При постоянном внимании и поддержке со стороны областного совета и облгосадминистрации…», но в чем заключается это «внимание» — поди знай… С одинаковым успехом «поддержка» могла как способствовать развитию той или иной отрасли, так и гробить оную. Возьмем, к примеру, печальную историю ОКП «Лугансквода». Уж какое «внимание» уделяла ей областная власть, а результат? Или, скажем, усилия по привлечению инвестора на рубежанский «Краситель»…
Ни о чем подобном в «отчете» не помянуто ни единым словом. Так когда-то партия шла от победы к победе, а ежели и случались на ее пути некоторые трудности, так это все — происки врагов. Сначала внутренних, потом внешних. Очевидно, наш областной совет в отчетный период вступил, когда бороться приходилось все больше с врагом внешним — с Киевом. И то только на последнем, «помаранчевом» этапе. Справедливости ради следует признать, что о препятствовании новой центральной власти благим начинаниям власти региональной говорится без особого ожесточения. Но все же из текста можно понять, что с ее приходом поступательное развитие Луганщины прекратилось; настала пора разброда и шатаний. Вот только подтвердить цифрами эту мысль у авторов как-то не получается. Даже в, казалось бы, самом «козырном» экономическом показателе — росте промышленного производства.
То есть на цветастой диаграмме очень наглядно показано, как в «допомаранчевом» 2004 году промышленное производство на Луганщине выросло на 10,8%, а в 2005-м — всего-то на 1,6%. Но все впечатление «испортила» одна-единственная фраза в конце раздела: «В структуре реализованной продукции в Украине доля Луганщины составила в 2004 году 8,1 проц., в 2005 году 8,7 проц., что соответствует 3 й позиции среди регионов Украины». Иными словами, получается, что предприятия области в позапрошлом году что-то там активно производили, только продать не могли. Не все по крайней мере. С приходом же новой власти производить стали не так бурно, зато реализация произведенного возросла где-то на 7,6% (учитывая, что в Украине производство росло быстрее, чем в отдельно взятой Луганщине). Самое время задаться вопросом: зачем производить то, что никто не покупает? Переводить сырье, материалы, энергию и все прочее, что в таких случаях переводится?
Отсюда, очевидно, и высокий рост прибыльности предприятий. Правда, здесь авторы «отчета» пошли на невинную (почти) хитрость. Они привели на диаграмме данные по этому показателю за все годы вплоть до 2004-го, а по 2005-му — только за 11 месяцев. Потому разница в прибыли не так заметна — всего в полтора раза. Но в декабре-то область тоже работала, и не в убыток себе. Потому что власть отложила в сторону такой «экономический» инструмент, как кнут. Правда, пряник при этом она тоже не доставала, но мы здесь не об этом.
Заметьте: я вовсе не утверждаю, что новая власть, в том числе новая облгосадминистрация, применила какие-то гениальные методы управления. По моим наблюдениям, такого не было. Просто ослабла административная удавка на шеях промышленников, и они вместо того, чтобы гнать план по валу, смогли наконец хоть немного заняться «чистой» экономикой. Отсюда следует, что некоторое падение темпов роста (и даже небольшое абсолютное падение объемов) производства не обязательно означает наличие кризиса или стагнации. Как не означает сбрасывание лишнего жирка заболевания. Скорее, наоборот. Хотя здесь важно не переусердствовать.
…Ей-Богу, не собирался я проводить сравнительный анализ экономической политики «старой» и «новой» власти. Но что делать, если такой долгожданный отчет областного совета никакой другой «пищи для ума» не дает? Я бы и рад узнать, например, благодаря каким именно властным решениям области удалось в 2000 году достичь 29,6%-го роста производства, а узнав — оценить их по достоинству. Но меня не просто ставят перед фактом, а еще и требуют признать, что заслуга в этом принадлежит исключительно слаженной работе облсовета с обладминистрацией. Допустим. Как тогда прикажете расценивать прямо-таки обвальное падение темпов с 30% в 2001 году до 4,2% в 2002-м — при максимальной за весь отчетный период убыточности областной экономики (— 665,2 млн. отрицательного сальдо)? Областная власть напортачила? Или по случаю года выборов появилась трещина в отношениях Александра Сергеевича с Виктором Николаевичем? Полный туман.
А между тем как минимум одно официальное решение областного совета весьма радикально повлияло на социально-экономическое здоровье не одной Луганской области, но, пожалуй, всей Украины. Правда, на сайте оно отсутствует, как и вообще всякое упоминание о 16-й сессии 26 ноября 2004 года. Пятнадцатая сессия «вывешена», семнадцатая — вот она. А где историческая (истерическая) шестнадцатая? Та самая, на которой впервые прогремел призыв «Все в ПиСУАР!» Нету. Но остались газеты, остались видеозаписи. Память наконец еще не поражена склерозом.
Если тот боевой клич воспроизвести дословно, сформулирован он так: «Внести на рассмотрение съезда органов местного самоуправления и исполнительной власти юго-восточных территорий Украины предложение об организации рабочей группы по созданию и формированию налоговой, платежной, банковской, финансовой системы юго-восточных территорий». Сессия закончилась вечером, а уже с утра доллар подскочил до 7 гривен, в банках народ вымел всю свободную наличность, а грузчики в магазинах не успевали подносить из подсобок враз подорожавшую бытовую технику «длительного пользования». Поразительный контраст по сравнению с итогами выборов-2006. Правда, «отчет» писался еще до выборов, но не так много времени прошло, чтобы опытный экономист (или кандидат юридических наук) мог так просто забыть суматоху полуторалетней давности.
Но в тексте о ней — ни слова. О самом громком решении Луганского областного совета никто не вспомнил, потому и отчитываться не стал. Какой же это в таком случае отчет? Правильно: виртуальный.
Короче говоря, не уговаривайте меня. Я такой отчет принять не могу. Возвращаю на доработку. К тому же он никем не подписан. Писался ли он в кабинете главы областного совета или в каком-то аналитическом подразделении указанного органа — понять совершенно невозможно. Может быть, это вообще анонимка, подброшенная злобствующими «оранжевыми» хакерами с целью дискредитировать уважаемый орган и его не менее уважаемое руководство. Или наоборот — показать, что дела у новой власти не так уж плохи, как того хотелось бы «бело-голубым». Следовательно, пускать их в правительство нет никакой необходимости. Сами, мол, справимся.
Арсений Капосный, газета «Молодогвардеец»