Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

Интервью А. Данилова о языке, СБУ и возможном будущем губернаторе Луганщины

В последнее время всё более ощутимым становится напряжение в отношениях между юго-восточными регионами Украины и остальными областями. Теперь кульминацией этого пртистояння стал «парад языковых суверенитетов», когда в ряде областей почти одновременно местные советы предоставили русскому языку статуса регионального. Противостояние усиливается ещё и тем, что, проиграв борьбу за создание коалиции, определённые политические силы пытаются взять реванш на местном уровне, и, следует признать, это выходит у них достаточно неплохо. О ситуации в одном из таких проблемных регионов рассказывает бывший губернатор Луганщины Алексей Данилов.

— Луганская область, которую Вы недавно возглавляли, стала одной из первых среди тех, где было принято решение о предоставлении русскому языку статуса регионального. В чём, по вашему мнению, причина парада языковых суверенитетов и какова реальная языковая ситуация на Луганщине?

— На протяжении 15 лет в Украине никто не занимался проблемой украинского языка как государственной. Вот хоть сейчас позвоните в Секретариат Президента, Кабинет Министров или любое другое государственное учреждение. Первое, что вы услышите: «Вас слушают.» или «Что вы хотели?», или «Вам кого?». (оригинальный материал на украинском, данные фразы — по-русски, — CityNews)

После моего назначения в феврале 2005 года на должность главы Луганской областной госадминистрации, я попросил, чтобы секретарша общалась на государственным языке. Но когда ей звонили по телефону из Киева, из того же Секретариата Президента, а она, беря трубку, отвечала по-украински, её переспрашивали: «Это Луганская областная администрация? Или, может, мы не туда попали?».

Вы не найдёте ни одного учреждения, где начиная с 1991 года, с начала независимости нашего государства, кто-то общался на государственном языке. Я затрагивал этот вопрос ещё в 1996 году, будучи мэром Луганска. Меня очень удивляло, когда решение «именем Украины» выносилось не на государственном языке.

Жаль, что на сегодня многие украинцы, живущие на украинской земле, не знают украинского. Они не только язык не знают — они не знают Украины. Я уже не говорю об истории того, что происходило 200, 300 лет тому назад на нашей земле. Они даже не знают, что происходило 30-40-50-60 лет тому назад. Русскому языку на Луганщине, как и в других регионах, ничего не угрожает. И не препятствует людям общаться по-русски. Другое дело, что государственному языку там есть большая угроза.

Относительно русского языка, он на Луганщине господствует во всех сферах жизни, в защите и государственной протекции здесь нуждается лишь украинский язык.

О том, что инициатива Партии регионов носит сугубо вокативный характер, свидетельствует то, что по результатам всех социологических опросов, языковой вопрос для жителей Луганщины не является приоритетным — на шкале неотложных потребностей люди ставят его ниже десятого места. Но даже Янукович — и когда он был губернатором, и когда возглавлял Правительство — не ставил на повестку дня языкового вопроса, пока его ему не навязал за месяц до выборов известный кремлёвский советник-провокатор Глеб Павловский.

Это сугубо политический вопрос, который поднимается сегодня со стороны тех кругов, которые продолжают работать на раскол Украины, как это было на выборах 2004 года. У них есть задача, чтобы Украина в тех границах, в которых она сегодня существует, — перестала существовать. И об этом нужно вслух говорить. Уже есть примеры — знаменитые события 2004 года — им никто не дал до этого времени оценки. Я убеждён, что настоящий режиссёр языковых провокаций находится за пределами Украины.

— После парламентских выборов в Украине состоялась череда губернаторских отставок. Председатель Луганской облгосадминистрации Геннадий Москаль потерял должность первым. Он уже нашёл новую работу. Уже заполнены те губернаторские вакансии, которые возникли позже. А луганское кресло и до сих пор пустое. Почему?

— У меня есть ответ на этот вопрос. Это полный беспорядок в Секретариате Президента. Они пугаются Луганщины, боятся Донбасса. Для них это как terra incognita. И никто не имеет желания вообще выяснить — в чём там проблема? Я могу сказать, что это больша́я была ошибка Секретариата Президента — отстранение Москаля от должности в это время. Это большая ошибка.

- Но когда было выражено недоверие областной властью, Президент должен был его освободить?

— Это очень интересная вещь, когда депутаты имеют право. А нужно чётко понимать, что для этого должен быть аргумент. Если человека освобождают от работы, то нужно сказать — что он не сделал, или что он сделал не так. Но это не может быть желание, даже если это две трети или три четверти депутатов — освободить того или иного главу областной государственной администрации. Должны быть какие-то основания к этому. Я не понимаю, за что сняли Москаля.

— Пока Москаль работал, Вы не были его симаптиком, а теперь защищаете.

— Я не был ни его симпатиком, ни оппонентом. Вы знаете, что меня «ушли» по политическим мотивам. Кучмовская политика продолжается, к сожалению, в государстве, когда человека освобождают от должности, даже не объясняя причины освобождения, и человек узнает об этом из СМИ. Это было во времена Кучмы, и сейчас Виктор Андреевич Ющенко со своим окружением продолжает эту вещь.

Я не могу быть или симпатиком, или антипатиком Москаля. Я могу сказать, как человек государственный, Москаля не нужно было сейчас трогать. Другое дело, что сегодня происходит на Луганщине и почему Секретариат Президента на это не обращает внимание. Это уже другие вопросы.

На днях была статья в «Україні молодій» относительно событий, которые разворачиваются в СБУ. Мне немного грустно, что, во-первых, вышла эта статья. Потому что о том, что происходит в СБУ, знают все. Это началось не вчера, не позавчера. Виктору Андреевичу Ющенко в 2005 году нужно было просто распустить это учреждение. Кто ответственен за события 1999 года, за кассетный скандал? Это Служба безопасности Украины. За события 2004 года должна отвечать СБУ. И по крайней мере могу сказать — когда Луганский областной совет принял решение о предоставлении статусу регионального русскому языку, то первое, что должен был сделать Президент — освободить председателя управления СБУ в Луганской области. Это было бы предупреждение всем государственным деятелям, мол, ребята, заканчивайте проникаться бизнес-делами и начинайте думать о государстве.

Если говорить откровенно, сегодня органы безопасности, МВД, прокуратуры, налоговой, суды — это сугубо коммерческие структуры. Они не проникаются вопросами государства. Это большая проблема, и если мы сейчас не будем эту проблему ставить в обществе и находить выходы… Эта коррупция, ржавчина уже настолько разъела наше общество, что она дошла до последнего исполнителя.

Как-то я присутствовал на совещании у Президента, когда собрались все главы областных администраций, и очень многие мои коллеги сказали: «Дайте мне своего прокурора, своего председателя службы безопасности, своего руководителя МВД.» Вы понимаете, это вообще недопустимые вещи. Эти люди не должны быть Ивана или Петра. Это должны быть государственные люди.

И мне очень странно, когда сегодня в Киеве мэр Черновецкий говорит: «Мне не нравится этот прокурор, мне нужен свой карманный прокурор, чтобы я здесь мог руководить» и тому подобное…

И потому вопрос настолько сложен сегодня вообще, что много, очень много работы здесь для новых депутатов, которые начнут дальше работать в ВР. Вопрос той же энергетической безопасности. Сейчас обсуждается в кулуарах, что якобы Юрий Ехануров будет предложен на спикера ВР. У меня не поднимется рука, как, я считаю, у многих людей, которые честны, откровенны, проводили эти выборы, голосовать за Юрия Ивановича. Пока Юрий Иванович не объяснит свою роль в заключении газового соглашения от 4 января 2005 года, которое подписал Ивченко и компания. Это также, кстати, вопрос к СБУ. Кто из представителей Службы безопасности отвечал за эти переговоры? Почему СБУ оказалась неспособной, по крайней мере, по официальной версии, выяснить, кто стоит за «Росукренерго». Ладно я как рядовой гражданин не знаю, что это за компания, с которой НАК «Нафтогаз України» подписал соглашение. Но если даже глава государства не знает, что это за компания, то с кем же вы, ребята, тогда садились за стол?

В нашей фракции не было дискуссии относительно должностей. Я знаю лишь одно — что Юлия Владимировна предлагается на пост премьер-министра. Но на другие вопросы нужно иметь ответ в обществе. Потому что тот же Юрий Иванович, находясь в Луганске, 29 или 30 декабря 2005 года, представляя Москаля на должность главы Луганской областной государственной администрации, заявил — и это зафиксировано во всех СМИ — что Украина никогда не подпишет настоящих договоров, потому что у нас всё согласованно до 2010 или 2012 года. Через четыре дня эти события происходят, Юрий Иванович берёт свои слова обратно. Но так невозможно, ребята. Я в это время находился в США, так самое толерантное, что было там в газетных заголовках, это «Украинцы сошли с ума».

— Каковы основные кандидатуры на должность председателя Луганской ОГА?

Я послал господину Кинаху, когда он ещё был секретарем РНБОУ, официальные документы, где рассказал о краже у шахтёров 52 миллионов тонн угля. До этого времени, конечно, к этим документам никто не притронулся. По крайней мере, мне неизвестно, чтобы кто-то к ним притронулся. И сегодня банд-группировка, которая осуществила ту кражу, продвигает своих людей на председателя Луганской областной государственной администрации. Один из членов этой группировки сегодня уже работает заместителем председателя Луганской областной администрации. Я бы мог назвать фамилию, всем это известно, даже СМИ писали. Я не понимаю, как может претендовать на должность губернатора человек, который имеет отношение к организации съезда сепаратистов в Северодонецке. Этот человек сегодня целуется и ручкаеться с руководителями Секретариата Президента. Сегодня идёт безумное лоббирование этой кандидатуры.

Должна быть государственная стратегия вообще относительно госслужащих. У нас её не существует. У нас освобождают людей, выбрасывают их, как они считают, на улицу, даже не выясняя, а отчего это происходит. Это не только Луганщина. Для меня странно — почему сняли Жовтяка? Нужно, чтобы Ссекретариат Президента не просто подписывал указ, а объяснил — Евгений не сделал первое, второе, третье.

— Вы не предлагаете вернуть себя?

— Нет, я могу сказать, что я благодарен Президенту, за то, что он меня назначил в феврале 2005 года главой областной государственной администрации, в которой я проработал. У меня сегодня есть — по крайней мере, я так считаю — намного большее представление о тех проблемах, которые существуют в государстве, и я чувствую, что способен их решать уже на общенациональном уровне.

«Обозреватель»


 
Другие материалы по теме:

02.06.2006, 13:56 В Луганском облсовете регионалы создали группу «национальных меньшинств» из пяти русских и одного абхаза

02.06.2006, 13:21 Луганские «депутаты-новички» делятся первыми впечатлениями о Верховной Раде

02.06.2006, 11:21 Луганск протестует против антиукраинских решений облсовета

29.05.2006, 13:11 Уже пять недель Луганщина живёт без председателя государственной администрации

09.11.2005, 17:36 Алексей Данилов считает, что поплатился креслом то ли за близость к Тимошенко, то ли из-за гнева Кинаха