Луганский областной совет можно поздравить: на своей последней сессии второго июня он наконец-то заявил о себе как о субъекте международной политики. Вслед за гражданами славного города Феодосии наши луганские депутаты взвалили на себя тяжкое бремя ответственности за суверенитет и национальную безопасность страны.
«Ни пяди Луганской земли под сапоги пятнистых НАТО-вских вояк!» – так можно выразить пафос проголосованного обращения ко всем депутатам сельских, поселковых, городских советов области, в котором областной совет призвал их принять решения о запрете на всей территории области «опасных мероприятий… с участием военных формирований…»
Можно не сомневаться, что все сельские и прочие советы, в которых, как и в областном совете, доминируют депутаты от партии-гегемона (ПР), не подведут своих вождей и не искривят их генеральную линию на «новую холодную войну» с Западом. Правда, смущает один наивный вопрос: «А что мы с этого будем иметь?»
Не может же быть так, что задаром, без всякой выгоды, мы солидарны с крымчанами, которые не пускают американское коммерческое судно в свой порт разгрузить матчасть для обеспечения давно запланированных учений «Си Бриз-2006». Ну, феодосийцам-севастопольцам, положим, очень с руки в начале курортного сезона поднимать бучу и вводить у себя осадное положение. Им-то, может, убытки с лихвой компенсируют российские спонсоры «от Затулина-Жириновского». А нам-то зачем?
ЧЕМ ВАЛЕРИЙ ГОЛЕНКО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ХУ ЦЗИНЬТАО?
Когда председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао недавно посетил Соединенные Штаты, он первым делом поехал не в Белый дом к президенту Бушу, а в Сиэтл, где расположены две крупнейшие американские компании – «Майкрософт» и «Боинг».
Встреча с Билом Гейтсом для председателя Ху была важнее встреч с вашингтонской бюрократией по очень простой причине – шестьдесят процентов китайского экспорта приходится на американский рынок. И китайский лидер думает прежде всего о занятости, о зарплатах китайцев. Значит, налаживание прочных и долгосрочных экономических связей с Америкой – приоритет для умного китайского руководителя.
При этом, как известно, китайцы настолько амбициозны, что стремятся захватить лидирующие позиции не только в текстильном ширпотребе, но и в высоких технологиях. Поэтому Буш для председателя Ху – это форма и идеология, а Гейтс – содержание и рациональный расчет на перспективу развития Китая.
Когда председатель областного совета Валерий Голенко инициирует политическую акцию о запрете на территории Луганской области «опасных военных мероприятий» (подразумевается: с участием американских солдат), то он тем самым, увы, демонстрирует, что у руководителей области нет делового интереса ни в Америке, ни в Европе. И вполне естественно, что в голове у председателя Голенко иные заботы, чем у председателя Ху – вместо коммерческого сотрудничества Луганск показывает Америке пролетарский кукиш. «Луганщина - звучала, звучит и звучать будет гордо!» - так формулируется этот энтузиазм на сайте областного совета. И там же далее: «Главная наша задача – устойчивые условия для дальнейшего экономического и социального развития региона». Оксюморон!
Конечно, пламенные речи депутатов Луганского областного совета на тему «Луганщина – зона, свободная от НАТО!» вряд ли потянут на Фултонскую речь Черчилля, положившей, как известно, начало «холодной войне». Слишком очевидна надуманность и политическая спекулятивность этой акции Партии регионов в пользу пророссийских групп влияния.
Как очевидна и утрированная рационализация этой формы сепаратизма отсылкой областного совета к норме статьи 26 Закона «О местном самоуправлении в Украине», которая дает право местным советам «определять территории, на которых могут проводится потенциально опасные мероприятия в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и воинской техники».
Правовой смысл этой нормы закона такой: местный совет должен указать военным, где им «воевать» на подведомственной территории, чтобы они не причинили вреда местному населению. И все. Расширительное толкование этой нормы превращает весь сюжет в героический комикс, где господин Голенко выступает в роли Маугли, который на Скале Совета бьет по голове пылающей веткой самого Шер-Хана!
ЛОВУШКА ПО «ЗАКОНУ QWERTY»
Когда с января этого года Россия внезапно почти в пять раз повысила цену на газ для Украины, односторонне разорвав свои договорные обязательства, - это была операция экономической войны, преследующая цель наказать всех нас за самостоятельный политический курс страны. Прикрытие Путиным этой войны якобы законами рынка была уловкой, маскирующей тот неприглядный факт, что он уравнивает законы рынка и законы джунглей.
Когда затем последовали другие операции - высадка российского десанта возле Керчи, эмбарго на украинскую мясо-молочную продукцию, выход из проекта Ан-70, - это уже были действия в системе той ловушки, в которую попадают политики, зависящие от принятых ранее решений. Это и называется «Законом QWERTY».
Проблема зависимости от предшествующего пути развития сравнительно недавно подмечена и исследована экономистом Полом Дэвидом. Проблема иллюстрируется на таком примере из истории технологии. Если вы посмотрите на клавиатуру своего компьютера, то увидите, что в верхнем левом углу клавиши с латинскими буквами расположены именно в таком порядке: Q,W,E,R,T,Y. С эргономической точки зрения это очень неудачное расположение клавиш: оно не обусловлено частотой употребления этих букв. Почему же оно закрепилось?
Оказалось, что в конце XIX века некий лондонский предприниматель, наладивший выпуск пишущих машинок, таким образом решил рекламировать свою фирму «Qwerty». Потом уже, когда серийное производство машинок закрепило такое расположение клавиш, изменить его было невозможно.
Другой технологический пример – ширина железнодорожной колеи. Известно, что наши поезда, пересекая западную границу, вынуждены проходить утомительную процедуру смены полуосей: там ширина колеи другая, более узкая. А инженерная мысль доказала, что «самая правильная» колея у нас. Но никто, разумеется за границей перестраивать свои «путя» уже не будет.
Так и в экономике, и в политике, и в личной жизни: принятые сегодня ошибочные решения, совершенные некрасивые поступки определяют завтрашний день. И завтра переиграть все «с чистого листа» уже невозможно. Случайные, ошибочные, глупые, конъюнктурные решения, принятые сегодня, завтра застывают и превращаются в структуру, в порядок расположения клавиш, в институциональную колею, по которой надо будет двигаться. Из нее уже не выскочишь.
Лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт применил «закон QWERTY» в качестве методологического принципа при анализе проблемы исторического развития экономик различных стран. Оказывается, что любой стране чрезвычайно трудно, почти невозможно, сменить свою «колею» исторического пути. Но в начале этого пути обычно есть некое стечение обстоятельств, случай, подобный QWERTY.
Так, например, в XVI-XVII веках Испания была могущественнейшей колониальной империей, теснившей Англию на мировых рынках. А к началу ХХ века она пришла в полный упадок и в результате даже скатилась потом к фашистской диктатуре. Англия же стала страной номер один. В чем же дело? Норт говорит: «Случайность. Закон QWERTY».
Все дело в том, что в Испании король полностью контролировал налоговую систему, а в Англии сбор налогов и расходование бюджета стал контролировать парламент. Он однажды, так случилось, отвоевал это право у короны. В Испании поэтому все несметные богатства короли, которые любят воевать, вбухали в военные операции, а в Англии создалась благоприятная ситуация для накоплений и инвестиций. Никто тогда и не предполагал, что это сулит великое будущее Англии.
Испания и до сих пор с трудом выбирается из этой «колеи». А Японии, например, в этом отношении «повезло» больше - её феодально-самурайскую «колею» до основания разбомбили американские бомбардировщики. «Как же надо было унизить эту страну, чтобы она так возвысилась!» - воскликнул по этому поводу один известный политик.
Наша страна – посмотрим правде в глаза – все еще крепко и надежно сидит в советской колее «раздаточной экономики», где привилегии выше права, а производительная собственность является функцией не труда, а коррупции. Поэтому все новации рыночного толка ничего, кроме вывесок, до сих пор фактически не поменяли. Президент – тот же генсек, его администрация – ЦК партии, СНБО – Политбюро, областные администрации – обкомы, любая партия власти – уродливая копия КПСС. И вся текущая буза, которую устраивают сейчас областные советы (русский язык, НАТО, парад сепаратистских инициатив) – реакционная попытка «региональной» бюрократии заблокировать реформы и сохранить командные высоты в привычной глубокой «колее».
Проблема в том, как долго мы еще согласимся быть фатальными жертвами закона, по которому ошибочные, случайные решения политиков будут определять наш образ и качество жизни.
Николай Козырев, "Родина Восток"