В подконтрольном Луганскому облсовету газете «Вести Луганщины» с недавних пор появился новый термин — «восточный ветер». Что он означает?
Местные политтехнологи объяснили: изменения в киевской власти начнутся под воздействием политиков «новой волны», которые придут в высшие коридоры власти из Донбасса.
Крайняя оппозиционность, которую вот уже третий месяц демонстрирует Луганщина, объясняется просто. Луганским регионалам отведена миссия первопроходцев — на вверенных им территориях они воплощают в жизнь ноу-хау из арсенала руководителей Партии регионов. Область преобразована на своеобразный форпост «бело-голубого» лагеря.
Возглавляют луганское оппозиционное к центру движение народные депутаты-регионалы Александр Ефремов и Виктор Тихонов.
Этот тандем оформился ещё в середине 80-тых, когда оба занимали должности первых секретарей, Тихонов — Луганского горкома КПУ, а Ефремов — горкома комсомола.
В 1998 году Тихонов, не без помощи своего друга Юрия Лужкова, возглавил Луганский областной совет, а Ефремова назначили губернатором.
Нескольких лет хватило, чтобы, балансируя на противоречиях могущественных финансово-промышленных групп и осуществляя в их пользу определенные действия, представители Луганской властной элиты нарастили себе экономические и политические мышцы и зарекомендовали себя на Банковой.
Эта цель была практически достигнута ко времени прихода на премьерскую должность Виктора Януковича. Отношения с экс-губернатором Донбасса для луганчан не были и не стали равными ни до, ни после киевского вхождения во власть Януковича.
Луганскому тандему премьер отвёл роль простых наблюдателей в делении финансовых потоков. Тихонову приходилось искать помощи для решения проблем непосредственно у Леонида Кучмы.
Однако в трудные для власти времена, когда в Киеве «оранжевые» были близки к победе, луганчане подставили плечо Януковичу, организовали Северодонецкий съезд и присутствие Юрия Лужкова, а Ефремов смело заявил: «Ющенко, ты никогда не заставишь меня встать перед тобой на колени!».
Всё изменилось после инаугурации Ющенко. Отцы области попытались найти защиту у Литвина под видом борьбы за права местного самоуправления. Тихонов объявил себя поборником федерализма и напросился способствовать организации всеукраинского совещания по этому вопросу.
Экс-спикер не помог, предложенными Тихоновим услугами просто пренебрегли. Ефремова также не отстояли, хоть он и посылал новой власти и лично президенту недвусмысленные месседжи о своей лояльности. Другого пути, кроме как идти на поклон к донецким, у луганчан не стало.
Летом минувшего года Ахметов находился в Монако, а Янукович в подполье рассуждал о своей последующей судьбе.
Тогда главный идеолог луганчан Владимир Иванов порекомендовал лидерам ПР переходить к активным действиям, в частности искать сторонников в «Единой России». Тихонов и Ефремов подключили Юрия Лужкова, и процесс пошёл.
Теснее всего луганчане сближались с донецкими после отставки Юлии Тимошенко и подписания меморандума о сотрудничестве между властью и оппозицией.
К должности Луганского губернатора, которая освободилась в результате интриг, никто особенно не рвался.
Уж слишком высоким оказался порог восхождения на эту позицию — местная политекономична элита была, в сущности, неуправляемой.
О чём молчал Москаль
Сначала замминистра внутренних дел Геннадий Москаль претендовал на должность губернатора Днепропетровской области, но в результате получил Луганщину.
Варяг прибыл неожиданно для местной элиты. Он не искал контактов с вчерашними отцами области, а позиционировал себя исключительно как «человек президента».
И хотя жизнь рядового обывателя с приходом нового губернатора кардинально не улучшилась, объективно Москаль приложил максимум усилия, чтобы досконально изучить реальное положение дел в регионе и попробовать что-то изменить.
Например, при прежней власти никого особенно не волновала судьба около трёх тысяч умирающих предприятий. Москаль или не первым призывал инвесторов к области и пообещал им всестороннюю поддержку.
Как и следовало ожидать, Москаль в Луганске оказался практически в изоляции. Причиной для этого стал существующий здесь механизм подбора кадров, основным принципом которого является исключительно фактор личной преданности высшему заместителю.
Новому губернатору попросту не было с кем даже обсудить местные проблемы. Пришлось в срочном порядке формировать работоспособную команду, куда попали и действительно профессионалы, такие как Сергей Тихоновский и Юрий Балковой, и киевские «казачки».
(По совету Кинаха должность первого зама занял верный кучмист Александр Кобитев, который набил руку на финансовых операциях в угольной промышленности).
Жители Луганщины, не обременённые деньгами и властью, не привыкли видеть в практически всемогущем чиновнике человека, который стремится изменить что-то к лучшему в их жизни. В отличие от местной элиты, люди поддерживали нового губернатора.
Однако, дав президенту согласие возглавить список кандидатов в депутаты от НСНУ в областной совет, генерал подписал себе «смертный приговор» — дни его пребывания на Луганщине были сочтены с момента объявления результатов выборов.
20 апреля, на донецкой встрече Виктора Януковича с заместителем главы секретариата президента Анатолием Матвиенко, регионалы возжелали отозвать Москаля из области. Чтобы предотвратить неминуемую и унизительную отставку губернатора, Виктор Ющенко подписал поданное ему заранее заявление.
Поражение НСНУ в Луганске было далеко не единственной причиной отставки Москаля. В феврале этого года к нему обратились двое офицеров из Луганского УБОПа, Очеретный и Омельченко, имевшие оперативную информацию о деятельности Тихонова и Ефремова.
Перед этим обращением они направили письма с просьбой разобраться с их данными сразу в несколько инстанций: в Генпрокуратуру, в МВД Луценко, главе СПУ Морозу, в секретариат президента.
Везде эти сведения оставили без внимания. А Москаль досконально разобрался, но ничего не сделал.
По словам офицеров, Москаль в беседе с ними отметил, что подобные разборы в предвыборный период спровоцируют истерику о политических преследованиях Партии регионов. Но влиятельные луганчане, скорее всего, были в курсе осведомленности Москаля.
Куда дует восточный ветер? Влиятельный Давид Жвания недавно продал административное здание местного станкостроительного завода, где был расположен известный на всю страну музей предприятия, которое дало начало рождению самого Луганска.
Он владел зданием на паях с Владимиром Пристюком, который был заместителем председателя Луганской обладминистрации, человеком, близким к Тихонову и Ефремову. Сегодня Пристюк — один из замов председателя Луганского облсовета.
Таким образом, Луганщина опять под контролем бывших. С ними предпочитают договариваться, но не ссориться.
Даже если облсовет принимает решения, которые противоречить политике центра. Поскольку в облсовете из 120 депутатов 100 — представители ПР, решение о предоставлении русскому языку статуса региональной и объявления края «территорией без НАТО» прошли на ура.
По решению сессии от 2 июня, сооружение рва на украино-российской границе в рамках реализации правительственной программы «Контрабанде — стоп!» было прекращено. Заместитель председателя облсовета Голенко назвал ров «второй Берлинской стеной», а Ефремов — «осиновым клином» в дело дружбы двух «братских народов».
Активно обсуждаются и кандидатуры будущих губернаторов края. Причём Тихонов через подконтрольные ему СМИ сигнализирует о степени лояльности луганских к тому или иному кандидату.
Преимущества предоставляются Юрию Бойко и экс-главе областной налоговой администрации Александру Антипову.
В немилости у луганчан оказался, например, Олег Дубина. Обсуждался даже вариант самоназначения губернатора на одной из сессий облсовета. Но до этого пока ещё не дошло.
Очевидно, в Луганске пока не получили соответствующей команды от руководства ПР.
Однако на днях в области заговорили об отставке Виктора Ющенко. В беседе с журналистами Тихонов оговорился, что на одном из ближайших заседаний парламента группа народных депутатов-луганчан от ПР намеревается затронуть вопрос о начале процедуры импичмента президента.
На следующий день Ефремов назвал вопрос импичмента преждевременным, намекнув на то, что в «Нашей Украине» есть прагматично настроенные депутаты, которые готовы сесть за стол переговоров с «бело-голубыми».
Похоже, на местах состав будущей коалиции уже известен.
Юрий Ноженко, Луганск, для УП