Допустим, вы бизнесмен, и вам надо решить вопрос о выделении земли. Есть у меня такие знакомые, которым и земля не нужна, но сыграть для журналиста роль подсадной утки в его расследовании могут. Да и с офицерами разными я не один год общался. Так, что идет мой посланец в горисполком. Там ему популярно объясняют, что для начала нужно зайти к одному из заместителей городского головы. Да не ко всякому, а только либо к «Пронину», либо к «Эльвире».
Уже писал, что камбродские в понятиях не очень, поэтому и рабочие имена (псевдонимы), или, если хотите погоняла, так на паспортные данные похожи.
«Мафией принято называть организованную преступную группировку при условии сращивания ее с властью» (Юрий Щекочихин, «Лев прыгнул»)
«Развитие национальных мафиозных структур всегда имеет свои особенности... Сицилийская «Коза ностра», японская «Якудза», китайские «Триады»... «русская мафия» на первый взгляд не похожи...» (Из интервью директора ФБР «Комсомольской правде»)
Отступление первое. Историческое
Прежде всего, давайте разберемся в терминологии. Слово «взятка» от глагола взять пришло в русский язык настолько давно, что многие из нас и не подозревают о его первоначальном смысле. Это термин из пчеловодства, где взяткой (взятком) называлось, и называется до сих пор, нектар, собранный пчелой за один «боевой вылет» из улья. Но выражение «трудится как пчелка» это не о наших чиновниках. Для не пчеловодов - это деньги, другие ценности (борзые щенки), которые мы вынуждены давать человеку обличенному властью за то, что он либо сделает то, что и так входит в его рабочие обязанности, или не сделает, (к примеру покроет преступление). Если вы согласны с таким определением, поехали дальше.
Времена, когда взятки передавали из рук в руки – это не прошлый, а даже позапрошлый век. Так брали и давали при Николае І. И таких питекантропов от взяточничества доживших до наших дней, милиция и СБУ отлавливает без всякого труда. Благо, деньги метить порошком, светящемся в ультрафиолете, давно научились, а видеокамерами и диктофонами сейчас даже дворники пользоваться научились. Вот и ловят правоохранители, то паспортистку из ЖЭКа за прописку, то квартальную за справку, изредка преподавателя вуза за зачет, или экзамен. Чиновники, умные чиновники, давно придумали множество способов, делающих их полностью неуязвимыми для правоохранителей.
Вот что рассказал мне один офицер занимающейся борьбой с коррупцией еще в те годы, когда нашу область возглавлял Петр Купин:
– А что мы можем сделать, Сергей? Ну вот узнали, что бизнесмен ИКС собирается дать взятку заместителю губернатора ИГРЕК за то, чтобы конкретная фирма получила разрешение на прием металлолома от населения. Узнали, установили в кабинете чиновника видеокамеры. Заметь, установили незаконно. Никто бы нам санкцию на такое не дал. Смотрим запись. Пришел бизнесмен. Поздоровались с чиновником. О «деле» ни слова. Договорились встретиться вечером и поиграть в преферанс. Мы срочно в месте их вечерней встречи камеры ставим, «жучки». В общем, готовимся. Смотрим записи игры. Пьют коньяк, играют в карты. О «деле» опять ни слова. Вот только игра... Ты в преферанс играешь? Тогда поймешь. Играют по доллару за вист. А пуля не десять, а единица. Чтоб сразу выигрыш посчитать. И вот бизнесмен (мы видим его карты), при гарантированных семи взятках заказывает «мизер». За полчаса проиграл пятнадцать тысяч зелени, извинился, что больше играть не на что, выпил на посошок и уехал. О деле ни слова, ни жеста. А на следующий день этот бизнесмен (мы его очень плотно вели) идет в облгосадминистрацию и на общих основаниях сдает свою заявку. Через месяц получает ее завизированную уже другим заместителем губернатора. Вот и скажи – кого мне сажать? И за что? За игру в карты на деньги? За подпись зама губернатора, который того бизнесмена и в глаза не видел, и денег у него не брал?
Так брали в начале нашей Независимости. При губернаторе-коммунисте. Брали и смеялись над СБУ и милицией. Сейчас даже не смеются. Спросишь, удивленно поднимут брови. Потому что взятки теперь не берут, а как пылесосом выкачивают из бизнеса при помощи хорошо отработанных схем. Вот одна из них.
Отступление второе. Благотворительное (схема)
Допустим, вы бизнесмен, и вам надо решить вопрос о выделении земли. Есть у меня такие знакомые, которым и земля не нужна, но сыграть для журналиста роль подсадной утки в его расследовании могут. Да и с офицерами разными я не один год общался. Так, что идет мой посланец в горисполком. Там ему популярно объясняют, что для начала нужно зайти к одному из заместителей городского головы. Да не ко всякому, а только либо к «Пронину», либо к «Эльвире». Уже писал, что камбродские в понятиях не очень, поэтому и рабочие имена (псевдонимы), или, если хотите погоняла, так на паспортные данные похожи.
Заходите вы, значит, в кабинет. Излагаете вопрос. Вас угощают кофе и хозяин (хозяйка) кабинета, извинившись покидает вас на «минутку». За эту минутку (обычно минут десять), в кабинет заходит другой чиновник и ненавязчиво объясняет, что неплохо бы вам перечислить энную сумму на некий благотворительный фонд созданный для процветания нашего города. Если вы согласны, чиновник уходит. Заходит хозяин кабинета и ждет звонка от своего чиновника. Узнав о вашем согласии, просит вас подождать еще пару минут, пока принесут вот такой документ на бланке горисполкома (кому он адресован умолчу умышленно. Пусть в горисполкоме ломают голову, кто именно их «журналисту заложил»).
Суммы в таких документах бывают разные. От десяти до ста тысяч гривен (может и больше, но мне такие раскопать удалось- С.С). И к чему тут подкопаешься? Кравченко этого бизнесмена и в глаза не видел. Фигуранты нашей истории, проходящие под псевдонимами «Пронин» и «Эльвира», его бесплатным кофе угостили (или чем по крепче). Чиновник, который в кабинет заходил – совет дружеский дал, не больше. А то, что в одном письме этот банковский счет, а в другом совсем другой (по ошибке компьютера спутавшего два файла), так это ни к какому уголовному делу не пришьешь. Вот только долго не мог понять, что мне эта трехступенчатая передача (мэр, который не в курсе, его заместитель вышедший на минутку, чиновник на эту минутку заглянувший в кабинет) напомнили. Потом догадался. Да это же классическое построение структуры китайской мафии. Так называемых «Триад».
Отступление третье. Фантасмагорическое
Представим себе, что в некотором царства, в некотором государстве, к власти в одном из крупных городов пришли китайские (на путать с камбродскими) «Триады».
Во главе этой мафиозной структуры (вспомним, мафия–это организованная преступная группировка сросшаяся с властью), стоит, как известно «Великий Желтый Дракон». Просьба не путать с бело-голубым Кравченко. Второе лицо в иерархии «Триад», ее идеолог и правая рука «Дракона» – «Бумажный Веер». Веер, конечно, может быть и бело-голубым, но вновь просьба автора не путать этот титул с неким «Прониным», который не то депутат и лидер фракции регионов, не то заместитель дракона, тьфу-ты, прости Господи, городского головы. И, наконец, не входящая формально в «Триады» Мадам Вонг. Хозяйка пиратского флота, который в восьмидесятых годах прошлого века даже дал сражение эсминцу и трем сторожевым кораблям Филиппин. И хотя филиппинскую эскадру поддерживала с воздуха эскадрилья «Фантомов», сражение закончилось вничью. Пираты потеряли три корабля, филиппинцы два корабля и два самолета. Ну тут уж никто эту Мадам с некоей «Эльвирой» не спутает и без моей просьбы. Общего между ними только то, что обе красивые женщины. Так этого добра в мире много.
Но вернемся к нашему гипотетическому, или фантасмагорическому городу, у власти которого в результате демократических выборов оказались «китайские» «Триады». В наше время с автоматами банки не грабят. Бизнес у них легальный. Ну, или почти легальный. Поэтому, можно не сомневаться, что они «будуть сприяти» социальному, экономическому и культурному развитию города. Будут получать за это зарплаты от государства и отчисления «для підтримки обдарованих мешканців міста». Они ведь действительно живут в этом городе. И только одаренные головы могли придумать приведенную выше схему. Не ее одну, конечно. Но об этом в одной из следующих публикаций. А то, что с автоматами по улицам не бегают, банки и коммерческие ларьки не грабят... Так ведь и Мадам Вонг уже давно не грабит корабли получившие «крышу» от «Великого Желтого Дракона». Или письмо с „пропозицією довгострокового та плідного співробітництва» от городского головы.
Отступление четвертое. Юридическое
Как мы уже убедились, наказать по закону нашу „триадку» невозможно. Если уж перед преферансистами Купина и СБУ и УБОП пасовали, то против этой схемы им и подавно не светит. Но преступление должно быть наказано? Все скажут– ДА! В Китае, например, чиновника, уличенного во взятке, публично казнят на стадионе или центральной площади города. Ну это у них. Где „Триады». У нас же и смертная казнь отменена и суды (официальные материалы МВД) пойманных взяточников не садят а... штрафуют. Подчас на сумму меньше самой взятки.
Но вот какую историю рассказал мне когда-то тогдашний начальник стахановского отдела по борьбе с организованной преступностью полковник милиции Гриневич. Узнала его структура, что заместитель Директора местного Центрального рынка, этакий питекантроп от взяточничества, назовем его, скажем, Сибиханкулов (если фамилия с кем-то из нынешней бизнес-элиты Стаханова совпала– то это случайно) начал вымогать с предпринимателей крупные суммы в иностранной валюте. Он не то, что до схем, даже до преферанса не додумался. Взяли его, естественно, с поличным. В момент получения взятки. Посидел этот питекантроп всего несколько месяцев, пока тогдашний Верховный суд Украины не заменил ему четыре года зоны на четыре года условно. Вот только собирал мзду этот господин для команды тогдашнего мэра. И чтобы он не разболтал об этом, команде пришлось в Киев 80 тысяч у.е. отвезти. Плату за мягкий приговор. Именно этих денег команде не хватило на выборах, чтобы удержаться у власти.
То есть если нельзя казнить, как в Китае, посадить или изгнать в Англию, как в Росии, то нужно наказывать ударом по «кошельку. Наворовали? Пусть делятся с различными проверяющими органами, своими депутатами, наконец. А то после празднования дня города на одном из благотворительных счетов, по моим данным, еще полтора миллиона гривень осталось. А счета, как мы помним, очень легко перепутать. Ну, не тот файл компьютер распечатал, а голова, среди десятка бумажек на подпись, не в состоянии за такой мелочью уследить.
Вот не в расчете на мифическую справедливость (давно в нее не верю), а на один из сценариев, когда хищники у хищников добычу рвать будут, и начал это конкретное расследование. Что поделать, только пять процентов людей способны быть лидерами. В условиях нашего дикого капитализма, «понятий» и «триад», это значит, что один из двадцати кушает бутерброд с красной икрой, а девятнадцать лохов ,у которых он выдурил и масло и хлеб , и ту же икру, глотают „Мивину», а то и „Чаппи» какой-нибудь.
Так, что, господа хищники, предлагаю подраться хотя бы за те полтора миллиона(сами номер того, второго счета отыщите, или подсказать?). А мы как римские плебеи за этим боем понаблюдаем. Если уж хлеб дорожает, так хоть зрелища давайте.
Сергей Сорокин, газета «Молодогвардеец»